Эпиграф:
О незабвенное столетье! Радостным, смиренным даруешь
ты истину, вольность и свет. А.Н. Радищев
Музыкальный эпиграф:
Фрагмент из «Героической» симфонии Л. Бетховена
Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыки, стихи В. Брюсова.
Предварительная работа: учащиеся готовят стихи В.Брюсова из цикла сонетов «Светоч мысли». Цель урока:
Введение в эпоху Просвещения.
Задачи: Образовательные:
- Напомнить учащимся (из курса истории) значение Французской
буржуазной революции 1793 года для перехода к новому этапу развития
человеческого общества.
- Знакомство с работой немецкого философа И. Канта «Что такое Просвещение?».
- Знакомство с поэзией русского поэта В. Брюсова и его взглядом, с позиции своего времени, на события, происходившие в мире.
- Уметь связывать события современности ( Россия конца XX века) с событиями во Франции конца XIX века.
Развивающие:
- Развивать интерес к историческим событиям.
- Развивать интерес к работам философов и поэтов и их взглядами на изменения, происходившие в разных странах
- Развивать умение сопоставлять события разных эпох.
- Развивать умение самостоятельно добывать знания по заданной теме.
Воспитывающие:
- Воспитание чувства долга перед собой и обществом.
- Воспитание чувства борьбы за справедливость и равноправие.
- Отстаивание своих принципов и умение следовать им.
- Воспитание умения через прошлое оценивать настоящее.
- Воспитание осознания значения образования для любого человека.
Ход урока:
Вчитайтесь в эпиграф нашего урока. Что нес людям XVIII век?
«Героическая» симфония Бетховена не зря имеет такое название. Она
создана композитором под впечатлением Французской буржуазной революции.
XVIII век часто называют « золотым веком», « веком Просвещения», «
веком Вольтера». Чтобы лучше понять, чем знаменит этот век, что внес он
в развитие мировой культуры, обратимся к сонетам Валерия Брюсова «
Светоч мысли». Так он назвал сонеты, в которых проследил, как человек
открывал для себя тайны природы, постигал законы мироздания, познавал
себя. А пока познакомимся с сонетом
«Возрождение».
( учащийся читает)
Во все века жила, затаена,
И жажда светлых, благостных веселий.
Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь запели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь - весна
Вошла, напомнив о любви, о теле ;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Те плыли за Колумбом в даль Америк,
Те с Кортецом несли на чуждый брег
Крест, чтоб с ним меч победно пронести.
Стремились все- открыть, изобрести,
Найти, создать…Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.
(диалог между учителем и учащимися,) У
. Почему «вновь запели струны», краски заиграли. Какое искусство возрождалось? Д
. В эпоху Возрождения возрождалась античная культура – Древней Греции и Древнего Рима. У.
А разве в Средние века искусство не развивалось? Д
. Развивалось, но всю жизнь человека контролировала церковь, это было очень строгое и суровое время. У
. О ком и о чем еще рассказывает В.Брюсов?
Самое интересное, что он человек другой эпохи, и, в данном случае, его
оценку событий можно рассматривать, как взгляд со стороны, взгляд с
позиции времени. Д
. Он рассказывает о творениях великих
мастеров Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэля, которые в своих
картинах воспевали красоту человека, хотя писали в основном на
религиозные темы. У
. Какой вывод можно из этого сделать?
Происходит постепенное обмирщение религии, в их картинах раскрываются
чувства близкие каждому человеку. О чем еще очень значительном говорит
русский поэт? Д
. О географических открытиях. У
. Правильно, «стремились все открыть, изобрести». И к чему нас подводит В.Брюсов? Д
. В эти годы царила надежда познать « все таинства природы». У
. Следовательно, в эпоху Возрождения
человек стремился познать самого себя, окружающий мир, испытать свои
возможности, открыть новую для себя культуру. Конечно, многие надежды не
сбылись. И стоял вопрос: « Что будет дальше»? Какие события
последовали за XVII веком? Познакомимся с сонетом Брюсова
"Реформация», т.е. преобразование. Неужели вернулось средневековье? ( читает учащийся)
Надежда – вскрыть все таинства природы-
Мир к высшей тайне привела,- и Бог
Восстал над бурей будничных тревог,
Над сном народов, над игрушкой моды.
