Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 22:41:35
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Наша древняя столица
04.06.2012, 20:35:15
Где теперь Москва – столица,
Жили раньше зверь да птица. 
Н.П.Кончаловская
Музыкальный эпиграф: М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
Оборудование: магнитофон, слайды и таблицы с изображением кремлевских соборов, книга Н.П. Кончаловской «Наша древняя столица».
Подготовительная работа:
  • Отдельным учащимся дать задание выразительно прочитать первую часть главы «1147 год» из поэмы Н.П  Кончаловской «Наша древняя столица».
  • Читать наизусть фрагмент о строительстве храма Василия Блаженного из этой же поэмы.
Цель урока: Знакомство с историей Кремля, строительством каменных храмов.
Задачи:
Образовательные:
  • Вспомнить первое упоминание о Москве.
  • Каким был первый Кремль, почему его часто перестраивали.
  • При каком князе стал строиться каменный Кремль.
  • Вклад царя Ивана III в строительство кремлевских соборов.
  • Вклад итальянских зодчих в создание русского архитектурного стиля.
Развивающие:
  • Развивать интерес учащихся к истории московского Кремля.
  • Развивать желание бывать в экскурсиях по Москве.
  • Стремиться к самостоятельному изучению истории  нашей столиуы.
Воспитательные:
  • Воспитание национального самосознания учащихся.
  • Воспитывать умение гордиться своей историей.
  • Воспитывать умение ценить высокую культуру прошлого и брать от нее лучшее, что воспитывает человека нравственно и патриотично.
Ход урока:

Представь себе, читатель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли,

Шумели липы в три обхвата,
А вместо улиц – перелоги,
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге,

И на заре на водопой,
Где пляшет свежесть ключевая,
Шли лоси узкою тропой,
Рогами сучья задевая…

Текла река в лесах, в лугах,
Ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал
Полянки вместо площадей,
С десятого, быть может, века,
Тот люд Москвою называл

Глубокую, большую реку.
Природы щедрые дары
Ценить уже умели люди.
Для них заботливо бобры

 Вели хозяйство на запруде.
Для них копили пчелы мед,
Растила птиц трава густая,
В глубинах москворецких вод

Икру метала рыбья стая.
Они пасли в лугах стада,
Пахали землю под пшеницу,
Купцам сбывали в города

И лен, и воск, и мед, и птицу.
Из года в год богатый сбыт
Мехам бобра, медвежьим шкурам.
Водой и сушей путь открыт

В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром.
Все это были города
Руси лесистой и огромной,
Столицей Киев был тогда,

Была Москва деревней скромной.

Что для  каждого из нас значит Москва?
Учащиеся вспоминают высказывания великих  поэтов о Москве:

« Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» - писал А.С.Пушкин.
Ему вторил М.Ю Лермонтов: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын. Как русский, - сильно, пламенно и нежно!».
Владимир Маяковский, не склонный по натуре к чувствительным излияниям, сказал: « Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва», 

«Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского» - говорил писатель-философ Леонид Леонов
Ныне же Москва, как сказал современный поэт Егор Исаев, «земля земель сомноженных народов, соборный свод согласных языков».
Учащиеся комментируют каждое высказыван

Летописец не утверждал, что неутомимый основатель городов, Юрий Долгорукий, заложил Москву.
 Первое летописное упоминание - 1147 год - о Москве связано со словами этого князя, прозвучавшими в столетьях: «Придите ко мне, брате, в Москов». А в 1156 году Юрий Долгорукий «заложил град Москву», то есть, как уточняет В.О. Ключевский, окружил свой москворецкий двор деревянными стенами и превратил его в город. Это был Московский кремль в первоначальном своем очертании, занимавший западный угол кремлевской горы, обрывавшейся крутым мысом к устью Неглинной у нынешних Боровицких ворот.

Выдвижение Москвы сопровождалось размахом строительства. Рядом с искуснейшими мастерами со всей Руси работали и лучшие зодчие Европы, создавая общерусский архитектурный стиль. В Кремле на месте старых храмов времен Ивана Калиты возводились новые.
Как называли стены московского  Кремля при Иване  Калите?
-Дубовый детинец.
Кто был самый главный враг дубового детинца? Конечно, огонь! Поэтому  при Дмитрии Донском появились белокаменные стены, откуда и пошло название «белокаменная Москва».

Первым на территории Кремля был построен каменный храм - Успенский собор по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти – величественный крестово-купольный пятиглавый храм с единым внутренним пространством.
Подробно рассматриваем изображение каждого собора, стараясь понять особенности их архитектурных решений.

