Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:40:55
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ХАОС-ПОРЯДОК (О ЧЕМ НАМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА)
25.08.2011, 20:28:17

Форма урока: комбинированный урок.

Цель: приблизить учащихся к сознательному восприятию произведений классической музыки.

Задачи:

1. Выявить взаимосвязь музыкального искусства с общим развитием культуры.

2. Обозначить точки соприкосновения идейной основы цикла «прелюдия-фуга» с исканиями философской мысли Западной Евро­пы XVII века.

3. Научить учащихся замечать, как средствами музыки вопло­щается идейная основа цикла.

Подготовка к уроку

1. Перед началом урока учитель выбирает двух учащихся и дает им карточки с текстом диалога Цицерона, распре­делив при этом роли.

2. На доске учитель пишет афоризм французского моралиста XVII века Б. Паскаля: «Познаем самих себя, пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущнее дело».

Ход урока

I этап.

Урок рекомендуется начать с обсуждения с учащимися афоризма Паскаля, что поможет создать необходимый для воспри­ятия материала эмоциональный настрой у учащихся.

Учитель. В XVII веке вера человека в возможности рацио­нального постижения мира была безгранична. Именно тогда естест­венные науки, занимающиеся изучением природы, отделились, на­конец, от теологии и философии и стали полноценной областью знаний. В это время жили и совершали великие открытия физики Галилей и Ньютон, астроном Кеплер, математики и философы Де­карт, Лейбниц и появились такие великие философы, как Спиноза» Паскаль, Гоббс, Локк. В своих рассуждениях они пытались дойти до основ бытия, постичь начало всех начал. Подобные идеи вдохновля­ли и музыкальное искусство, в котором наблюдается стремление создать обобщенную картину мироздания. Итогом этих стремлений стал цикл, состоящий из двух контрастных пьес - прелюдии и фуги.

Прослушивание прелюдии и фуги до минор И. С. Баха из ХТК, I том. Общее время звучания 3.42.

Задание классу:

1. Сгруппировать по смыслу следующие слова: хаос - порядок свобода - дисциплина, случайность - система, чувство - разум.

2. Объяснить свой выбор.

В результате у учащихся должны получиться две группы слов:

1-я группа: хаос, свобода, случайность, чувство.

2-я группа: порядок, дисциплина, система, разум. Вопрос классу: Какая группа слов больше подходит для характеристики прелюдии, фуги?

Учитель (после обсуждения) предлагает правильный от­вет.

1-я группа слов больше подходит для характеристики прелю­дии,

2-я группа слов больше подходит для характеристики фуги.

II этап.

Учитель. Название «прелюдия» означает предшествование. Словом «прелюдирование» в XVII веке обозначали игру органиста перед началом церковной службы. Для прелюдирования была харак­терна импровизационность, органист использовал блестящие пасса­жи, бурлящие гаммы, арпеджио, массивные аккорды. Все эти разно­родные элементы должны были символизировать природный хаос, непредсказуемость природных сил. Когда прелюдирование превра­тилось в прелюдию, став первой пьесой цикла, импровизационные фигуры превратились в музыкальный рисунок, который периодиче­ски повторяется на протяжении всего произведения, так, например, В природе потоки дождя, порывы ветра, колебания волн стихийны и вместе с тем в них есть некая повторность, монотонность. С этих позиций послушаем еще раз прелюдию.

Прослушивание органной прелюдии до минор Баха.

III этап.

Воспроизведение учащимися диалога римского им­ператора Цицерона с воображаемым учеником:

Цицерон. Признаешь ли ты, что души или пребывают после смерти или гибнут, когда приходит смерть?

Ученик. Конечно, признаю!

Цицерон. И если они пребывают, то что же?

Ученик. Тогда, я полагаю, они блаженны.

Цицерон. А если гибнут?

Ученик. Тогда они, по крайней мере, несчастны, ибо не су­ществуют более: я ведь только что признал это, поддавшись твоим настояниям-

Цицерон. Как же тогда и почему же тогда говоришь ты, что смерть тебе кажется злом? Ведь благодаря ей души становятся или блаженны, сохраняя бытие, или безбедны, лишаясь чувств!

Учитель. В XVII веке многие философы писали свои сочи­нения в форме обсуждения, дискуссии между двумя возражающими друг другу собеседниками. А задавали философы себе самые важ­ные вопросы: каковы критерии истины? как убедиться в правильно­сти собственных суждений? как не сбиться с пути в поиске верного решения? Музыкальным отражением этих философских споров, своеобразным музыкальным портретом самого процесса мышления стала фуга. Она, конечно, не может обрисовать конкретное содер­жание обсуждения или спора, но она прекрасно передает его эмо­циональную атмосферу, заставляя почувствовать все напряжение и вместе с тем раскованность самого процесса мышления.

Задание классу; во время прослушивания обратить вни­мание, как повторяется тема, т. е. главная мысль, в разных голосах, затем вы услышите отступление от теша, и в последнем разделе фу­ги вновь звучат тема.

Это значит, что напряженный спор закончен согласием.

На усмотрение учителя можно дать классу более сложный вариант объяснения структуры фуги:

I раздел фуги (начало), когда тема поочередно звучит во всех голосах, - это экспозиция: образно говоря, главную мысль (тему) как бы повторяет несколько человек;

II раздел - интермедия: тема обсуждается, рассматривает­ся с разных сторон;

III раздел - реприза: тема вновь повторяется, голоса приходят к согласию.

Прослушивание органной фуги до минор Баха.

Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Написать небольшое рассуждение на тему «Как я понимаю афоризм Паскаля. Рассуждение изложить в форме диалога, подобно тому, как это делали философы XVII века.

2. Описать свои впечатления от прослушанной на уроке музыки.

3. Письменно ответить на вопрос «Как изменилась мое вос­приятие музыки Баха (или конкретно его прелюдий и фуг) после урока?».

Вопросы к теме:

1. Как в науке и философии проявилась безграничная вера че­ловека в возможности рационального постижения мира?

2. Каким образом в музыкальном искусстве проявилось стрем­ление создать обобщенную картину мироздания?

3. Что называли в XVII веке словом «прелюдирование»?

4. Почему музыкальный цикл «прелюдия - фуга» составлен из контрастных пьес?

5. Почему фугу можно назвать «музыкальным портретом» процесса мышления?

Категория: МХК | Добавил: Вилли | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, театр, Эстетика, Культура, урок МХК, пособие для учителя
Просмотров: 1015 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0