Цель урока: Раскрыть значение природы как в жизни человека, так и в пейзажном творчестве. Задачи:- Познакомить учащихся с изображением природы до творчества художников-передвижников.
- Познакомиться с творчеством И.И Левитана как наиболее яркого представителя пейзажного жанра.
- Подвести учащихся к пониманию различных задач, стоявших
перед художниками-импрессионистами и художниками-передвижниками в
области пейзажа.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока: Эпиграф: Не то, что мните вы , природа:
Не слепок, ни бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
М.Ю. Лермонтов говорил так: «Я попросил природу,
И она – меня в свои объятья приняла»
Музыкальный эпиграф: С.Рахманинов. Третий концерт для фортепиано с оркестром или П.Чайковский «Баркарола»
В октябре 1871 года состоялась в Петербурге первая
выставка художников-передвижников. Среди картин была представлена
работа Алексея Кондратьевича Саврасова ( 1830 – 1897 г.) «Грачи
прилетели». Художник очень волновался, несмотря на то, что ее уже купил
П.М Третьяков. Как примут зрители ее, поймут ли? Он много изъездил в
поисках сюжета и нашел его в селе Молвитино. Незатейливый пейзаж
обычного русского села с церковью Воскресения, которых много в России.
Он начал работать. Его переполняло радостное ощущение весны, которым
он жил эти дни, особенно чистый и легкий мартовский воздух.
Картину заметили. Особенно восхищался ею И.Н. Крамской. Он отметил,
что на всех картинах есть деревья, вода, воздух, а «душа» есть только в
«Грачах». Этот отзыв очень взволновал Саврасова , именно «душу»
русской природы хотелось передать художнику. Саврасов особенно
тщательно работал над композицией картины. Уходящие к горизонту дали –
темнеющие поля, освободившиеся от снега, вскрывающиеся реки - они не
видны были с того места, откуда смотрел художник. Но он ввел их в
пейзаж, этим показав простор, размах. Так пейзаж превратился в образ
Родины.
Вы часто встречали описание русской природы в произведениях русских
писателей и поэтов. Возможно кто-то вспомнит стихи Пушкина,
Лермонтова, Некрасова?
( читают учащиеся)
Какой замечательный образ природы создавал в своих произведениях
И.С.Тургенев! Давайте вспомним отрывок из его романа «Отцы и дети»:
«места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными.
Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то, слегка
вздымаясь, то, опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и,
усеянные редким и низким кустарником, вились овраги…Попадались и реки с
обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки
с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными
крышами… и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то
деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце
Аркадия понемногу сжималось… «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край
этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так
остаться, преобразования необходимы…, но как их исполнить, как
приступить?...»
Так размышлял Аркадий…, а пока он размышлял, весна брала свое. Все
кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось
под тихим дыханием теплого ветерка, все – деревья, кусты, травы,
повсюду звонкими нескончаемыми струйками заливались жаворонки… Аркадий
глядел, глядел, и понемногу ослабевая, исчезали его размышления…Он
сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком
посмотрел на отца, что тот опять его обнял».
Что сближает этот отрывок из романа Тургенева с картиной Саврасова?
Как видим «идейный реализм» передвижников коснулся и той области
живописи, где, казалось, не могло быть упрека в литературщине, -
пейзаже. Пейзажи художников, примыкавших к академической школе,
изображали главным образом южную природу, «живописные» местности
Италии, подражали старым французским мастерам. В этих картинах было
больше заученных приемов, чем поэзии и интимности. В 60-70 годы эти
картины не могли волновать зрителя. ( картина Сильвестра Щедрина)
Считалось неприличным значительному художнику писать виды России. И
только художники-передвижники смогли создать такие пейзажи, которые
развивались в едином русле передовой реалистической культуры России
второй половины XIX века.
Кто же продолжил дело, начатое Саврасовым? Это был его ученик Исаак
Ильич Левитан (1850 – 1900 г.) (сообщение о Левитане делает
учащийся).