Благовещенский собор, домовую церковь великих князей, строили псковские мастера. Среди традиционных образов святых стены Благовещенского собора украшены условными  портретами великих русских князей и византийских императоров.

Архангельский собор построил итальянский архитектор Алевиз Новый. В архитектуре этого храма он соединил традиционные элементы и черты итальянской дворцовой архитектуры XV века (раковины в закомарах, орнаментальные порталы, круглые венецианские окна.) Несмотря на это, храм сохранил черты, пусть нового, но чисто русского стиля. В этом соборе – государственном некрополе – хоронили великих князей и царей.

Завершает ансамбль Соборной площади Грановитая палата (Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари),Имевшая 500-метровый квадратный зал, перекрытый четырьмя крестовыми сводами с мощным опорным столбом посередине.

Полный и окончательный свой облик площадь трех соборов получила лишь тогда, когда над Кремлем и всем стольным градом вознесла свою гордую главу колокольня Ивана Великого, ставшая олицетворением не только Москвы, но и всего русского народа. Много причин для того, чтобы богатырская башня называлась Ивановской. Пусть учащиеся сами подумают, почему самую высокую башню Кремля назвали Ивановской?

Иван – любимое у нас имя. Из рода в род в княжеской фамилии переходило оно, образуя чуть ли не постоянную цепочку: Иван Калита, Иван Красный (красивый), Иван Великий, Иван Грозный. Колокольный же звон отгонял нечисть, облегчая праведнику путь наверх.
В народном сознании Иван Великий стал измерителем, показателем высоты – «повыше высокого».
Когда хотели сказать о высоком молодце, то говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого». Строил колокольню итальянский мастер (Бон Фрязин). Современники, видимо, воспринимали башню-колокольню как венец всего, что выстроил Иван III в Кремле. Но Борис Годунов приказал надстроить два яруса и позолотить макушку. Кроме того ствол был опаясан тройной золоченой надписью, гласившей, что «храм совершен и позлощен» во  время  годуновского царствования.

Смотрим с ребятами храм Вознесения в селе Коломенском. Что новое вы находите в архитектуре этого храма? Учащиеся отмечают, что в храме нет привычного барабана с куполом (главой) и закомары имеют вид женских кокошников.

В начале XVI века в каменном зодчестве возникает новый тип шатрового храма, возродивший традицию русского деревянного зодчества.  Церковь  Вознесения была воздвигнута в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV «Грозного» – наследника престола: церковь – памятник во славу родной земли.  Вариантом шатрового храма является и собор Василия Блаженного (Покрова на рву).
Храм в честь победы над Казанью посвятили Покрову – древнерусскому празднику, символизирующему защиту. Он выполнен зодчими Бармой и Постником под стенами Кремля. Вокруг центрального шатрового «столпа» восемь меньших, увенчанных причудливыми главами, своеобразная многонациональная сказочная каменная поэма.

Восемь церквей, составляющих храмовый ансамбль, посвящены святым, дни празднования которых совпали с самыми упорными восемью сутками штурма Казани. Это был взлет,  вершина архитектурного гения русского народа.  Стоглавым собором 1551 г. шатровые постройки как противоречащие византийским  образцам были запрещены.И опять обращаемся к поэме Н.Кончаловской  « Наша древняя столица»

А еще в воспоминанье
О победе над Казанью
Двум умелым мастерам
Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете,
Пестрый, сказочный собор,
  Что стоит и до сих пор.

Храм Василия Блаженного –
Это чудо красоты,
Это зодчества  бесценного
Древнерусские черты.

Двое зодчих – Постник с Бармой-
Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны,
Этим дивным мастерам!

Обобщение: 
  • Какие черты Владимиро-Суздальского зодчества оказали влияние на постройки Московского Кремля?
  • При каком великом князе стены московского Кремля стали белокаменными?
  • Как после этого стали называть Москву?
  • Какие зодчие принимали участие в строительстве Московского Кремля и почему?
  • Что нового внесли итальянские зодчие в русскую архитектуру?
  • В  чем отличие архитектуры московской от архитектуры более древних городов Руси?
Провожу слайд - фильм с показом соборов Киева, Новгорода, Владимира, Суздаля, Пскова.
Д/З: Подготовить доклады о выдающихся итальянских зодчих, которые не только строили соборы в Москве, но и смогли проникнуться глубоким пониманием русского искусства. (Алевиз Новый, Аристотель Фьораванти,  Бон Фрязин)
Категория: МХК | Добавил: Вилли | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, Эстетика, театр, урок МХК, Культура, пособие для учителя
Просмотров: 1789 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0