Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 23.11.2024, 11:02:03
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ОТРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗА МИРА В ЖИВОПИСИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
25.08.2011, 19:00:11

Форма урока: урок-лекция.

Цель: выявить проявление иллюзионно-изобразительного принципа мышления в европейской живописи Нового времени. Задачи:

1. Ознакомление учащихся с вариантами проявления иллюзи­онно-изобразительного принципа мышления.

2. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия про­изведений искусства.

3. Развитие у учащихся способностей к анализу.

Ход урока

I этап.

Учитель. Иллюзионно-изобразительный (подражательный) принцип и метод мышления находит свое выражение в живописи Нового времени. В произведениях европейских художников воссоз­дается как реальность земной природы (Картина как иллюзионное окно в мир), так и психологическая реальность: Впервые искусстве обратилось к моделированию, воссозданию внутреннего мира чело­века, интерес к которому иногда достигал необычайной силы, на­пример, Рембрандт за свою жизнь написал около 60 автопортретов, что свидетельствует о напряженном самопознании художника, о его неослабевающем стремлении к тому, чтобы совместить «зеркало» картины с «зеркалом» души.

Зрительный ряд: Рембрандт

1. «Автопортрет с Саскией на коленях».

2. «Автопортрет» 1663 г.

Задание классу: охарактеризовать портретируемого че­ловека (какие изменения кроме возрастных смогли заметить?)

Учитель (после обсуждения). То, что мы можем говорить, рассуждать о характере живописного образа словно о живой чело­веке, реально стоящем перед нами, говорит не только о гениально­сти художника, сумевшего воссоздать на холсте пятнышками краски жизнь души человека, но и проявлении того принципа мышления, который был характерен для эпохи, а именно иллюзионно­- изобразительный (подражательный) принцип. Портретные образы схожи с оригиналом не только внешне, но и внутренне. Два портре­та, демонстрируемые одновременно, позволяют нам осуществить невозможное: совместить во времени два зафиксированных на порт­ретах состояния - молодость и зрелость души. Такое совмещение позволяет нам увидеть неизменное, что составляет основу характера живописца: волю, ум и то, что пришло со временем, - жизненный опыт, горький вкус которого принес ему душевную зрелость.

II этап.

Учитель. Совершенно иное использование иллюзионно-изобразительного принципа мышления мы видим в творчестве Пус­сена, который редко заостряет внимание на лицах своих героев. Он предпочитает передавать их внутреннее состояние «языком тела». Интересен с этой точки зрения комментарий Пуссена к картине «Из­раильтяне, собирающие манну»: «... Вы легко узнаете, какие из дей­ствующих лиц томятся, какие восхищаются, какие имеют жалость, кто совершает дело милосердия, дело большой важности, кто жаж­дет насытиться, кто утешает... читайте историю и картину, чтобы узнать» все ли в ней соответствует сюжету». Таким образом картину Пуссена следует читать, а жест и поза составляют слова и предло­жения текста.

Задание классу: «прочитать» картину Пуссену «Суд Со­ломона», обращая внимание на жесты и позы персонажей; опреде­лить количество действующих лиц, кто они, каковы их взаимоотно­шения.

Примечание. Бели учащиеся не знают ветхозаветного сюжета о суде Соломона, желательно рассказать им его.

Учитель (после обсуждения). Интересна композиция «Су­да», она уподоблена своего рода «весам», ось которых проходит че­рез фигуру Соломона. Фигура Царя застыла словно изваяние, однако она полна скрытого напряжения, которое последовательно передает­ся от лица-маски к кистям рук с отставленными указательными пальцами. Напряжение, исходящее от Соломона, достигает своей высшей степени в мимике и артикуляции спорящих женщин. Такое развитие напряжения (сверху вниз) позволяет зрителю ощутить, как на суетных, обуреваемых страстями смертных нисходит божествен­ная мудрость: «И стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд». Таким образом, в картине Пуссена важно не событие само по себе, но идея, с которой это со­бытие должно соотноситься и которую оно должно представить, -идею высшей справедливости, беспристрастности, мудрости.

Вопрос классу: Какою взаимосвязь между луссеновской формой воплощения идеи и пространственным образом мира, прин­ципом мышления Нового времени?

Учитель (после обсуждения). Взаимосвязь усматривается в следующем:

1. Художник воспроизводит реальное земное простран­ство, со всеми его характеристиками (прямая перспектива, светоте­невая моделировка тел, их объемность, колорит соответствуют ре­альному, в отличие, например, от иконописных образов).

2. Задача художника - представить зрителе идею, не событие, не состояние, переживание, а именно идею. А она изначально не имеет материаль­ной формы, и для воплощения идеи Пуббен использует реальные земные образы и формы, т. е. налицо проявление иллюзионно-изобразительного принципа.

Подводя итог, можно сказать, что в европейской живописи Нового времени усматриваются два варианта проявления иллюзионно-изобразительного принципа: первый вариант мы рассмотрели на примере картин Рембрандта, когда моделируется, воссоздается жизнь души человека; со вторым мы ознакомились, обратившись к картинам Пуссена, - воссоздание идейной основы через внешнее проявление события, что вообще характерно для классицизма, осно­воположником которого в европейской живописи считается Пуссен. Идея, долг важнее чувства, и все художественные средства класси­цизма направлены на их убедительное для зрителя воплощение.

Демонстрация учащимся репродукции или слайда карти­ны Рубенса «Пир у Симона Фарисея».

Учитель. Классицизм представляет зрителю идею, как мы в том убедились на примере картины Пуссена, а для художников ба­рокко важно выразить чувство, и потому на первый план выходит то, как переживают это событие действующие лица. В картине Ру­бенса «Пир у Симона Фарисея» позы и жесты действующих лиц не менее красноречивы, но у Пуссена они соотносятся только с ролью, которую играет в его картине образ, а у Рубенса жест и поза выра­жают его индивидуальность, т. е. персонаж сделал такой жест потому, что он так чувствует, а не потому, что жест является условным обо­значением этого чувства. Мы вновь видим проявление иллюзионно-изобразительного принципа мышления, но на этот раз представляется не идея, как в классицизме, а чувство, переживание repon.

Первый тип проявления иллюзионно-изобразительного принципа: воссоздается внутренняя жизнь человека, в которой нет законченности, оформленности (Рембрандт). Второй тип: модели­руется событие внешнего мира, сквозь зримые формы которого можно усмотреть либо его идейную основу (классицизм), либо чув­ственное, эмоциональное содержание события (барокко).

Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Рембрандта, Рубежа или Пуссена (по выбору).

2. Выбрать одно из произведений Рембрандта, Пуссена или Рубенса и доказать (письменно), что в них проявляется пространст­венный образ мира и принцип мышления, свойственный искусству Новогр времени.

3. Описать свои впечатления, полученные в ходе урока от зна­комства с живописью Рембрандта, Пуссена, Рубенса.

Вопросы к теме:

1. Как проявляется иллюзионно-изобразительный принцип мышления в живописи Нового времени?

2. Каковы характерные особенности автопортретов Рембрандта?

3. Как проявляется иллюзионно-изобразительный принцип мышления в живописи Пуссена и Рубенса?

4. Охарактеризовать два типа проявления иллюзионно-изобразительного принципа мышления в европейской живописи Но­вого времени.
Категория: МХК | Добавил: Вилли | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, Эстетика, театр, Культура, пособие для учителя, урок МХК
Просмотров: 1081 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0