Форма у рока: комбинированный урок.
Цель: выявить характерные особенности нового героя
искусства 18-го столетия.
Задачи:
1. Понимание учащимися характерных особенностей нового
героя искусства.
2. Ощущение учащимися эмоциональной близости и психологической
доступности образа нового героя искусства века Просвещения.
3. Воспитание более утонченного восприятия
произведений искусства.
Ход урока
I этап.
Учитель. На смену трагическое герою XVII века в искусство
18-го столетия приходит новый герой - полная противоположность предыдущему.
Если трагический герой - это мыслитель и проповедник, ведущий непрерывный
диалог с Господом Богом, то героем века Просвещения становится оптимист и
практик, т. е. человек дела, настоящий хозяин своей судьбы.
А началось все с новых идей, которые провозгласили
философы Вольтер, Дидро, Руссо, д'Аламбер, Гольбах, впервые во всеуслышание
заявившие, что человек рожден для свободы и счастья, права эти являются
неотъемлемыми и принадлежат ему независимо от происхождения. Символом времени
становится Фигаро - персонаж комедий Бомарше: ловкий, хитрый, предприимчивый,
умеющий добиваться своего и защищать свое достоинство. О Боге он вспоминает
чрезвычайно редко - ум его занят устройством земных дел, он не зевает, всегда
начеку и уверен в своих силах. Послушаем как говорит о себе сам Фигаро.
Прослушивание Арии Фигаро «Если захочет барин попрыгать»
из I действия, 1 -я картина оперы Моцарта «Свадьба Фигаро».
II этап.
Демонстрация учащимся слайда или репродукции «Автопортрет
в берете» Мориса Латура (французского художника XVIII века).
Учитель. Внешность представленного на портрете
человека ассоциируется с образом Фигаро, кажется, что именно так и должен бы он
выглядеть: умный, проницательный взгляд, легкая усмешка, внутренняя свобода и
независимость.
Задание классу: сымпровизировать:
1. Монолог Латура.
2. Диалог Латура и нашего современника.
Примечание. Для первой части задания отбирается один
ученик из числа желающих, а для второй части - два ученика из числа желающих либо
две команды (команда Латура - команда современника), и тогда реплики
произносит не одни человек, а каждую новую реплику предлагают разные ученики из
соответствующей команды. Тему для диалога может предложить учитель (например,
«Рожден ли человек для свободы и счастья?»), а могут выбрать и сами ребята.
Выполнение задания поможет сделать образ героя XVIII века эмоционально близким
и психологически доступным для учащихся.
III этап.
Учитель. Подобно герою Бомарше, люди в XVIII веке
стали сомневаться в том, что Всевышний способен сделать жизнь идеальной и
совершенной. Все, что они видели перед собой, убеждало их в обратном:
процветало чванство и пустословие аристократии, казнокрадство чиновников,
лицемерие духовенства. Бесспорно, человеку следовало вмешаться в ход земных дел
и помочь Творцу навести порядок, а значит, человеку предстояло по-настоящему
поверить в себя. И в XVIII веке вера в прогресс, в способности человека сделать
мир разумным и справедливым стала всеобщей, люди знали, что их усилия не
останутся бесплодными и приведут к свободе и счастью. Поэтому герой искусства
ХУШ века предстает перед нами как оптимист, ибо для него все лучшее впереди, и
практик, так как жизнь требовала от него осуществления на практике идей, а
вдохновить его на это должны были искусство и философия.
Мировоззрение человека XVIII века, его отношение к
жизни были объективными и положительными. Все некрасивое и мелкое, вызывающее
досаду, он старался не замечать и полагал случайным, не заслуживающим внимания.
Именно об этой особенности умонастроения человека XVIII века пишет русский
поэт Георгий Шенгели в стихотворении «Философия классицизма»:
Таким спокойствием, таким уютом
Полны там комнаты!
Всегда! удачно
Поставлены буфет, кровать, кушетка;
Всегда сверкает чайный стол; всегда
Нарядны занавески и картины,
И кажется, что дружная семья,
Прозрачные и радостные люди
Там обитают...
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Опираясь на высказывания об искусстве Гете (поэта и
мыслителя XVIII века) и
Дени Дидро (виднейшего
философа XVIII века), написать рассуждение на тему «Какая роль в формировании
личности человека отводится искусству в ХУШ веке?».
Гете: «Мы ничего не знаем о мире те его отношения к
человеку, мы не хотим никакого искусства, которое не было бы сколком с этих
отношений».
Дени Дидро: «Каждое произведение ваяния или живописи
должно выражать собой какое-либо великое правило жизни, должно поучать».
2. Подготовить сообщение о представителях классической
французской моралистики: Шамфоре, Ривароле, Вовернаге (XVIII век) (по выбору).
В сообщении» кроме общей характеристики творчества, обязательно должны быть
использованы афоризмы, которые показались наиболее интересными.
Вопросы к теме:
1. Чем отличается образ нового героя искусства XVIII
века от трагического героя искусства 17-го столетия?
2. Почему символом времени становится Фигаро? Охарактеризовать
его.
3. Почему новый герой искусства XVIII века предстает
перед нами оптимистом и трагиком?
4. Каковы
особенности мировоззрения человека XVIII века и его отношения к жизни? |