За громом Лютера прошли походы
Густава, Тилли, снова сумрак строг,
Окутал землю, и военный рог
К войне за веру звал из рода в роды.
Промчался Кромвель, прогремела Ночь
Варфоломея, люди в пытках гибли,
Стал дыбой – крест, костром – страницы Библий.
Но Истина, исканий смелых дочь,
Жива осталась в вихрях непогоды,
К великой цели двигались народы.
У. Чем же обернулось желание «вскрыть все таинства», открыть, познать? Д
. Насаждение христианства силой приводило к войнам, что усиливало страдание, как это было во Франции. У
. Подобные события приводили не только к
войнам, но и буржуазным революциям, например, в Англии. Ее возглавил
Кромвель, но, после двухлетнего существования республики, в Англии
возвращается власть короля. А во Франции шла ожесточенная борьба между
католиками и гугенотами (протестантами), что и привело к
Варфоломеевской ночи, когда ночью убивали спящих людей, только потому,
что их прочтение христианской веры отличалось от католической. Но
остановилась ли на этом жизнь? Д
. В последней строфе Брюсов говорит о том, что истина жива, и движение к великой цели продолжается. У
. Человек всегда верит в лучшее, сломить
волю народа в его стремлении к свободе - невозможно. И мы опять
обращаемся к сонетам Брюсова.
« Революция» -этот сонет ответит на многие вопросы той эпохи.
Д
. К великой цели двигались народы.
Век философии расцвел, отцвел,
Он разум обострил, вскрыл глуби зол
И людям вспыхнул маяком свободы.
Упали с гулом вековые своды,
Был свергнут в бездну старый произвол,
Поток идей разлился, словно воды,
Что в марте затопляют луг и дол.
Гудели волны буйного потока,
Ученье братства разнеся широко,
Под знамя воли клича племена.
Бороться с правдой силился напрасно
Державный Север: под зарницей красной,
Шумя, Европу обняла война.
У. Что происходит в XVIII веке? Д
. Проявляется еще больший интерес к
философии, стремление к свободе. Об этом говорят строки: «Ученье
братства разнеся широко, Под знамя воли клича племена». У
. Принесла ли желанную свободу очередная буржуазная революция во Франции, кто этому помешал? Д
. Этому помешал Наполеон Бонапарт, т.к. он
объявил себя императором, что означало предательство тех идей, надежд,
которые выдвинула революция. У
. Какой лозунг выдвинула эта революция? Д
. Свобода, равенство, братство.
У. Вы заметили, что музыкальным эпиграфом к этому уроку прозвучал
фрагмент из «Героической» симфонии Л. Бетховена. Первоначально, когда
композитор написал это произведение, он посвятил его Наполеону
Бонапарту, но, узнав, что тот объявил себя императором, снял это
посвящение и дал новое название – «Героическая», которая действительно
воспевает мужество, стойкость, самоотверженность людей, боровшихся за
свою свободу, за равенство между людьми, независимо от их социального
положения. Послушаем еще раз эту музыку. ( После прослушивания).
Но больше всего народ губило невежество, предрассудки, суеверия.
Это было одной из главных причин человеческих бедствий и общественного
зла. Передовые люди того времени понимали, что без просвещенного,
образованного народа невозможно добиться благополучия, о котором оно
мечтает. Давайте познакомимся с фрагментом из статьи немецкого философа
Иммануила Канта «Что такое Просвещение?». Д
. (читают) «Просвещение – это выход
человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по
собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться
своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого… Sapere
aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков,
следовательно, девиз Просвещения.
