Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 15:20:21
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ОТРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗА МИРА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ
25.08.2011, 19:12:44

Форма урока: урок-лекция.

Цель: выявить характерные особенности отражения про­странственного образа мира в средневековом искусстве Западной Европы.

Задаче:

1. Ознакомление учащихся с особенностями пространственно­го образа мира и методом мышления в средние века.

2. Выявление проявлений принципа контрарностей в средне­вековой архитектуре, скульптуре, живописи, музыке.

3. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия про­изведений искусства.

Ход урока

I этап.

Учитель. Средние века, по праву, называют «юностью ев­ропейской культуры». Племена варваров, галлов и германцев вторг­лись в Европу и под их натиском в 476 году пал античный Рим. Мо­лодые народы начали строить свою жизнь заново, отказавшись от древних языческих верований и приняв христианство. Однако большинство этих людей принадлежали к крестьянскому сословию и, будучи неграмотными, воспринимали догматы веры, как дети, -непосредственно и наивно. Иисус Христос и Дева Мария, ад и рай, ангелы и святые представлялись им персонажами сказки, несмотря на то, что в истинности евангельских событий никто не сомневался. Потому огромную роль в средневековой культуре играло искусство, помогавшее стать христианству не только боже понятным и дос­тупным для огромного большинства людей, но и, что не менее важ­но, помогавшее многим людям проникнуться особым мироощуще­нием, возвышающим душу до осознания Бога. По заказу церкви возводились храмы, которые стали символом величия христианско­го учения, неколебимости его основ. Могучие каменные стены сред­невековых базилик напоминали своеобразные духовные крепости, которые надежно ограждали молящихся от мирской суеты.

Зрительный ряд.

1. Собор в Вормсе.

2. Собор Парижской Богоматери.

3. Собор в Реймсе.

Учитель. Величественные храмы украшали скульптурами, красочными витражами, но особая роль отводилась в средневековом искусстве иконе. Римский папа Григорий Великий говорил, «по не­грамотные люди, смотря на иконы, «...могли бы прочесть то, чего они не могут прочесть в рукописях». А по словам Иоанна Дамаскина, «иконы являются для неграмотных людей тем, чем книги для умеющих читать; они то же для зрения, что и речь для слуха». Ис­толкование иконы как литературы для неграмотных во многом обу­словлено особенностями христианского миропонимания, в соответ­ствии с которым «мир есть книга, начертанная рукой Всевышнего», а поскольку наиважнейшим средством восприятия мира является зрение (зрительный образ), то естественным казалось истолкование иконы как литературы для неграмотных.

II этап.

Учитель: Каким же виделся средневековью пространствен­ный образ мира? Мир представлялся как мироздание, как «Храм Божий». Духовное начало в мире и человеке выделялось как единст­венно ценное, и потому пространственный образ мира как Храма Божьего является образом духовным (спиритуальным), умозритель­ным, а реальнее земные соборы должны были только отразить стройность божественного миропорядка; в период зрелого средневе­ковья в готических соборах был воплощен идеал установления града Божьего на земле и полного единения человеческого и божественно­го начал. Противопоставление духовного и земного в средние века выходит на первый план, поэтому формируется особый метод мыш­ления, в основе которого - принцип контрарностей (противопо­ложностей): божественное идеальное - земное несовершенное; рай -ад; спасение души - грех, погибель. Соответственно круг тем изобразительного искусства в эту эпоху обращается к крайним оппозициям: святое - грешное, прекрасное и ужасное, рай просветления и ад страдания.

Зрительный ряд:

1. Икона «Владимирская Богоматерь» (ХХП в.).

2. Икона Феофана Грека «Преображение».

3. А. Рублев «Троица».

Вопрос классу: Можно ли сказать, что в представленных произведениях используется принцип жизнеподобия, столь важный в античном искусстве? (Ответ аргументировать)

Примечание. Важно, чтобы в ходе обсуждения учащиеся нашли как можно болыше отличий от античного принципа жизнеподобия, например, плоско­стность изображений, отсутствие светотеневой моделировки тел, трехмерного про­странства, преувеличенность некоторых пропорций.

Вопрос классу: Почему средневековое искусство отказы­вается от принципа жизнеподобия?

