Форма урока: урок-лекция.
Цель: выявить влияние пространственного образа мира на
античное искусство.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с приятием «пространственный
образ мира» и с особенностями его проявления а античном искусстве.
2. Научить учащихся выявлять характерные особенности
принципа и метода мышления, обусловленного пространственным образом мира, в
античной архитектуре.
3. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия
произведений искусства.
Ход урока
I этап.
Учитель. У каждой эпохи свое представление о пространстве,
о том, что это такое. Кажется, что может быть привычнее пространства? Мы
настолько свыкаемся с ним с детства, что иначе как «место» его не воспринимаем,
потому словосочетание «пространственный образ» может прозвучать неожиданно, а
ведь каждое творение ума и рук человеческих создается по принципу, заложенному
в пространственном образе мира эпохи, т. е. то, как представляет себе человек
оформление пространства, отражается в его творениях, более того,
пространственный образ определяет аспекты познания и методы творчества эпохи.
Тема сегодняшнего и последующих уроков поможет разобраться в этом.
Античная эпоха. В чем заключается своеобразие
пространственного образа мира античной эпохи? С точки зрения античного человека,
Космос (мир) представлялся не просто чем-то отвлеченным и неопределенным, он
воспринимался как совершенное живое тело, подчиняющееся закону золотого сечения
или, иначе говоря, гармонического деления. Закон золотого сечения
подразумевает, что целое так относится к большей части, как большая часть к
меньшей. Космос со всем его звездным небом и со всеми его удивительно
правильными движениями, физически чувствуемый, видимый и слышимый античному
человеку представлялся совершеннейшим произведением искусства. Космос
представлялся трехмерным телом, выше которого античный человек не мог признать
ничего.
II этап.
Учитель. Поскольку пространственный образ мира в античную
эпоху отличается постоянством, то ведущими видами искусства становятся
статические виды - архитектура и скульптура, а поскольку постоянство Космоса
отличается еще гармоничным сочетанием частей, то важнейшим методом творчества
становится метод пропорций и меры, функционирование которых мы разберем на
примере одного из шедевров древнегреческой архитектуры.
Демонстрация репродукции или слайда Парфенона (архитекторы
Иктин и Калликраг, 447-43* гг. до н. э.).
Учитель. Мастера, создавшие Парфенон, стремились создать
впечатление, что храм возник естественно, без человеческих усилий, по воле
природы.
Вопрос классу: Как связано это стремление греческих
мастеров с пространственным образом мира античной эпохи?
Предполагаемый ответ: подобно тому, как Космос представлялся
античному человеку живым и совершенным телом, так и храм должен быть подобен
живому и совершенному телу.
III этап.
Учитель. В желании сопоставить храм с одушевленным телом
греческие зодчие добивались исключительных успехов. При архитектурных обмерах
Парфенона обнаружили, что в постройке, как в человеческом теле, нет ни прямых
линий, ни ровных плоскостей: все линии слегка изогнуты, плоскости чуть выпуклы
или вогнуты, оси колонн» при мысленном их продолжении вверх, пересекаются в
одной точке на высоте двух километров. Потому Парфенон кажется естественно и
органично выросшим на высокой скале Акрополя.
Интересно, что даже мрамор, из которого создан
Парфенон, обработан по-особому: подобно дереву, в котором чем дальше от могучих
и грубых корней, тем нежнее становятся ветви и листья, обработка мрамора в
Парфеноне чем выше, тем тоньше и искуснее.
Задание классу: доказать (письменно), что древнегреческий
храм Парфенон можно сопоставить с одушевленным телом. (Опираться на материал,
полученный на уроке.)
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Подготовить сообщение на тему «Архитектурный
ансамбль афинского Акрополя».
2. Письменно высказать свое отношение к
пространственному образу мира античной эпохи.
Вопросы к теме:
1. Каковы особенности пространственного образа мира в
античную эпоху?
2. В чем заключается принцип золотого сечения?
3. Каким образом греческим мастерам удалось добиться
впечатления, что Парфенон словно вырос из земли?
|