Цель: Познакомить детей с разнообразным
"звучанием” образа птицы, её значением и
смыслом в народном декоративно-прикладном
искусстве.
Методические приемы:
1) Рассмотреть предметы
декоративно-прикладного искусства: одежда,
украшения, посуда, полотенца, скатерти, прялки.
Обозначить внимание на расположение орнамента,
сочетание цвета: где обычно располагается
орнамент. Почему? Какие цвета используются в
орнаменте? Что они означают?
2) Рассмотреть элементы орнамента, уточнить их
смысл.
Обратить внимание на способы изложения птицы,
какие птицы изображены?
Пополнить ответы, рассмотреть факты.
Сокол - пользовался на Руси почетом. С соколом
сравнивали добрых молодцев. Соколиные очи -
зоркие очи.
Лебедь - символ чистоты, красоты. "Словно белая
лебедушка плывет”, - говорили про девушку.
Сорока-белобока слывет за красавицу-воровку и
сплетницу, приносящую на хвосте всякие вести.
"Совушка - умная головушка” - символ мудрости.
(Передача "Что? Где? Когда?”)
Грачи, скворцы, жаворонки - вестники весны.
Прилетайте к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
Ворон - птица вещая, на крыльях "приносит
бурю”, живую и мертвую воду.
- Предложить отобрать из выполненных зарисовок
те, которые являются стилизованным изображением
птицы. Предложить объяснить свой выбор.
- У славян птица с распростертыми крыльями
символизировала солнце. Считалось, что
птица-солнце и уточка, соединенные на височной
подвеске, могут защитить женщину от бед.
Расположение двух птиц по сторонам дерева,
ветки, стилизованного листа означает начало
жизни, символ добра и счастья. Все эти изображения означали жизнь и
благополучие. - Предложить по желанию любой образ птицы-знака,
символа благополучия и добра.
|