Орнамент, в отличие от живописи, существует на
какой-то созданной человеком вещи, стене дома,
сосуде, тканях.
Почему возникла сама вещь, и зачем понадобилось
на нее наносить рисунок? Ясное дело, для чего:
горшок - чтобы варить кашу, плуг - чтобы пахать,
прялка - чтобы...
Человек выделился из природы, когда стал
творить, когда стал не просто осознавать мир
вокруг себя, но и когда научился выражать свои
представления в создаваемых им предметах.
Первое, что он осознал, было то, что существует
"верх и низ”, т.е. небо и земля. В виде круга
древний человек изображал солнцеЮ небо. А вот
землю – в виде квадрата, иногда с точками,
изображавшими зерна, т.е. засеянное поле. Вода
обозначалась волнистой зигзагообразной линией.
Более сложные понятия выражены в свастике. Она
выражает движение солнца. А её излом -
направление движения, 4 конца света и времени
года. Спираль - формула всеобщего развития и
движения. Древний человек изображал его, находя
аналоги в окружающем мире: завитке, раковине
водовороте т. д.
Культура древнего Египта таинственна и
глубока. Каждый предмет в ней - вместилище, в
котором орнаментальный декор играет важную роль.
Орнаментальный знак и сама вещь находятся в
органичном единстве с письменностью. Одни и те же
знаки были одновременно элементами декора и
знаками письменности, и частями вещи. В квадратах
египетского орнамента ромб обозначает форму
рыболовной сети с узелками или волнистой -
окружение земли водой, встречаются элементы,
похожие на ромашку. Она напоминает солнце, 4 луча -
4 времени года. В Древнегреческом орнаменте
квадрат - символ 4 времен года, а круг - идея
постоянного круговорота явлений в природе и во
вселенной. Поэтому в центре Квадрата мы видим
ромашку-солнце.
Для египтян линейный же орнамент - идея
бесконечности бытия, а греческий замыкает в
квадрате, круге.
Орнамент как произведение искусства
существует в пространстве и во времени. Нужно
быть очень внимательным к каждому мотиву, ритму,
и тогда он поведает нам длиннющую, уходящую в
глубь веков историю.
Римский рисованный орнамент живописен, в нем
появляется соотношение различных оттенков
цвета, то, что принято называть живописью,
колоритом.
В Греческом - сочетание локальных цветов, а
орнамент из охранительной функции переходят в
мотив живой сцены.
В Римском декоре - гирлянды: лепные, рисованные,
пышные с лентами, венками ягод и фруктов, т.е.
изображалось все, что дорого человеку. Декор
интерьеров отличает изысканная утонченность
колорита.
Основы композиции. Орнамент.
В древнегреческом орнаменте присутствует
"меандр” - выражающий идею движения через
стилизованный образ вечно набегающей и
убывающей волны, плавные изгибы русла
одноименной реки.
В орнаменты разных стран и культур разных эпох
входили свои элементы-символы: Египет - лотос,
Греция - листья аконта, Япония - хризантема, Индия,
Персия - огурец.
Существует различные виды орнамента:
Предметный - образующий пышные орнаментальные
узоры, натюрморты, Возрождения.
Астральный - с изображением Галактик, Солнца,
звезд, планет, комет.
Каллиграфический - в рукописях буквенных
заставок.
Пейзажный - в японских и китайских ширмах
интерьерных перегородок.
Зооморфный - фигуры, портретное изображение
человека.
|