Форма урока: урок-лекция.
Цель: выявить характерные особенности отражения пространственного
образа мира в средневековом искусстве Западной Европы.
Задаче:
1. Ознакомление учащихся с особенностями
пространственного образа мира и методом мышления в средние века.
2. Выявление проявлений принципа контрарностей в
средневековой архитектуре, скульптуре, живописи, музыке.
3. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия
произведений искусства.
Ход урока
I этап.
Учитель. Средние века, по праву, называют «юностью европейской
культуры». Племена варваров, галлов и германцев вторглись в Европу и под их
натиском в 476 году пал античный Рим. Молодые народы начали строить свою жизнь
заново, отказавшись от древних языческих верований и приняв христианство.
Однако большинство этих людей принадлежали к крестьянскому сословию и, будучи
неграмотными, воспринимали догматы веры, как дети, -непосредственно и наивно.
Иисус Христос и Дева Мария, ад и рай, ангелы и святые представлялись им
персонажами сказки, несмотря на то, что в истинности евангельских событий никто
не сомневался. Потому огромную роль в средневековой культуре играло искусство,
помогавшее стать христианству не только боже понятным и доступным для
огромного большинства людей, но и, что не менее важно, помогавшее многим людям
проникнуться особым мироощущением, возвышающим душу до осознания Бога. По
заказу церкви возводились храмы, которые стали символом величия христианского
учения, неколебимости его основ. Могучие каменные стены средневековых базилик
напоминали своеобразные духовные крепости, которые надежно ограждали молящихся
от мирской суеты.
Зрительный ряд.
1. Собор в Вормсе.
2. Собор Парижской Богоматери.
3. Собор в Реймсе.
Учитель. Величественные храмы украшали скульптурами,
красочными витражами, но особая роль отводилась в средневековом искусстве
иконе. Римский папа Григорий Великий говорил, «по неграмотные люди, смотря на
иконы, «...могли бы прочесть то, чего они не могут прочесть в рукописях». А по
словам Иоанна Дамаскина, «иконы являются для неграмотных людей тем, чем книги
для умеющих читать; они то же для зрения, что и речь для слуха». Истолкование
иконы как литературы для неграмотных во многом обусловлено особенностями
христианского миропонимания, в соответствии с которым «мир есть книга,
начертанная рукой Всевышнего», а поскольку наиважнейшим средством восприятия
мира является зрение (зрительный образ), то естественным казалось истолкование
иконы как литературы для неграмотных.
II этап.
Учитель: Каким же виделся средневековью пространственный
образ мира? Мир представлялся как мироздание, как «Храм Божий». Духовное начало
в мире и человеке выделялось как единственно ценное, и потому пространственный
образ мира как Храма Божьего является образом духовным (спиритуальным),
умозрительным, а реальнее земные соборы должны были только отразить стройность
божественного миропорядка; в период зрелого средневековья в готических соборах
был воплощен идеал установления града Божьего на земле и полного единения
человеческого и божественного начал. Противопоставление духовного и земного в
средние века выходит на первый план, поэтому формируется особый метод мышления,
в основе которого - принцип контрарностей (противоположностей): божественное
идеальное - земное несовершенное; рай -ад; спасение души - грех, погибель.
Соответственно круг тем изобразительного искусства в эту эпоху обращается к
крайним оппозициям: святое - грешное, прекрасное и ужасное, рай просветления и
ад страдания.
Зрительный ряд:
1. Икона «Владимирская Богоматерь» (ХХП в.).
2. Икона Феофана Грека «Преображение».
3. А. Рублев «Троица».
Вопрос классу: Можно ли сказать, что в представленных
произведениях используется принцип жизнеподобия, столь важный в античном
искусстве? (Ответ аргументировать)
Примечание. Важно, чтобы в ходе обсуждения учащиеся
нашли как можно болыше отличий от античного принципа жизнеподобия, например,
плоскостность изображений, отсутствие светотеневой моделировки тел, трехмерного
пространства, преувеличенность некоторых пропорций.
Вопрос классу: Почему средневековое искусство отказывается
от принципа жизнеподобия?
Учитель (после обсуждения). Средневековое искусство отказывается
от принципа жизнеподобия, так как его главная задача состоит в том, чтобы
чувственно обозначить то, что существует за пределами человеческих чувств, т.
