Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 12:17:09
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Пейзаж в русской живописи
04.06.2012, 20:51:03
Цель урока:  Раскрыть значение природы как  в жизни человека, так и в пейзажном  творчестве.
Задачи:
  1. Познакомить учащихся  с изображением природы до творчества художников-передвижников.
  2. Познакомиться с творчеством И.И Левитана как наиболее яркого представителя пейзажного жанра.
  3. Подвести учащихся к пониманию различных задач, стоявших перед художниками-импрессионистами и художниками-передвижниками в области пейзажа.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:
Эпиграф: Не то, что мните вы , природа:

Не слепок, ни бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И.Тютчев

М.Ю. Лермонтов говорил так: «Я попросил природу,

И она – меня в свои объятья приняла»

Музыкальный эпиграф:  С.Рахманинов. Третий концерт для фортепиано с оркестром или П.Чайковский «Баркарола»

            В октябре 1871 года состоялась  в Петербурге первая выставка художников-передвижников. Среди картин была представлена  работа  Алексея Кондратьевича Саврасова ( 1830 – 1897 г.) «Грачи прилетели». Художник очень волновался, несмотря на то, что ее уже купил П.М Третьяков. Как примут зрители ее, поймут ли? Он много изъездил в поисках сюжета и нашел его в селе Молвитино.  Незатейливый пейзаж обычного русского села с церковью Воскресения, которых много в России. Он начал работать. Его переполняло  радостное  ощущение  весны, которым он жил эти дни, особенно чистый и легкий мартовский воздух.
Картину заметили. Особенно восхищался ею И.Н. Крамской. Он отметил, что на всех картинах  есть деревья, вода, воздух,  а «душа» есть только в «Грачах». Этот отзыв очень взволновал Саврасова , именно «душу» русской природы хотелось  передать художнику. Саврасов особенно тщательно работал над композицией картины. Уходящие  к горизонту дали – темнеющие  поля, освободившиеся от снега, вскрывающиеся реки - они не  видны были с того места, откуда смотрел художник. Но он ввел их в пейзаж, этим  показав простор, размах. Так пейзаж превратился в образ Родины.
Вы часто встречали  описание русской природы в произведениях русских писателей и поэтов. Возможно кто-то вспомнит стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова?
( читают учащиеся)
Какой замечательный образ природы создавал в своих произведениях И.С.Тургенев!  Давайте вспомним отрывок  из его романа «Отцы и дети»:
«места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то, слегка вздымаясь, то, опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги…Попадались и реки с обрытыми  берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами… и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия  понемногу сжималось… «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…, но как их исполнить, как приступить?...»
Так размышлял Аркадий…, а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все – деревья, кусты, травы, повсюду звонкими нескончаемыми струйками заливались жаворонки… Аркадий глядел, глядел, и понемногу ослабевая, исчезали его размышления…Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял».
Что сближает этот отрывок из романа Тургенева с картиной Саврасова?
Как видим «идейный реализм» передвижников коснулся и той области живописи, где, казалось, не могло быть упрека в литературщине, - пейзаже.  Пейзажи художников, примыкавших к академической школе, изображали главным образом южную природу, «живописные» местности Италии, подражали старым  французским  мастерам. В этих картинах было больше заученных приемов, чем поэзии и интимности. В 60-70 годы эти картины не могли волновать зрителя. ( картина Сильвестра Щедрина) Считалось неприличным значительному художнику писать виды России. И только художники-передвижники смогли создать такие пейзажи, которые развивались в едином русле передовой реалистической культуры России второй половины XIX века.
Кто же продолжил дело, начатое Саврасовым? Это был его ученик Исаак Ильич Левитан (1850 – 1900 г.)  (сообщение о Левитане делает учащийся).
В воспитании молодых художников-пейзажистов огромную роль сыграло Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где пейзажным классом  руководил Саврасов. Однажды Саврасов сказал Левитану, с восторгом глядя на его пейзаж: Ты обладаешь даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. Это – редчайший дар. Ты будешь великим художником. Я горжусь тем, что учу тебя».
Левитан остро ощущал любовь к русской природе. Находясь во Франции на лечении в 1894 году он писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси: реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия». Надо только всмотреться в его картины (зрительный ряд): «Весна – большая вода» - атмосфера дня ранней весны, трепетное состояние природы.
« Золотая Осень» -
«Март» - эти  три   картины пронизаны свежим мироощущением.
«Березовая роща» - 1889г. прост и скромен сюжет. Картина словно излучает изумрудный свет, кажется, что от нее  веет свежестью и запахами летнего солнечного дня. Ощущение мгновенно схваченной жизни природы. У кого мы встречали подобное? (импрессионисты).
Но в своем творчестве художник часто поднимался до идейно-художественных обобщений. Это и сделало Левитана выразителем настроений передовых людей своего времени. Такой  по своему значению стала картина Левитана  «Владимирка». (1894г). В одном из воспоминаний о  Левитане читаем: «Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном  вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была  полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющей полоской убегала среди перелеска  в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигуры богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ясным, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога…»Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда - то,  звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда…» И в тишине поэтичной картины стала чудиться нам глубока затаенная грусть. Грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и серое небо. Присев у подножья голубца, мы заговорили и том, какие тяжелые картины разворачивались на этой дороге, как много скорбного передумано было здесь, у этого голубца».
Так возник замысел пейзажа, который называют историческим. Чувство, пережитое художником и перенесенное на полотно, здесь с большей определенностью, чем в других картинах, превратилось в скорбную тему народного страдания. Эту картину Левитан подарил П.М.Третьякову.
В этом же году Левитан пишет картину «Над вечным покоем». Удивительна эта картина по своей композиции, она охватывает все три стихии – землю, воду, и небо. Какие чувства и мысли она рождает?  На всех картинах Левитана природа живет, проникнутая человеческими чувствами. Общий колорит картины белесо-свинцовый. Вода как единая масса  движется медленно, тяжело. Небо тоже находится в движении, но облака находятся  в беспорядочном, громоздящемся состоянии, сталкиваясь друг с другом. И только небольшое розовое облако, выходящее из возникшего просвета, облако, очертание которого напоминает островок в океане, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет. Можно сказать, что это «небесная»  часть картины.
«Земная» часть ее – мыс  с приютившейся на нем старой церквушкой,  деревьями,  и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь, которую мы видим здесь, включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти  человека, рождает это полотно.
Сама картина  звучит как грандиозная музыка. ( Звучит фрагмент из Шестой симфонии П,Чайковского)

Обобщение:

1.Теперь вернемся к нашей задаче, поставленной в начале урока. Чем пейзажи французских художников-импрессионистов отличаются от пейзажей художников-передвижников? 
2. Какое значение в нашей повседневной жизни имеет природа? Все мы понимаем, что ее надо беречь. Но как? (учащиеся дают ответы). Очень заметны в последнее время  большие вырубки леса, исчезают целые массивы. А как известно – лес – это наши легкие, лес держит воду, многочисленные родники радуют нас своей прохладой.

Категория: МХК | Добавил: Вилли | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, Эстетика, театр, урок МХК, Культура, пособие для учителя
Просмотров: 1489 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0