Форма у рока: комбинированный урок.
Цель: выявить
характерные особенности пространственного образа мира в искусстве XX века.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с характерными чертами
подвижной суперстилевой системы искусства XX века.
2. Научить учащихся находить взаимосвязь нового
принципа мышления с суперстилевой системой искусства XX века.
Ход урока
1этап.
Учитель. Пространственный образ мира XX века значительно
отличается от образа предшествующей эпохи тем, что вышел далеко за пределы
окружающей человека земной реальности, чему способствовали научные открытия в
области микромира, осознание космического пространства и многозначности образа
Вселенной.
Человек XX века
наконец начал освобождаться опт иллюзии земной действительности, новые знания,
научные гипотезы, теории позволили ему ощутить реальность пространства
воображения, поверить в его ценность, ибо бесконечность макро- и микромира
можно только вообразить, - увидеть и потрогать его невозможно, так же как
многомерность пространства в неевклидовых геометриях, искривление пространства
в теории относительности Эйнштейна и многое другое. Мир в XX веке стал
представляться как безгранично космический, многомерный, в котором хаос и
порядок не противостоят, а дополняют друг друга, таким же многозначным и
многоуровневым стало мышление XX века.
Зрительйый ряд: 1. Малевич «Черный квадрат».
2. С. Дали «Христос Святого Иоанна Креста».
3. Дейнека «Оборона Петрограда».
4. Кандинский «Композиция № 7».
5. Герасимов «Мать партизана».
Учитель. Каким многоликим предстает перед нами мир в
искусстве XX века! Где логическая стройность, определенность, ставшая привычной
в искусстве Нового времени?
Вопрос классу: Какора взаимосвязь нового пространственного
образа мира с многозначностью его воплощения в искусстве XX века?
Предполагаемый ответ: ощущая мир многомерным и бесконечным,
человек в XX веке признал возможность сосуЩествбвания разных точек зрения на
мир и реальность каждой из них.
II этап.
Учитель. Общим основанием художественного плюрализма
стала преобладающая в искусстве точка зрения на мир изнутри человеческого
сознания. В предшествующие эпохи художник отталкивался от тогб комплекса идей,
который уже функционировал в духовной жизни общества и источником которого была
либо религия, либо философия. В XX веке такой общепризнанной идейной основы,
объяснявшей многообразие мира, не стало. Каждый художник ориентировался на
собственное видение и понимание мира, поэтому в XX веке формируется подвижная
суперстилевая система, допускающая множественные конкретные стилевые сочетания,
в нем сочетаются иллюзорная реальность и свободное воображение, углубленней
психологизм и импульсивная эмоциональность, интеллектуализм и абстракция.
Искусство XX века впервые запечатлевало спонтанное движение образов сознания,
их переменчивость. Ведь возникающие в процессе мышления в сознании человека
образы не всегда логически связаны, так как стройная логика часто нарушается
случайными образами» тематически не связанными с объектом раз? мышлений.
Поэтому прочитать современную картину, подобно тому» как читались картины,
например, Пуссена, часто не представляется возможным. От зрителя требуется
такая же многоаспектность, многомерность, подвижность сознания; которую
демонстрирует искусство XX века.
Задание классу: работа по группам (4-6 групп), тема
«Каким я вижу XX век». Каждая группа составляет следующее:
1-я группа - литературный портрет XX века
(текст-описание XX века - не более 10 предложений).
2-я группа - ряд слов, являющийся ключевым для XX века
с точки зрения учащихся.
3-я группа - цветовую гамму XX века (выбор цвета
обосновать после того, как будет назван весь ряд),
4-я группа - звуковой портрет XX века (напомнить
учащимся, что в XX веке появились звуки, не существовавшие ранее, например,
звуки паровозов, самолетов, машин, взрывов бомб и т. д.; сочетая их с
природными, составить звуковой портрет).
5-я группа - спектр идей, волнующих Человечество в XX
веке.
Примечание. В процессе работы учащимся целесообразно
сначала определить идейные полюсы, т. е. самую позитивную и самую негативную
идеи XX века, все остальные расположить между ними.
6-я группа - мечты и фантазии человечества XX века.
Задания для 5 и 6-й групп - более сложные, потому
учитель может их не использовать, разделив класс только на 4 группы. После
выполнения задания представители групп зачитывают результаты.
Цель задания: помочь учащимся почувствовать многозначность
культуры XX века, ощутить как целое, несмотря на ее многоликость.
Ш этап.
Вопрос классу (после выполнения задания): Как вы думаете,
какой вид искусства в XX веке является ведущим и почему?
Учитель (после обсуждения). Ведущим видом искусства в
XX веке становится кино; потому что оно наиболее адекватно воплощает
внутреннюю жизнь сознания. Вспомните, как живут в вашем сознании образы: мы
можем их свободно «монтировать», соединяя или разделяя так, как в реальной
жизни это невозможно, можем их произвольно менять, мы можем в своем сознании
свободно обращаться со временем: перемещать образы в прошлое, будущее или
оставлять в настоящем. Кино обладает всеми этими возможностями, поэтому трудно
представить себе человека XX века без его любви к этому виду искусства.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Подготовить сообщение на тему «Искусство XX века»
(в рамках темы можно, например, рассказать о компьютерно-акустической музыке,
роке, сюрреализме, поп-арте и т. д.).
2. Написать рассуждение на тему «Искусство как
отражение полифонии сознаний» (подумать, насколько полезно для общества в целом
и каждого человека в отдельности существование такого многообразия точек
зрения на мир, какое мы видим в XX веке, и какую роль в связи с этим играет
искусство в жизни людей: оно воспитывает, возвышает, облагораживает, утончает,
развивая человека, или просто развлекает, превращал в малоразборчивого
потребителя).
Вопросы и задания:
1. Чем отличается пространственней образ мира XX века
от пространственного образа предшествующей эпохи?
2. Что стадо общим основанием художественного
плюрализма искусства XX в.? *
3. Описать пространственный образ мира XX века.
4. Почему кино становится ведущим видом искусства XX
века? |