Форма урока: комбинированный урок.
Цель: приблизить учащихся к сознательному восприятию
произведений классической музыки.
Задачи:
1. Выявить взаимосвязь музыкального искусства с общим
развитием культуры.
2. Обозначить точки соприкосновения идейной основы
цикла «прелюдия-фуга» с исканиями философской мысли Западной Европы XVII века.
3. Научить учащихся замечать, как средствами музыки
воплощается идейная основа цикла.
Подготовка к уроку
1. Перед началом урока учитель выбирает двух учащихся
и дает им карточки с текстом диалога Цицерона, распределив при этом роли.
2. На доске учитель пишет афоризм французского
моралиста XVII века Б. Паскаля: «Познаем самих себя, пусть при этом мы не
постигнем истины, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое
насущнее дело».
Ход урока
I этап.
Урок рекомендуется начать с обсуждения с учащимися
афоризма Паскаля, что поможет создать необходимый для восприятия материала
эмоциональный настрой у учащихся.
Учитель. В XVII веке вера человека в возможности рационального
постижения мира была безгранична. Именно тогда естественные науки,
занимающиеся изучением природы, отделились, наконец, от теологии и философии и
стали полноценной областью знаний. В это время жили и совершали великие
открытия физики Галилей и Ньютон, астроном Кеплер, математики и философы Декарт,
Лейбниц и появились такие великие философы, как Спиноза» Паскаль, Гоббс, Локк.
В своих рассуждениях они пытались дойти до основ бытия, постичь начало всех
начал. Подобные идеи вдохновляли и музыкальное искусство, в котором наблюдается
стремление создать обобщенную картину мироздания. Итогом этих стремлений стал
цикл, состоящий из двух контрастных пьес - прелюдии и
фуги.
Прослушивание прелюдии и фуги до минор И. С. Баха из
ХТК, I том. Общее время звучания 3.42.
Задание классу:
1. Сгруппировать по смыслу следующие слова: хаос -
порядок свобода - дисциплина, случайность - система, чувство - разум.
2. Объяснить свой выбор.
В результате у учащихся должны получиться две группы
слов:
1-я группа: хаос, свобода, случайность, чувство.
2-я группа: порядок, дисциплина, система, разум.
Вопрос классу: Какая группа слов больше подходит для характеристики прелюдии,
фуги?
Учитель (после обсуждения) предлагает правильный ответ.
1-я группа слов больше подходит для характеристики прелюдии,
2-я группа слов
больше подходит для характеристики фуги.
II этап.
Учитель. Название «прелюдия» означает предшествование.
Словом «прелюдирование» в XVII веке обозначали игру органиста перед началом
церковной службы. Для прелюдирования была характерна импровизационность,
органист использовал блестящие пассажи, бурлящие гаммы, арпеджио, массивные
аккорды. Все эти разнородные элементы должны были символизировать природный
хаос, непредсказуемость природных сил. Когда
прелюдирование превратилось в прелюдию, став первой пьесой цикла,
импровизационные фигуры превратились в музыкальный рисунок, который периодически
повторяется на протяжении всего произведения, так, например, В природе потоки
дождя, порывы ветра, колебания волн стихийны и вместе с тем в них есть некая
повторность, монотонность. С этих позиций послушаем еще раз прелюдию.
Прослушивание органной прелюдии до минор Баха.
III этап.
Воспроизведение учащимися диалога римского императора
Цицерона с воображаемым учеником:
Цицерон. Признаешь ли ты, что души или пребывают после
смерти или гибнут, когда приходит смерть?
Ученик. Конечно, признаю!
Цицерон. И если они пребывают, то что же?
Ученик. Тогда, я полагаю, они блаженны.
Цицерон. А если гибнут?
Ученик. Тогда они, по крайней мере, несчастны, ибо не
существуют более: я ведь только что признал это, поддавшись твоим настояниям-
Цицерон. Как же тогда и почему же тогда говоришь ты,
что смерть тебе кажется злом? Ведь благодаря ей души становятся или блаженны,
сохраняя бытие, или безбедны, лишаясь чувств!
Учитель. В XVII веке многие философы писали свои сочинения
в форме обсуждения, дискуссии между двумя возражающими друг другу
собеседниками. А задавали философы себе самые важные вопросы: каковы критерии
истины? как убедиться в правильности собственных суждений? как не сбиться с
пути в поиске верного решения? Музыкальным отражением этих философских споров,
своеобразным музыкальным портретом самого процесса мышления стала фуга. Она,
конечно, не может обрисовать конкретное содержание обсуждения или спора, но
она прекрасно передает его эмоциональную атмосферу, заставляя почувствовать
все напряжение и вместе с тем раскованность самого процесса мышления.
Задание классу; во время прослушивания обратить внимание,
как повторяется тема, т. е. главная мысль, в разных голосах, затем вы услышите
отступление от теша, и в последнем разделе фуги вновь звучат тема.
Это значит, что напряженный спор закончен согласием.
На усмотрение учителя можно дать классу более сложный
вариант объяснения структуры фуги:
I раздел фуги (начало), когда тема поочередно звучит
во всех голосах, - это экспозиция: образно говоря, главную мысль (тему) как бы
повторяет несколько человек;
II раздел - интермедия: тема обсуждается,
рассматривается с разных сторон;
III раздел - реприза: тема вновь повторяется, голоса
приходят к согласию.
Прослушивание органной фуги до минор Баха.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Написать небольшое рассуждение на тему «Как я
понимаю афоризм Паскаля. Рассуждение изложить в форме диалога, подобно тому,
как это делали философы XVII века.
2. Описать свои впечатления от прослушанной на уроке
музыки.
3. Письменно ответить на вопрос «Как изменилась мое
восприятие музыки Баха (или конкретно его прелюдий и фуг) после урока?».
Вопросы к теме:
1. Как в науке и философии проявилась безграничная
вера человека в возможности рационального постижения мира?
2. Каким образом в музыкальном искусстве проявилось
стремление создать обобщенную картину мироздания?
3. Что называли в XVII веке словом «прелюдирование»?
4. Почему музыкальный цикл «прелюдия - фуга» составлен
из контрастных пьес?
5. Почему фугу можно назвать «музыкальным портретом»
процесса мышления?
|