Леность и трусость – вот причины того, что столь большая часть людей,
которых природа уже давно освободила от чужого руководства, все же
охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними, по этим же причинам
так легко другие присваивают себе право быть их опекунами…
Никогда нельзя посредством революции осуществить истинную реформу образа мыслей…
Для этого просвещения требуется только свобода, и притом самая
безобидная, а именно свобода во всех случаях публично пользоваться
собственным разумом…» У
. Что же Кант называет «несовершеннолетием»? Д
. Когда человек не может пользоваться собственным разумом. У
. Не может или не хочет? Когда человеку
легче, когда он свои жизненные проблемы решает сам или когда их за него
решает кто-то? Давайте -вспомним Библию и ответим на вопрос: «Почему
Моисей водил иудеев по пустыне 40 лет и почему некоторые из них
просились в Египет, где они были рабами»? Д
. Потому что самому трудно начинать любое
дело, а там их кормили, как- то одевали, хотя как граждане, они были
абсолютно бесправны. А чтобы получить дарованную Богом жизнь необходима
была смена поколений, которая смогла бы построить жизнь по новому,
независимо не от кого. У
. Но что еще передал иудеям Моисей? Д
. Заветы Бога, правила жизни, по которым
они должны были жить, не нарушая их, только при этом условии они
могли достичь благополучия. У
. То есть, можно сказать, что заветы Бога
были и, пожалуй, до сих пор несут людям просвещение. При каких условиях
народы могут себя просветить, сделать свою жизнь лучше? Д
. Когда человеку дана свобода мысли и
действий, когда они сами могут разумно себя оценивать, соблюдая
определенные правила и законы, добиваться блага не только себе, но и
своей стране, своему народу. У
. А можно ли путем революции изменить ход мыслей людей? Приведите примеры из жизни. Д
. Во время Французской буржуазной революции
одни поддерживали ее, а другие, даже неимущие граждане, выступали в
союзе с нарождающейся буржуазией.
Даже после революции 1917 года в России тоже не все приняли ее,
многие не понимали ее, поэтому возникла гражданская война, а более
образованная часть общества просто уезжала из страны.
Обобщение и закрепление материала урока:
- Что же необходимо было сделать, чтобы вывести людей из состояния несовершеннолетия?
Учащиеся, подводя итог уроку, приходят к выводу, что добиться успеха
в жизни можно благодаря своей собственной активности, умению самому
браться за желаемое дело, а не ждать указаний или приказов. Но
любое дело должно быть законным. Для этого они и учатся.
- Смогли ли события, происходящие в XVIII веке, просветить народы, помочь им в достижении свободы, равенства и братстсва?
Соответствующие выводы, конечно, были сделаны. Во всяком случае
стало ясно, что никакая революция сразу все не изменит в жизни. Но сила
народа, его требования и свобода слова смогли приблизить мечту людей
к лозунгам революции.
Д/З: Почему Иммануил Кант говорил, что « живем ли мы теперь в
просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век
Просвещения…Еще многое нужно сделать, чтобы выйти из состояния
несовершеннолетия»? Дать письменный ответ и связать это высказывание
И.Канта с нашей современностью.
Литература:
Брюсов В.Я. Стихотворения. Издательство Москва.
«Советская Россия». 1990 год.
Василевская Л.Ю., Дивненко О.В. Зарецкая Д.М, Смирнова В.В.
«Мировая художественная литература». Издательский центр «АЗ»,
Москва. 1996 год.
Оксер С.Б. Музыкальная литература. Издательство «Музыка», 1964 год.
Возрождение
В.Брюсов
Во все века жила, затаена,
И жажда светлых, благостных веселий.
Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь запели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь - весна
Вошла, напомнив о любви, о теле ;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Те плыли за Колумбом в даль Америк,
Те с Кортецом несли на чуждый брег
Крест, чтоб с ним меч победно пронести.
Стремились все- открыть, изобрести,
Найти, создать…Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.
Реформация
В.Брюсов
Надежда – вскрыть все таинства природы-
Мир к высшей тайне привела,- и Бог
Восстал над бурей будничных тревог,
Над сном народов, над игрушкой моды.
За громом Лютера прошли походы
Густава, Тилли, снова сумрак строг,
Окутал землю, и военный рог
К войне за веру звал из рода в роды.
Промчался Кромвель, прогремела Ночь
Варфоломея, люди в пытках гибли,
Стал дыбой – крест, костром – страницы Библий.
Но Истина, исканий смелых дочь,
Жива осталась в вихрях непогоды,
К великой цели двигались народы.
Революция
В.Брюсов
К великой цели двигались народы.
Век философии расцвел, отцвел,
Он разум обострил, вскрыл глуби зол
И людям вспыхнул маяком свободы.
Упали с гулом вековые своды,
Был свергнут в бездну старый произвол,
Поток идей разлился, словно воды,
Что в марте затопляют луг и дол.
Гудели волны буйного потока,
Ученье братства разнеся широко,
Под знамя воли клича племена.
Бороться с правдой силился напрасно
Державный Север: под зарницей красной,
Шумя, Европу обняла война.
|