Форма урока: урок-лекция.
Цель: выявить духовную близость двух великих гениев мировой
культуры - Гете и Моцарта.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с особенностями творчества Моцарта
и Гете.
2. Помочь учащимся ощутить образы Моцарта и Гете
доступными и психологически близкими.
3. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия
произведений искусства.
Ход урока
I этап.
Учитель. Иоганн Вольфганг Гете и Вольфганг Амадей Моцарт
принадлежали к одному поколению: Гете родился в 1749 году, на 7 лет раньше
Моцарта, и мог бы быть его старшим братом. Четырнадцатилетним подростком Гете
однажды услышал игру маленького Моцарта и, вспоминая об этом в старости,
говорил: «Музыка - колыбельное имя всякого искусства, музыка - нечто целиком
врожденное внутреннее, не нуждающееся ни в каком опыте, извлеченном из жизни».
Задание классу: обсудить высказывание Гете о Моцарте.
Учитель (после обсуждения) Моцарт и, Гете были истинными
классиками, в их произведениях до конца раскрывает себя человек во всем
многообразии своих земных «амплуа»: он мыслит, чувствует, действует, борется с
обстоятельствами. Их художественный язык полон высокой поэзии, очищен от всего
случайного, сиюминутного.
В 1774 году был напечатан знаменитый роман Гете
«Страдания юного Вертера» в котором он во весь голос заявил о праве человека
самому решать свою судьбу, презрев условности, вплоть до рокового выбора свести
счеты с жизнью. Никогда ранее литература не проникала так глубоко в тайны
человеческого сердца. Роман произвел колоссальное впечатление, эта маленькая
книжечка буквально перевернула всю Европу. В подражание Вертеру, жертве
несчастной любви, многие юноши в Германий покончили с собой.
На 18-летнего Моцарта роман также оказал большое
влияние, так как, подобно герою романа, Моцарт был в избытке наделен нежностью
сердца, не случайно уже в детстве маленький Моцарт донимал взрослых
одним-единственным вопросом: «Вы меня любите?». Потребность любить и быть
любимым была в нем столь же сильна, - как и желание писать музыку. Подобно Гете,
Моцарт стремился выразить в музыке тончайшие изгибы человеческой души,
стремился исследовать многообразие человеческой природы. Послушаем одно из
высказываний Вертера (слова Вертера читает один из учащихся): «Часто стараюсь я
убаюкать свою мятежную кровь, недаром ты не встречал ничего переменчивее,
непостояннее моего сердца! Милый друг, тебя ли мне убеждать в этом, когда тебе
столько раз приходилось терпеть переходы моего настроения от уныния к необузданным
мечтаниям, от неясной страсти к пагубной пылкости?».
II этап.
Учитель. В музыке Моцарта «сердечная струна» звучит
также громко. Вторые части его симфоний можно сравнить с исповедью влюбленного
сердца, со сценами галантных ухаживаний, полных тайных намеков и изысканного
кокетства, в отличие от созерцательного характера вторых частей симфоний
Гайдна.
Прослушивание фрагментов из вторых частей симфоний №
40 и № 41 Моцарта.
Задание для прослушивания: составить ассоциативный ряд
слов, адекватный первому и второму фрагментам.
Задание классу (после прослушивания): пользуясь ассоциативным
рядом слов, Составить описание характера героя Симфонии № 40 или № 41 (по
выбору).
II этап.
Учитель. В жизни сердца всегда заключена некая таинственность,
неоднозначность, которую прекрасно умеет передать Моцарт в темах медленных
частей своих симфоний, а сердечная жизнь всегда полна контрастов и
непредвиденных перемен. Подобно герою романа Гете Вертеру, Моцарт обладал
бесхитростной душой, свободной от светских условностей. Вот как вспоминает
добрая знакомая Моцарта Каролина Кихлер об одном из музыкальных вечеров, на
котором исполнялась любимая ария Фигаро: «Слушали арию, но вдруг он подвинул
аул, подсел, сказал, чтобы я продолжала играть бас, и начал импровизировать
такие божественно прекрасные вариаций, что все вокруг впитывали звуки
германского Орфея, затаив дыхание. Но потом ему это наскучило, он вскочил и в
том сумасшедшем настроении, которое часто находило на него, начал прыгать через
столы и стулья, мяукать и кувыркаться, как озорной мальчишка».
Прослушивание фрагмента финала симфонии №41 Моцарта.
Учитель. Сорок первая симфония Моцарта получила название
«Юпитер» - солнце, свет, жизнь. Это последняя симфония композитора. Музыка
финала, фрагмент которой мы сейчас прослушали, «рисует» то невидимое,
непостижимое, к которому сводятся все концы и начала. Не случайно именно
благодаря грандиозному финалу эта симфония названа «Юпитер», здесь Моцарт
предстает перед нами не только как лирик, но и как философ, утверждающий, что
есть на свете нечто высшее и вечное, которое существовало ранее и пребудет
после нас. Это таинственная жизненная сила, из которой черпает энергию вся
природа: это свет, движение. Музыке Моцарта созвучны слова Гете: «Почему
природа всегда и везде прекрасна, всегда значительна? И так много говорит ним?
Не потому ли, что природа всегда в движении, всегда заново себя созидает?».
Домашнее задание:
1. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Моцарта,
Гете.
2. Описать свои впечатления от прослушанной на уроке
музыки Моцарта.
3. Письменно ответить на вопрос: «Насколько изменилось
мое отношение к музыке Моцарта и творчеству Гете после урока о них».
Вопросы к теме:
1.В чем проявляется близость взглядов Гете и Моцарта
на жизнь?
2. Какую роль в творчестве Моцарта играет «сердечная
струна»?
3. Почему Сорок первая симфония Моцарта получила название
«Юпитер»?
|