Форма урока: комбинированный урок.
Цель: сформировать у учащихся представление о пространственном
образе мира и принципе мышления в Новое время.
Задачи:
1. Выявление особенностей нового пространственного
образа мира и принципа мышления в искусстве.
2. Ознакомление учащихся с проявлением нового,
принципа мышления в искусстве Нового времени.
3. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия
произведений Искусства.
Ход урока
I этап.
Учитель. Десакрализация европейской культуры приводит
к появлению эпохи, которая получила название Новое время. Но важнейшими
особенностями станут создание науки и техники: А это значит, что духовный,
умозрительный образ мира, Характерный для средневековой культуры, потеряет свою
актуальность, внимание человека Нового времени сосредоточится на великом
открытии ценности реального земного пространства-времени, в котором существует
человек и которое можно постичь чувствами. Утверждается новый основной принцип
и метод мышления - научный эмпирический, с помощью которого будут изучаться
законы функционирования земного мира.
Примечание. Можно предложить учащимся деготь законы,
открытые в физике, химии, астрономии» биологии в Новое время. При ответе
опираться на зрения полученные учащимися в процессе изучения этих предметов в
школе (например, закон всемирного тяготения Ньютона, космические законы
движения планет Кеплера и т. д.).
Учитель. Искусству Нового времени свойствен тот же
принцип мышления, но только образами, создающими иллюзию реальности, т.е. при
помощи образов моделируется, воссоздается жизнь. Великий Уильям Шекспир остро
почувствовал эту «точку зрения» на мир, заявив, что весь мир - это сцена
(«арена»), а люди ее актеры. В искусстве утверждается
иллюзионно-изобразительный (подражательный) принцип мышления.
Эпоха Нового времени воплотила свой пространственный
образ в искусстве как «зеркале» земного мира существования человека: в театре
воссоздается иллюзия жизненной драмы; в живописи -иллюзионное окно в мир; в
музыке - иллюзия живого движения чувств и явлений природы. На этом и
последующих уроках рассмотрим более подробно, как моделируется жизнь в каждом
из перечисленных видов искусства.
II этап
Театр - один из ведущих видов искусства Нового
времени, и Шекспир является вершиной в его начальном развитии. Именно ему было
дано увидеть и впервые поведать людям о сложности и противоречивости
человеческой шпуры, например, тиран и злодей Ричард III способен
преданно любить, благородный и доверчивый король Лир становится жертвой своего
непомерного самолюбия, а кровавой леди Макбет не чуждо раскаяние. Шекспир
способен одним штрихом, одним сравнением нарисовать «портрет души».
Задание классу: найти в цитируемых фрагментах сравнение,
штрих, который воссоздает для читателя «портрет души». Текст:
А вы, немые зрители финала,
О, если б только время я имел,
-Но смерть ~ тупой конвойный и не терпит,
Отлынивания, - я б вам рассказал
-Но пусть и так.
Все кончено, Гораций,
Ты жив
Обсуждение.
Предполагаемый ответ: сравнение смерти с тупым конвойным
позволяет нарисовать «портрет души», т. е. состояние Гамлета. Турой конвойный
как страж, который не способен к сопереживанию, сочувствию
не способен войти в положение другого человека, он
неумолимо, тупо сторожит и потому страшен в своей бесчеловечности,
бессердечии. Сравнение смерти с тупым конвойным позволяет читателю ощутить,
как переживает Гамлет реальность и безвозвратность финала.
Мне не дано
Касаться тайн моей тюрьмы.
Иначе б
От слов легчайших повести моей
Зашлась душа твоя и кровь застыла,
Глаза, как звезды, вышли из орбит,
И кудри отделились друг от друга,
Поднявши дыбом каждый волосок,
Как иглы на взбешенном дикобразе.
Но вечность - звук не для земных ушей.
Обсуждение.
Предполагаемый ответ: штрих, позволяющий воссоздать состояние
души Гамлета - слово «легчайших» в строчке «от слов легчайших повести моей».
Это слово контрастирует с описанием того, о чем говорится в этой повести, а
содержание ее так страшно, что стынет кровь, глаза из орбит и волосы дыбом.
Используя этот штрих, Шекспир позволяет внимательному читателю мгновенно
ощутить весь диапазон переживаний человека от «легчайших» до ужаса.
III этап.
Учитель. Исследуя человеческое сердце, Шекспир раскрывает
тайные механизмы душевных порывов, показывает путь движения мысли от неясного
вопроса к конечному решению. Размышляя о Превратностях земного бытия и
обсуждая сам с собою идею самоубийства, шекспировский Гамлет говорит:
Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняя воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Душа и мысль представляется поэту подвижными; гибкими,
изменчивыми, такой взгляд на «стихию души» впервые раскрыт в форме
шекспировского монолога, фрагмент которого вы сейчас прослушали.
Поставленные на сцене пьесы Шекспира моделировали не
только событийную канву жизни людей, но впервые воссоздавали жизнь человеческой
Души.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Подготовить сообщение на тему «Творчество и
жизненный путь Шекспира».
2. Написать небольшой текст с использованием
сравнения, помогающего воссоздать описываемое состояние, подобно тому как это
делал Шекспир.
Вопросы к теме:
1. Каковы особенности пространственного образа мира и
принципа мышления Нового времени?
2. Что впервые сумел воссоздать в искусстве Шекспир?
3. Каковы
особенности шекспировского монолога? |