В воспитании молодых художников-пейзажистов огромную роль сыграло
Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где пейзажным классом
руководил Саврасов. Однажды Саврасов сказал Левитану, с восторгом
глядя на его пейзаж: Ты обладаешь даром не только понимать, но и
слышать русскую задушевную природу. Это – редчайший дар. Ты будешь
великим художником. Я горжусь тем, что учу тебя».
Левитан остро ощущал любовь к русской природе. Находясь во Франции на
лечении в 1894 году он писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас
на Руси: реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия».
Надо только всмотреться в его картины (зрительный ряд): «Весна –
большая вода» - атмосфера дня ранней весны, трепетное состояние
природы.
« Золотая Осень» -
«Март» - эти три картины пронизаны свежим мироощущением.
«Березовая роща» - 1889г. прост и скромен сюжет. Картина словно
излучает изумрудный свет, кажется, что от нее веет свежестью и
запахами летнего солнечного дня. Ощущение мгновенно схваченной жизни
природы. У кого мы встречали подобное? (импрессионисты).
Но в своем творчестве художник часто поднимался до
идейно-художественных обобщений. Это и сделало Левитана выразителем
настроений передовых людей своего времени. Такой по своему значению
стала картина Левитана «Владимирка». (1894г). В одном из воспоминаний
о Левитане читаем: «Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном
вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной
тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющей полоской убегала среди
перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигуры богомолок, а
старый покосившийся голубец со стертой дождями иконой говорил о давно
забытой старине. Все выглядело таким ясным, уютным. И вдруг Левитан
вспомнил, что это за дорога…»Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая
Владимирка, по которой когда - то, звякая кандалами, прошло в Сибирь
столько несчастного люда…» И в тишине поэтичной картины стала чудиться
нам глубока затаенная грусть. Грустными стали казаться дремлющие
перелески, грустным казалось и серое небо. Присев у подножья голубца,
мы заговорили и том, какие тяжелые картины разворачивались на этой
дороге, как много скорбного передумано было здесь, у этого голубца».
Так возник замысел пейзажа, который называют историческим. Чувство,
пережитое художником и перенесенное на полотно, здесь с большей
определенностью, чем в других картинах, превратилось в скорбную тему
народного страдания. Эту картину Левитан подарил П.М.Третьякову.
В этом же году Левитан пишет картину «Над вечным покоем». Удивительна
эта картина по своей композиции, она охватывает все три стихии –
землю, воду, и небо. Какие чувства и мысли она рождает? На всех
картинах Левитана природа живет, проникнутая человеческими чувствами.
Общий колорит картины белесо-свинцовый. Вода как единая масса движется
медленно, тяжело. Небо тоже находится в движении, но облака находятся
в беспорядочном, громоздящемся состоянии, сталкиваясь друг с другом. И
только небольшое розовое облако, выходящее из возникшего просвета,
облако, очертание которого напоминает островок в океане, спокойно
проплывает мимо и скоро исчезнет. Можно сказать, что это «небесная»
часть картины.
«Земная» часть ее – мыс с приютившейся на нем старой церквушкой,
деревьями, и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь, которую
мы видим здесь, включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле
жизни, о жизни и смерти человека, рождает это полотно.
Сама картина звучит как грандиозная музыка. ( Звучит фрагмент из Шестой симфонии П,Чайковского)
Обобщение:
1.Теперь вернемся к нашей задаче, поставленной в начале урока. Чем
пейзажи французских художников-импрессионистов отличаются от пейзажей
художников-передвижников?
2. Какое значение в нашей повседневной жизни имеет природа? Все мы
понимаем, что ее надо беречь. Но как? (учащиеся дают ответы). Очень
заметны в последнее время большие вырубки леса, исчезают целые массивы.
А как известно – лес – это наши легкие, лес держит воду,
многочисленные родники радуют нас своей прохладой. |