Форма урока: комбинированный урок.
Цель: выявить особенности проявления пространственного
образа мира в скульптуре античной эпохи.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с важнейшим принципом античного
искусства - принципом жизнеподобия, а также с использованием метода пропорций и
меры в творчестве Поликлета.
2. Формирование у учащихся уменид выявить общее в
частном (общее - пространственный образ мира, частное - скульптура).
Ход урока
I этап.
Учитель. Основным мотивом античной культуры в целом
стала тема оживающего произведения, живого изображения.
Задание классу: определить, о ком идет речь в тексте.
Объяснить, по каким признакам определили. Текст:
...Белоснежную он с неизменным искусством
Резал слоновую кость.
И создал он образ, - подобной
Женщины свет не видал, - и свое
полюбил он созданье!
Девушки было лицо у нее;
совсем - как живая,
Будто бы с места сойти она хочет,
да только страшится.
Вот до чего было скрыто самим же
искусством искусство!
Предполагаемый ответ: в отрывке речь идет о
Пигмалионе»
Признаки:
1)«... Резал слоновую кость. И создал он образ» -
имеется в виду скульптор;
2) скульптор создал женский образ, который и полюбил;
женский образ - Галатея, скульптор - Пигмалион.
II этап.
Учитель. Миф о Пигмалионе стал общеизвестной формулой
важнейшего принципа античного искусства - принципа жизне-подобия.
Вопрос классу: Существует ли связь принципа жизнеподобия
с пространственным образом мира античной эпохи? (Свой ответ (положительный или
отрицательный) аргументировать.)
Предполагаемый ответ: связь существует, вспомним, что
мир (космос) представлялся как живое трехмерное тело, физически чувствуемое,
видимое, статичное, гармония которого служила для античного человека образцом
совершеннейшего произведения искусства. И потому нарушение принципа
жизнеподобия, подобно тому, как это было, например, в египетской живописи,
было невозможно. Пространственный образ мира определял само ощущение красоты:
красиво то, от чего исходит ощущение жизни.
Учитель. «Совсем как живая» - вот в чем безусловная
ценность произведения искусства. Обратимся еще раз к мифу о Пигмалионе:
скульптор обращается с возлюбленным изваянием, как с живым существом:
...Он ее украшает одеждой.
В каменья
Ей убирает персты, в ожерелья - длинную шею.
Легкие серьги в ушах, на грудь
упадают подвески.
Все ей к лицу...
По воле Венеры (Афродиты) ваятель вознагражден: кость
стала плотью, дева и в самом деле ожила, счастливый художник обрел живую жену.
Вопрос классу: Подумайте, в каком виде искусства
принцип жизнеподобия обретает более совершенное воплощение? (Ответ
аргументировать.)
Предполагаемый ответ: в скульптуре. Для аргументации
обратимся еще раз к пространственному образу мира, который в античную эпоху
представляется как трехмерное одушевленное тело, статичное, физически
ощущаемое,- все эти черты, в сущности, свойственны скульптуре, а
неодушевленность камня, из которого создают скульпторы произведения,
восполняется принципом жизнеподобия.
Учитель. Потому не случайно, что ведущим видом античного
искусства, кроме архитектуры, становится еще и скульптура, основным объектом
изображения которой является человек, в античности совершенный и прекрасный,
подобно Галатее, созданной Пигмалионом. Интересно, что, по словам современного
эстетика, «греки и римляне чуть не до тошноты восхищались теми скульптурами,
которые выглядели, как живые, как «настоящие». К этому следует добавить целую
группу очень популярных в античности анекдотов о том, как мастерство живописцев
обманывало зрителей, притом не только людей, но и животных (птицы слетаются
клевать изображенный виноград, лошадь ржет при виде изображенной лошади и т.
п.), что подтверждает, какую значительную роль играл принцип жизнеподобия в
античном искусстве.
III этап.
Но кроме принципа жизнеподобия пространственный образ
мира определил еще одну важнейшую особенность античного искусства -
использование метода пропорций и меры, как в архитектуре, так и скульптуре.
Зрительный ряд:
1. Поликлет «Дорифор».
2. «Диадумен».
3. Пракситель «Гермес с младенцем Дионисом».
Вопрос классу: Что общего вы смогли заметать в представленных
вашему вниманию скульптурах?
Предполагаемый ответ: величавость, стремление мастеров
показать совершенное человеческое тело.
Учитель. Представление о мире как о едином неизменяющемся
целом, части которого гармонично сочетаются, побуждает скульпторов искать
гармоничные пропорции человеческого тела, т. е. такое соотношение отдельных
элементов человеческого тела, при котором скульптура производила бы впечатление
совершенной.
Демонстрация учащимся репродукции или слайда статуи
Поликлета «Дорифор».
Учитель. Статуя Дорифора (Копьеносца) прославилась еще
в древности, ее автор Поликлет был не только мастером бронзовой скульптуры, но
и теоретиком искусства. Он написал сочинение «Канон», в котором установил
основные законы гармонических соотношений отдельных элементов человеческого
тела, так, например, при изваянии статуи в основу пропорций Дорифора Шликлст
положил определенный модуль, несколько раз укладывающийся в разных элементах
фигуры - голове, руках, торсе. Голова составляла 1/7 всего роста, лицо и кисть
руки - 1/10, ступня - 1/8. Внешне спокойная фигура Дорифора полна большой
внутренней динамики, жизни, движения (подобно тому, как вечный и неизменный в
целом Космос полон внутренней жизни). Этого впечатления Поликлету удалось
достичь с помощью приема, который еще в древности был назван «хиазм» -
перекрестное равновесие: правая нога и левая рука в напряжении, а левая нога и
правая рука расслаблены.
Задание классу: доказать, что в статуе Праксителя «Гермес
с младенцем Дионисом» используется хиазм (письменно).
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Подготовить сообщение об одном из древнегреческих
скульпторов (Фидий, Пракситель, Поликлет, Лисипп, Скопас).
2. Письменно ответить на вопрос «Почему, с вашей точки
зрения, для современного человека принцип жизнеподобия в искусстве утратил
свою главенствующую роль?».
Вопросы к теме:
1. Какой античный миф и почему можно назвать формулой
принцип жизнеподобия
2. Чему посвящено сочинение Поликлета «Канон»?
3. Какие пропорции человеческого тела, с точки зрения
Поликлета, можно считать гармоничными?
4. Что
такое «хиазм»? |