Форма у рока: комбинированный урок.
Цель: сформировать у учащихся представление о роди и
значении одной из главных тем искусства XVIII века.
Задачи:
1. Выявление характерных особенностей одной из главных
тем искусства XVIII века.
2. Формирование у учащиеся представления о проявлении
этих особенностей в живописи и музыке ХVIII века.
3. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия
произведений искусства.
Ход урока
I этап.
Учитель. В эпоху Просвещения наблюдается интерес к частной
жизни человека, не связанной с государством, Людям заново открылись Прелести
частной жизни. Их личный мир, их дом, их маленькие радости в кругу друзей и
близких стали одной из основных тем высокого искусства. Частная жизнь человека,
его личные тайны и радости только начали приоткрываться постороннему взгляду.
Самые обыденные сцены: легкий каприз, беззаботная игра, томные жалобы,
церемонные приветствия - все вызывало любопытство художника.
Задание классу: после демонстрации репродукции или
слайда картины А. Ватто «Капризница» сымпровизировать диалог прелестницы и ее
кавалера.
II этап.
Учитель
Прелесть
частной жизни, которая заполнила собой литературные произведения и полотна
художников XVIII века, заключается в ее вольности и своеобразной
непредсказуемости, так как в домашней беседе или на отдыхе с друзьями человек
совершенно свободен: он может внезапно отвлечься, переменить тему разговора.
Послушаем, как, например, Леопольд Моцарт (отец великого Моцарта) ведет на
бумаге домашнюю беседу со своим гениальным сыном: «Ты спрашиваешь, знаю ли я
дворцового советника Офеля? Ну неужели! Он женился на красивой дочери Мери
Ленина, купца. Я тогда был дискантом в хоре и пел кантату. Его жена не только
прекрасно пела, но и принесла ему в приданое 30 тысяч гульденов.
Наверное, паковаться — трудная штука для мамы. Как бы
я хотел освободить ее от этого! Целую ее миллион раз и желаю ей здоровья и
терпения, date труднее быть спокойным.
Ты спрашиваешь, получили ли мы дуэты Шустера? Ни
следа! Не мог ли ты добавить «которые я послал с Томом, Диком и Хэрри»? Где нам
справляться? Кто должен был их доставить? В самом деле, я должен сказать, что
ты иногда ужасный растяпа!».
Учитель. Читая письмо, мы видим, как переходы от одной
мысли к другой Чрезвычайно просты и резки.
Та же недосказанность, непредсказуемость в полотнах
Ватто.
Зрительный ряд: Barro:
1.«Жиль».
2.«Капризница».
3. «Квартет».
4. «Венецианский праздник».
5. «Праздник любви».
Задание классу: запишите слова, ассоциирующиеся у вас
с образами картин Ватто.
Обсуждение е учащимися ассоциативного рада слов, по
возможности составление текста-описания одной из картин Ватто (по выбору).
Учитель. Картины Ватто - остановленные мгновения, которые
должны как будто исчезнуть, испариться или растаять в дымке. Особое значение
для художника имеют детали (частности), он стремится придать особое очарование
и непосредственность едва заметным нюансам в наклоне головы, в линии волос,
изгибе шеи, поворотах корпуса. Возникает легкая» полупризрачная живопись.
Например, поэт-романтик XIX века Теофиль Готье воспринимал полотна Ватто как
мечту, как сон. Вот одно из стихотворений поэта, посвященных этой теме:
Смотрел я когда-то давно сквозь решетку,
И видел я парк во вкусе Ватто...
С душою, исполненной сумрачной грусти,
Глядел я и понял, отдавшись мечтам,
Что был я, как в сказке, в том парке цветущем,
Что счастье мое было заперто там.
(Чтение стихотворения можно поручит» одному из
учащихся.)
III этап.
Прослушивание учащимися фрагмента из Сонаты для флейты
и клавира Карла Филиппа Эмануэля Баха.
Учитель. Недосказанное и случайное проникает и в музыкальное
искусство. Своей фрагментарностью, недосказанностью произведения напоминают
музыкальные «зарисовки», потому что композиторы стремятся запечатлеть
многообразие живых и летучих мгновений частной жизни человека. Первыми, кто
сумел запечатлеть ее в звуках, стали композиторы Доменико Скарлатти (сын знаменитого
оперного композитора конца ХУЛ - начала XVIII века Алессандро Скарлатти) и
Филипп Эмануэль Бах (средний сын великого Иоганна Себастьяна Баха). Интересно,
что Филиппа Эмануэля Баха при жизни называли «гамбургским» Бахом, потому что
местом его службы был Гамбург, а его младшего брата Иоганна Кристиана Баха -
«лондонскими, tax как он был придворном капельмейстером английской
принцессы Софии. Когда меломаны XVIII века слышали имя Бах, они неизменно
спрашивали: «Какой Бах - гамбургский или лондонский?» А имя великого Иоганна
Себастьяна Баха даже не вспоминали, более того, и сыновья не одобряли музыку
своего гениального отца, она им казалась безумно старомодной и слишком ученой.
Музыкальная ткань произведений Филиппа Эмануэля Баха и
Доменико Скарлатти складывается из коротеньких мотивов, переходящих друг в
друга легко и естественно, в музыке «слышатся» галантные реверансы, нежные
жалобы.
Прослушивание фрагмента из Трио-сонаты для двух флейт
и basso continuo ми мажор (или Сонаты для клавира Доменико Скарлатти).
Вопрос классу: Насколько, с вашей точки зрения, близка
музыка Филиппа Эмануэля Баха и живопись Антуана Ватто?
Учитель (после обсуждения). Мир домашних радостей и
сердечных тайн, мир удовольствий и увеселений, запечатленный в искусстве первой
половины XVIII века, навсегда остался идеалом изящества и красоты для многих
поколений.
Домашнее задание (по выбору):
1. Написать рассуждение на тему «Отражение «частной
жизни» в современном искусстве (предложить учащимся подумать, находит ли
частная жизнь отражение в музыке, живописи, литературе, если да, то в чем это
выражается).
2. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф. Э.
Баха иди на тему «Отец и сын Скарлатти».
Вопросы к теме:
1. Какие темы характерны для искусства XVIII века?
2. Каковы особенности живописи Ватто?
3. Какое воплощение в музыкальном искусстве XVIII века
находят недосказанность и случайность, характерные для частной жизни человека? |