Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 23.11.2024, 10:59:15
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ОТРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗА МИРА В АНТИЧНОЙ СКУЛЬПТУРЕ
25.08.2011, 19:17:33

Форма урока: комбинированный урок.

Цель: выявить особенности проявления пространственного образа мира в скульптуре античной эпохи.

Задачи:

1. Ознакомление учащихся с важнейшим принципом антично­го искусства - принципом жизнеподобия, а также с использованием метода пропорций и меры в творчестве Поликлета.

2. Формирование у учащихся уменид выявить общее в частном (общее - пространственный образ мира, частное - скульптура).

Ход урока

I этап.

Учитель. Основным мотивом античной культуры в целом стала тема оживающего произведения, живого изображения.

Задание классу: определить, о ком идет речь в тексте. Объяснить, по каким признакам определили. Текст:

...Белоснежную он с неизменным искусством

Резал слоновую кость.

И создал он образ, - подобной

Женщины свет не видал, - и свое

полюбил он созданье!

Девушки было лицо у нее;

совсем - как живая,

Будто бы с места сойти она хочет,

да только страшится.

Вот до чего было скрыто самим же

искусством искусство!

Предполагаемый ответ: в отрывке речь идет о Пигмалионе»

Признаки:

1)«... Резал слоновую кость. И создал он образ» - имеет­ся в виду скульптор;

2) скульптор создал женский образ, который и полюбил; женский образ - Галатея, скульптор - Пигмалион.

II этап.

Учитель. Миф о Пигмалионе стал общеизвестной форму­лой важнейшего принципа античного искусства - принципа жизне-подобия.

Вопрос классу: Существует ли связь принципа жизнеподобия с пространственным образом мира античной эпохи? (Свой ответ (положительный или отрицательный) аргументировать.)

Предполагаемый ответ: связь существует, вспомним, что мир (космос) представлялся как живое трехмерное тело, физически чувствуемое, видимое, статичное, гармония которого служила для античного человека образцом совершеннейшего произведения ис­кусства. И потому нарушение принципа жизнеподобия, подобно то­му, как это было, например, в египетской живописи, было невозмож­но. Пространственный образ мира определял само ощущение красоты: красиво то, от чего исходит ощущение жизни.

Учитель. «Совсем как живая» - вот в чем безусловная цен­ность произведения искусства. Обратимся еще раз к мифу о Пигма­лионе: скульптор обращается с возлюбленным изваянием, как с жи­вым существом:

...Он ее украшает одеждой.

В каменья

Ей убирает персты, в ожерелья - длинную шею.

Легкие серьги в ушах, на грудь

упадают подвески.

Все ей к лицу...

По воле Венеры (Афродиты) ваятель вознагражден: кость ста­ла плотью, дева и в самом деле ожила, счастливый художник обрел живую жену.

Вопрос классу: Подумайте, в каком виде искусства принцип жизнеподобия обретает более совершенное воплощение? (Ответ аргументировать.)

Предполагаемый ответ: в скульптуре. Для аргументации обратимся еще раз к пространственному образу мира, который в ан­тичную эпоху представляется как трехмерное одушевленное тело, статичное, физически ощущаемое,- все эти черты, в сущности, свойственны скульптуре, а неодушевленность камня, из которого создают скульпторы произведения, восполняется принципом жизне­подобия.

Учитель. Потому не случайно, что ведущим видом антич­ного искусства, кроме архитектуры, становится еще и скульптура, основным объектом изображения которой является человек, в ан­тичности совершенный и прекрасный, подобно Галатее, созданной Пигмалионом. Интересно, что, по словам современного эстетика, «греки и римляне чуть не до тошноты восхищались теми скульпту­рами, которые выглядели, как живые, как «настоящие». К этому следует добавить целую группу очень популярных в античности анекдотов о том, как мастерство живописцев обманывало зрителей, притом не только людей, но и животных (птицы слетаются клевать изображенный виноград, лошадь ржет при виде изображенной ло­шади и т. п.), что подтверждает, какую значительную роль играл принцип жизнеподобия в античном искусстве.

III этап.

Но кроме принципа жизнеподобия пространственный образ мира определил еще одну важнейшую особенность античного ис­кусства - использование метода пропорций и меры, как в архитектуре, так и скульптуре.

Зрительный ряд:

1. Поликлет «Дорифор».

2. «Диадумен».

3. Пракситель «Гермес с младенцем Дионисом».

Вопрос классу: Что общего вы смогли заметать в пред­ставленных вашему вниманию скульптурах?

Предполагаемый ответ: величавость, стремление мастеров показать совершенное человеческое тело.

Учитель. Представление о мире как о едином неизменяю­щемся целом, части которого гармонично сочетаются, побуждает скульпторов искать гармоничные пропорции человеческого тела, т. е. такое соотношение отдельных элементов человеческого тела, при котором скульптура производила бы впечатление совершенной.

Демонстрация учащимся репродукции или слайда статуи Поликлета «Дорифор».

Учитель. Статуя Дорифора (Копьеносца) прославилась еще в древности, ее автор Поликлет был не только мастером бронзовой скульптуры, но и теоретиком искусства. Он написал сочинение «Ка­нон», в котором установил основные законы гармонических соот­ношений отдельных элементов человеческого тела, так, например, при изваянии статуи в основу пропорций Дорифора Шликлст поло­жил определенный модуль, несколько раз укладывающийся в раз­ных элементах фигуры - голове, руках, торсе. Голова составляла 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня - 1/8. Внешне спокой­ная фигура Дорифора полна большой внутренней динамики, жизни, движения (подобно тому, как вечный и неизменный в целом Космос полон внутренней жизни). Этого впечатления Поликлету удалось достичь с помощью приема, который еще в древности был назван «хиазм» - перекрестное равновесие: правая нога и левая рука в на­пряжении, а левая нога и правая рука расслаблены.

Задание классу: доказать, что в статуе Праксителя «Гер­мес с младенцем Дионисом» используется хиазм (письменно).

Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Подготовить сообщение об одном из древнегреческих скульпторов (Фидий, Пракситель, Поликлет, Лисипп, Скопас).

2. Письменно ответить на вопрос «Почему, с вашей точки зре­ния, для современного человека принцип жизнеподобия в искусстве утратил свою главенствующую роль?».

Вопросы к теме:

1. Какой античный миф и почему можно назвать формулой принцип жизнеподобия

2. Чему посвящено сочинение Поликлета «Канон»?

3. Какие пропорции человеческого тела, с точки зрения Поли­клета, можно считать гармоничными?

4. Что такое «хиазм»?
Категория: МХК | Добавил: Вилли | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, Эстетика, театр, Культура, пособие для учителя, урок МХК
Просмотров: 1575 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0