Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:54:27
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Мир старых башен
04.06.2012, 20:03:31

Цель урока: Знакомство с историей и значением главных башен Московского  кремля.
Форма урока: «Светская беседа». Учащиеся в виде беседы между башнями узнают назначение каждой башни, ее историческое значение.

Учитель: Постараемся вспомнить, когда началось строительство каменных стен Кремля?
При каком великом князе это произошло?

Восторг перед Кремлем – чувство разных  веков. Юный Лермонтов выразил свое отношение к Кремлю так: «Что сравнить с этим Кремлем, который окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?.. Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть… надо чувствовать все, что они  говорят сердцу и воображению»
Спасская башня.
Существовал обычай, освященный веками, - проходя через ворота башни снимать шапку. Нарушителя – зеваку или несмышленого приезжего народ наказывал немедленно, заставляя пятьдесят раз поклониться башне.
Какова же история этой башни и всегда ли она так называлась? Почему она так почиталась?
1-й учащийся:
на белокаменном Кремле Дмитрия Донского были железные Фроловские  ворота.  На воротах стояли фигуры, которые «резал в камени» Василий Ермолин, современник Ивана III. Одна фигурка изображала Дмитрия Солунского, покровителя великого князя, а другая -  герб города Москвы: всадника («ездеца»), которого гораздо позднее стали называть Георгием Победоносцем. Почему назывались ворота Фроловскими?  Фрола, небесного покровителя лошадей, Русь почитала усердно. Без коня были немыслимы ни работа в поле или в лесу, ни один поход, ни одна охота. По всей вероятности,  в непосредственной близости от стрельницы, на Большом Посаде, окрухавшем крепость, стояла церковь Фрола, к ней шла дорога от ворот. Москва времен Ивана Ш была богатой и знаменитой. До наших дней сохранилась надпись на русском и латинском языках, вырезанная в камне над аркой главных ворот Кремля : «Иоанн Васильевич, божьей милостью великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Тверской, Псковский, Вятский, Угорский, Пермский, Болгарский и иных и всея Руси гоударь, в лето 30 государствования своего сии башни велел построить, а делал Петр Антоний Солари, медиоланец, (миланец), в лето от воплощения Господня 1491».
2-й учащийся:
Башня состояла из 10 этажей. Над воротами «для часового боя» под башенкой висел колокол, а при нем находился часовник-мастер. Так башня стала отсчитывать московское время. В 1645 году из Вятки в Москву была перенесена икона Спаса, ее всретил царь Алексей Михайлович и его приближенный.И с этого времени башня стала называться Спасскою. Настоящие часы на башне были установлены по велению Петра I, который заказал их в Голландии. Часы с 12-часовым отсчетом были установлены на Спасской башне.
Учитель: Все  кремлевские строения хороши по-своему. Но какая башня самая старейшая?.
3-й учащийся.
Я, Тайницкая башня, меня мастера первой руки строили, в 1485 году. Не обошлось, конечно, без перестройки.
4-й уч-ся:
А я самая молодая. Зовут меня Царская башня. Мне еще и трех сотен лет нет.
5-й уч-ся
А я самая высокая башня, Башня –великан, Мой рост восемьдесят метров.
6-й уч-ся:
Подумаешь, высокая. А вот я самая маленькая. Но, как говорится «мал да удал», Это про меня Кутафью башню сказано. Я впереди всех стою. Пусть во мне и 14 метров  нет, зато я предмостная сторожевая башня.  Я храбрее всех своих сестер, А всего нас –20. Хоть и есть между нами сходство, но у каждого свое лицо.
7-й и 8-й (вместе).
А мы- совсем особенные…Это мы, проездные кремлевские  башни. Нас пять: Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская, Константино-Еленинская…Все дороги ведут в Москву, а в Москве все улицы сходятся к Кремлю. В Кремль же люди идут через наши ворота. ( эти же учащиеся рассказывают о каждой башне)
Константино-Еленинская: А моя слава в прошлом.  Теперь через меня люди не ходят.
Почему же?
Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни не первое столетие. Многое промелькнуло передо мной, многое забылось, но одно помню всегда. Через широкие распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.
Москворецкая башня: У меня тоже заслуги есть. И немалые. О заслугах моих многие знают. Я первой встречала врагов, приходивших из-за реки. Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела я вслед убегавшим за Москву-реку вражеским  полчищам. Но я еще не все сказала… Посмотрите, как я стройна . Такой красивой и статной башни, как я больше нет в Кремле.
9-й уч-ся: (Набатная башня).
Но я с этим буду спорить. ЯНабатная башня возвышаюсь напротив храма Василия Блаженного. Посмотрите, какая я нарядная и пригожая, как сверкают на мне белокаменные украшения. Ах, если бы только вы слышали, каким громким и пронзительным голосом я пела! Недаром и имя мне дали- Набатная башня. Под моим шатром висел колокол, отлитый из гулкой бронзы с примесью серебра. Как только с вышки подавали сигнал тревоги, мои лихие караульщики ударили в колокол, и по всей Москве разносились звуки набата – тревоги. Любили меня все, холили и украшали… А потом случилось несчастье. Приключился в Москве в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол.  И по гулкому звуку вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали, но и зачинщиков найти не удалось – утекли они за Дон, в вольные казацкие степи. Тогда императрица Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса. Стою нарядная, а петь не могу.
6-й уч-ся:
Совсем не понимаю, как можно столько о своей красоте говорить! Разве нас строили для того, чтобы мы красовались? Мы, башни, - первейшие защитницы Кремля. Меня в старину люди прозвали «Кутафья», теперь редко кто и слово такое понимает. Кутафьей в былое время шутливо называли нескладно одетую женщину. Даже  была загадка: «Маленькая кутафьюшка в тесном месте сидит». Сообразительный человек сразу отвечал: «Пуговица». Вот и я на пуговицу похожа, нарядом не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлевских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь.
10-й уч-ся
: Разумные слова (сказала Арсенальная башня).Что может быть дороже мощи и неприступности? Раньше меня звали Собакиной башней, еще называли Воинской, Богатырской и Ключевой. В стрельнице издавна находился колодец, питавший Кремль родниковой водой. Когда в 1492 году ее заложили, то летопись отметила, что она «стрельница новая над Неглинной с тайником». Тайник – ключ, бьющий из-под земли. Можно не сомневаться, что зодчий Пьетро Солари и московские строители с умыслом возвели круглую башню над ключами. Когда приходила  осадная пора, не было заботы, где взять воду.  Сотни лет не иссякает струя, сотни лет даю я людям  вкусную и чистую воду. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и неприступной, чтобы всегда вода  под надежной защитой  находилась. При недавней починке- возобновлении  я, Арсенальная башня, поделилась одним из своих многочисленных секретов. Когда расчищали старый колодец, то обнаружили там двести каменных ядер, вытесанных еще в XIV веке. Они предназначались для метательных орудий. Кто их спрятал, неизвестно. Были также обнаружены кольчуги, шлемы, стремена. Я оправдываю свое название: арсенал – склад оружия и всякого воинского снаряжения.

Учитель: сегодня мы познакомились с историей некоторых башен.
Какое значение имели и имеют башни  Кремля?

Какое значение имело их художественное оформление?

Что означает слово кремль, в нашем, русском понимании?

Категория: МХК | Добавил: tineydgers | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, театр, Эстетика, урок МХК, пособие для учителя, Культура
Просмотров: 995 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0