е. изображение истолковывается как посредник на пути от зримого к незримому,
ведь духовная истина невидима и неощутима, потому необходим посредник
(изображение), который выведет зрителя за пределы собственной чувственности и
поможет прикоснуться к божественному миру Вспомним библейское: «Имеющий уши да
слышит! Имеющий глаза да видит!» Посредник поможет тому, кто имеет внутренние
глаза и уши,
Вопрос классу: Можно ли сказать, что в иконописи используется
принцип контрарностей? (Ответ аргументировать)
Предполагаемый ответ: да, потому что изображение предполагает
противопоставление зримого и незримого.
Учитель. В средневековой живописи можно найти много
проявлений принципа контрарностей, например, контраст масштабов, когда
центральный образ может быть изображен значительно больших размеров, чем
остальные. Проявление принципа контрарностей можно усмотреть не только в
живописи, но и а архитектуре, скульптуре, мушке. В архитектуре примером могут
стать контрфорсы, несущие на себе основную тяжесть сооружения, благодаря чему
стена готического собора получила возможность превратиться в изобразительное
поле, в пределах которого оживал многоликий мир скульптуры. В нем живут образы
Ветхого и Нового Завета, и аллегорические образы, представляющие триумф
добродетелей над пороками, и средневековый календарь - знаки Зодиака, сцены
труда и т. д. Но самое главное благодаря контрфорсам, превратившим стену в
изобразительное поле, появилась возможность заполнить ее огромными оконными
проемами. И здесь можно увидеть еще одно проявление принципа контрарностей:
оконные проемы заполнялись цветными витражами, которые создавали в храме особую
цветовую атмосферу и препятствовали связи внутреннего пространства храма с
превратностями окружающего мира. Свет, проходя сквозь цветные стекла витражей,
в необъятных просторах храма порождал особую световую стихию, атмосферу
просветленности, создавая редкое по своей чистоте и силе настроение духовной
возвышенности.
Зрительный ряд:
1. Собор в Шартре. Витраж «Богоматерь с младенцем».
2. Собор Парижской Богоматери. Роза южного портала.
3. Собор в Шартре. Витраж «Древо Иесеево».
4. Собор в Шартре. Витраж хора. «История Карла
Великого».
5. Собор Парижской Богоматери. Вид с юга (где хорошо
видны контрфорсы).
Задание классу: найти проявление принципа контрарностей
в средневековой архитектуре (например, сравнить масштабы собора с человеческим
ростом: человек ощущая себя песчинкой рядом с колоссальным телом храма, должен
был реально ощутить величие Бога и свою малость перед ним).
Учитель.В музыке принцип контрарностей проявился в появлении
контрапункта - одновременного сочетания двух или нескольких самостоятельных мелодических
голосов.
В скульптуре принцип контрарностей находит отражение в
контрапосте - контрасте несущих и свободных элементов тела (например, статуя
опирается на одну ногу, другая - свободна). Благодаря этому контрасту
равновесие тела нарушается и вновь восстанавливается, но в целом композиция
статуи гармонично уравновешивается. В результате контрапоста получается не
покой, а, напротив, усиление, обогащение движения (например, ноги направлены
вправо, тело влево, голова снова вправо). Убедиться в сказанном можно,
посмотрев готические статуи.
Зрительный ряд
1. Статуя собора в Шартре (Христос благословляющий).
2. «Золоченная Богоматерь» (Собор в Амьене).
3. Богоматерь с младенцем (из святой капеллы» в
Париже).
4. Апостолы Павел и Петр (Собор в Реймсе).
Учитель. Благодаря контрапункту появилась возможность
выразить в скульптуре духовную жизнь человека, полную противоречий.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Сообщение на тему «Готическое искусство».
2. Описать впечатления, полученные на уроке от
соприкосновения со средневековым искусством. Вопросы к теме:
1. Почему средние века называют «юностью европейской
культуры»?
2. Какую роль играло искусство в средневековой
культуре?
3. Каковы особенности пространственного образа мира
средневековой эпохи?
4. Что такое принцип контрастностей?
5. Как проявляется принцип контрастностей в живописи;
в архитектуре; в скульптуре; в музыке?
|