Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 03.05.2024, 00:55:46
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Культура древней Руси. Славянские племена
04.06.2012, 20:18:14

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

Н.П. Кончаловская

Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет,
И первых лет уроки.
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая!
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?!

В.А. Жуковский


Эпиграф:
Панмонголизм!
Хоть имя дико,
Но мне ласкает слух оно!

Владимир Соловьев.

Музыкальный эпиграф:
Н.А. Римский –Корсаков. Вступление к опере «Снегурочка».

Оборудование:
магнитофон, диапроектор, слайды из комплекта «Народоведение», книга «Мифы Древних славян».

Подготовительная работа:
Учащиеся готовят к прочтению стихотворение А. Блока «Скифы».
Готовят пересказ мифа из книги Бус Кресеня «Велесова книга», главу «Новогородские легенды о словенах».

Цель урока:
узнать, почему скифы стали называться славянами, знакомиться с древней культурой наших предков в дохристианскую эпоху.

Задачи:
Обучающие:

  • Знакомство с мифами древних славян.
  • Знакомство с тем, где селились славяне.
  • Связь их жизни с природой, язычество.
  • Художественное творчество славян, его значение в их повседневной жизни.
Развивающие:
  • Развивать интерес к литературному творчеству прошлого своего народа.
  • Развивать умение пользоваться дополнительной литературой.
  • Развивать национальное самосознание учащихся.
Воспитательные:
  • Открывать для себя старорусский язык, который является характеристикой быта, нравов, обрядов древних славян.
  • Воспитывать уважение к прошлому России.
  • Воспитывать бережное отношение к памятникам культуры.
  • Воспитывать патриотические чувства в отношении отечественной культуры.

Ход урока:

Мы уже с вами знаем, что на территории нашей страны, а конкретно, в Южной Сибири, на Кубани, в Причерноморье, в Средней Азии жили племена, которых назовет история скифами. Они принадлежали к европейскому типу, а их язык – к иранской группе индоевропейской семьи языков.
Скифы не были завоевателями, они не занимали городов, а расселялись в степях, собирая дань, входили в военные союзы с разными государствами.
По словам греческого историка Геродота, особым почитанием пользовался у скифов бог огня — Табити, а также бог, воплощенный в древнем железном мече, которому они приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника.
Художественное творчество скифов проявлялось в основном в сфере декоративно-прикладного искусства. Об этом говорят находки раскрытых старинных курганов. Это были украшения человека, оружия, конской утвари. Часто эти произведения искусства носили магический характер.
Особенностью самобытной скифской культуры является так называемый звериный стиль.

Показываю учащимся некоторые предметы скифских изделий. (это могут быть слайды или просматриваем эти изделия на компьютере).

Булавка в виде секиры с изображением собак и оленя. Бронза. (нач.3тыс.до н.э. Кавказ)
Пантера. Золото.( конец VIIв.до н.э.Краснодарский край)
Навершие в виде грифона с головой оленя в клюве. Дерево, кожа. (Vв.до н.э. Алтай).

Вопросы:
  1. Какое магическое значение имели такие произведения искусства у скифов, особенно, если их дарили друг другу?
  2. Чем отличается алтайский вариант звериного стиля от кавказского?
  3. Отражением каких событий были мотивы борьбы зверей?
  4. Как мы называем религию, когда люди поклоняютя явлениям природы?

Ученики: -Язычество!

Язычниками были скифы, а также и народы, которые населяли южные территории нашей страны и Украины. Позже эти народы стали называться славянами.
Прежде чем вести разговор о скифах и славянах, прочитаем стихотворение Александра Блока "Скифы".

Вопросы:
  1. Что говорит Блок о происхождении скифов?
  2. Что означает сравнение: Россия-Сфинкс?
  3. Какие качества характера присущи сфинксам?
  4. К чему призывают слова: «В последний раз на светлый братский пир сзывает варварская лира!»?


А теперь обратимся непосредственно к мифологии древних славян и познакомимся с одним из мифов из книги автора Бус Кресень "Велесова Книга". (глава 3, раздел II «Новгородские легенды о словенах», стр.272).
После прочтения мифа учащиеся открывают для себя, что Словен и Скиф были братья.

Вопросы:
  1. Это были коренные северяне, если нет, то откуда они пришли?
  2. Какой город основал Словен и как он его назвал? Как сейчас называется этот город?
  3. Что же произошло со Скифом?

После краткого анализа данной легенды, обращаемся к пояснительной записке, где приводится следующий текст:
« Лета 3113 (2578 до н.э.) великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новград, от устие великого озера Ильмера по реце Волхову полтретья поприща. И от того времени новопришельцы скифы начаша именоватися словен…».
Теперь обратимся к эпиграфу. Соловьев говорит о панмонголизме. Как вы это понимаете?
Нам известно из литературы, из истории, что люди селились там, где была вода, где был густой лес, который защищал человека от пришельцев, где были широкие просторы для выращивания урожая и т.д. давайте вспомним, как их называли?

Если учащиеся не вспомнят, как именовались эти славяне, учитель сам их называет: древляне, кривичи, поляне, северяне, русы.

Обобщение:
Подведем итог урока и постараемся ответить на один единственный вопрос: Зачем нам, людям XXI века, знать о том, откуда мы, кто мы такие, чем занимались наши предки, что их интересовало, кто были их друзья, кто враги.
Д/З. После ответа учащихся я предлагаю домашнее задание: подумать и письменно ответить на следующее высказывание: Если человек не знает древней культуры своей страны – веры, обычаев и традиций, он «не имеет права считаться культурным человеком» (А.Баженов)

Категория: МХК | Добавил: Вилли | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, Эстетика, театр, урок МХК, Культура, пособие для учителя
Просмотров: 1305 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0