Форма урока: урок-лекция.
Цель: выявить проявление иллюзионно-изобразительного
принципа мышления в европейской живописи Нового времени. Задачи:
1. Ознакомление учащихся с вариантами проявления
иллюзионно-изобразительного принципа мышления.
2. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия
произведений искусства.
3. Развитие у учащихся способностей к анализу.
Ход урока
I этап.
Учитель. Иллюзионно-изобразительный (подражательный)
принцип и метод мышления находит свое выражение в живописи Нового времени. В
произведениях европейских художников воссоздается как реальность земной
природы (Картина как иллюзионное окно в мир), так и психологическая реальность:
Впервые искусстве обратилось к моделированию, воссозданию внутреннего мира человека,
интерес к которому иногда достигал необычайной силы, например, Рембрандт за
свою жизнь написал около 60 автопортретов, что свидетельствует о напряженном
самопознании художника, о его неослабевающем стремлении к тому, чтобы
совместить «зеркало» картины с «зеркалом» души.
Зрительный ряд: Рембрандт
1. «Автопортрет с Саскией на коленях».
2. «Автопортрет» 1663 г.
Задание классу: охарактеризовать портретируемого человека
(какие изменения кроме возрастных смогли заметить?)
Учитель (после обсуждения). То, что мы можем говорить,
рассуждать о характере живописного образа словно о живой человеке, реально
стоящем перед нами, говорит не только о гениальности художника, сумевшего
воссоздать на холсте пятнышками краски жизнь души человека, но и проявлении
того принципа мышления, который был характерен для эпохи, а именно иллюзионно-
изобразительный (подражательный) принцип. Портретные образы схожи с оригиналом
не только внешне, но и внутренне. Два портрета, демонстрируемые одновременно,
позволяют нам осуществить невозможное: совместить во времени два
зафиксированных на портретах состояния - молодость и зрелость души. Такое
совмещение позволяет нам увидеть неизменное, что составляет основу характера
живописца: волю, ум и то, что пришло со временем, - жизненный опыт, горький
вкус которого принес ему душевную зрелость.
II этап.
Учитель. Совершенно иное использование иллюзионно-изобразительного
принципа мышления мы видим в творчестве Пуссена, который редко заостряет
внимание на лицах своих героев. Он предпочитает передавать их внутреннее
состояние «языком тела». Интересен с этой точки зрения комментарий Пуссена к
картине «Израильтяне, собирающие манну»: «... Вы легко узнаете, какие из действующих
лиц томятся, какие восхищаются, какие имеют жалость, кто совершает дело
милосердия, дело большой важности, кто жаждет насытиться, кто утешает...
читайте историю и картину, чтобы узнать» все ли в ней соответствует сюжету».
Таким образом картину Пуссена следует читать, а жест и поза составляют слова и
предложения текста.
Задание классу: «прочитать» картину Пуссену «Суд Соломона»,
обращая внимание на жесты и позы персонажей; определить количество действующих
лиц, кто они, каковы их взаимоотношения.
Примечание. Бели учащиеся не знают ветхозаветного
сюжета о суде Соломона, желательно рассказать им его.
Учитель (после обсуждения). Интересна композиция «Суда»,
она уподоблена своего рода «весам», ось которых проходит через фигуру
Соломона. Фигура Царя застыла словно изваяние, однако она полна скрытого
напряжения, которое последовательно передается от лица-маски к кистям рук с
отставленными указательными пальцами. Напряжение, исходящее от Соломона,
достигает своей высшей степени в мимике и артикуляции спорящих женщин. Такое
развитие напряжения (сверху вниз) позволяет зрителю ощутить, как на суетных,
обуреваемых страстями смертных нисходит божественная мудрость: «И стали
бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд».
Таким образом, в картине Пуссена важно не событие само по себе, но идея, с
которой это событие должно соотноситься и которую оно должно представить,
-идею высшей справедливости, беспристрастности, мудрости.
Вопрос классу: Какою взаимосвязь между луссеновской
формой воплощения идеи и пространственным образом мира, принципом мышления
Нового времени?
Учитель (после обсуждения). Взаимосвязь усматривается
в следующем:
1. Художник воспроизводит реальное земное пространство,
со всеми его характеристиками (прямая перспектива, светотеневая моделировка
тел, их объемность, колорит соответствуют реальному, в отличие, например, от
иконописных образов).
2. Задача художника - представить зрителе идею, не
событие, не состояние, переживание, а именно идею. А она изначально не имеет
материальной формы, и для воплощения идеи Пуббен использует реальные земные
образы и формы, т. е. налицо проявление иллюзионно-изобразительного принципа.
Подводя итог, можно сказать, что в европейской
живописи Нового времени усматриваются два варианта проявления иллюзионно-изобразительного
принципа: первый вариант мы рассмотрели на примере картин Рембрандта, когда
моделируется, воссоздается жизнь души человека; со вторым мы ознакомились,
обратившись к картинам Пуссена, - воссоздание идейной основы через внешнее
проявление события, что вообще характерно для классицизма, основоположником
которого в европейской живописи считается Пуссен. Идея, долг важнее чувства, и
все художественные средства классицизма направлены на их убедительное для
зрителя воплощение.
Демонстрация учащимся репродукции или слайда картины
Рубенса «Пир у Симона Фарисея».
Учитель. Классицизм представляет зрителю идею, как мы
в том убедились на примере картины Пуссена, а для художников барокко важно
выразить чувство, и потому на первый план выходит то, как переживают это
событие действующие лица. В картине Рубенса «Пир у Симона Фарисея» позы и
жесты действующих лиц не менее красноречивы, но у Пуссена они соотносятся
только с ролью, которую играет в его картине образ, а у Рубенса жест и поза
выражают его индивидуальность, т. е. персонаж сделал такой жест потому, что он
так чувствует, а не потому, что жест является условным обозначением этого
чувства. Мы вновь видим проявление иллюзионно-изобразительного принципа
мышления, но на этот раз представляется не идея, как в классицизме, а чувство,
переживание repon.
Первый тип проявления иллюзионно-изобразительного
принципа: воссоздается внутренняя жизнь человека, в которой нет законченности,
оформленности (Рембрандт). Второй тип: моделируется событие внешнего мира,
сквозь зримые формы которого можно усмотреть либо его идейную основу
(классицизм), либо чувственное, эмоциональное содержание события (барокко).
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Подготовить сообщение о жизни и творчестве
Рембрандта, Рубежа или Пуссена (по выбору).
2. Выбрать одно из произведений Рембрандта, Пуссена
или Рубенса и доказать (письменно), что в них проявляется пространственный
образ мира и принцип мышления, свойственный искусству Новогр времени.
3. Описать свои впечатления, полученные в ходе урока
от знакомства с живописью Рембрандта, Пуссена, Рубенса.
Вопросы к теме:
1. Как проявляется иллюзионно-изобразительный принцип
мышления в живописи Нового времени?
2. Каковы характерные особенности автопортретов
Рембрандта?
3. Как проявляется иллюзионно-изобразительный принцип
мышления в живописи Пуссена и Рубенса?
4.
Охарактеризовать два типа проявления иллюзионно-изобразительного принципа
мышления в европейской живописи Нового времени. |