Учитель (после обсуждения). Средневековое искусство от­казывается от принципа жизнеподобия, так как его главная задача состоит в том, чтобы чувственно обозначить то, что существует за пределами человеческих чувств, т. е. изображение истолковывается как посредник на пути от зримого к незримому, ведь духовная исти­на невидима и неощутима, потому необходим посредник (изображе­ние), который выведет зрителя за пределы собственной чувственно­сти и поможет прикоснуться к божественному миру Вспомним библейское: «Имеющий уши да слышит! Имеющий глаза да видит!» Посредник поможет тому, кто имеет внутренние глаза и уши,

Вопрос классу: Можно ли сказать, что в иконописи ис­пользуется принцип контрарностей? (Ответ аргументировать)

Предполагаемый ответ: да, потому что изображение пред­полагает противопоставление зримого и незримого.

Учитель. В средневековой живописи можно найти много проявлений принципа контрарностей, например, контраст масшта­бов, когда центральный образ может быть изображен значительно больших размеров, чем остальные. Проявление принципа контрар­ностей можно усмотреть не только в живописи, но и а архитектуре, скульптуре, мушке. В архитектуре примером могут стать контрфор­сы, несущие на себе основную тяжесть сооружения, благодаря чему стена готического собора получила возможность превратиться в изобразительное поле, в пределах которого оживал многоликий мир скульптуры. В нем живут образы Ветхого и Нового Завета, и аллего­рические образы, представляющие триумф добродетелей над поро­ками, и средневековый календарь - знаки Зодиака, сцены труда и т. д. Но самое главное благодаря контрфорсам, превратившим стену в изобразительное поле, появилась возможность заполнить ее ог­ромными оконными проемами. И здесь можно увидеть еще одно проявление принципа контрарностей: оконные проемы заполнялись цветными витражами, которые создавали в храме особую цветовую атмосферу и препятствовали связи внутреннего пространства храма с превратностями окружающего мира. Свет, проходя сквозь цветные стекла витражей, в необъятных просторах храма порождал особую световую стихию, атмосферу просветленности, создавая редкое по своей чистоте и силе настроение духовной возвышенности.

Зрительный ряд:

1. Собор в Шартре. Витраж «Богома­терь с младенцем».

2. Собор Парижской Богоматери. Роза южного портала.

3. Собор в Шартре. Витраж «Древо Иесеево».

4. Собор в Шартре. Витраж хора. «История Карла Великого».

5. Собор Париж­ской Богоматери. Вид с юга (где хорошо видны контрфорсы).

Задание классу: найти проявление принципа контрарно­стей в средневековой архитектуре (например, сравнить масштабы собора с человеческим ростом: человек ощущая себя песчинкой ря­дом с колоссальным телом храма, должен был реально ощутить ве­личие Бога и свою малость перед ним).

Учитель.В музыке принцип контрарностей проявился в по­явлении контрапункта - одновременного сочетания двух или не­скольких самостоятельных мелодических голосов.

В скульптуре принцип контрарностей находит отражение в контрапосте - контрасте несущих и свободных элементов тела (на­пример, статуя опирается на одну ногу, другая - свободна). Благода­ря этому контрасту равновесие тела нарушается и вновь восстанав­ливается, но в целом композиция статуи гармонично уравновешива­ется. В результате контрапоста получается не покой, а, напротив, усиление, обогащение движения (например, ноги направлены впра­во, тело влево, голова снова вправо). Убедиться в сказанном можно, посмотрев готические статуи.

Зрительный ряд

1. Статуя собора в Шартре (Христос благословляющий).

2. «Золоченная Богоматерь» (Собор в Амьене).

3. Богоматерь с младенцем (из святой капеллы» в Париже).

4. Апо­столы Павел и Петр (Собор в Реймсе).

Учитель. Благодаря контрапункту появилась возможность выразить в скульптуре духовную жизнь человека, полную противо­речий.

Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Сообщение на тему «Готическое искусство».

2. Описать впечатления, полученные на уроке от соприкосно­вения со средневековым искусством. Вопросы к теме:

1. Почему средние века называют «юностью европейской культуры»?

2. Какую роль играло искусство в средневековой культуре?

3. Каковы особенности пространственного образа мира сред­невековой эпохи?

4. Что такое принцип контрастностей?

5. Как проявляется принцип контрастностей в живописи; в ар­хитектуре; в скульптуре; в музыке?

Категория: МХК | Добавил: Вилли | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, Эстетика, театр, Культура, пособие для учителя, урок МХК
Просмотров: 1410 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0