Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 19:48:28
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Просвещение в Германии и музыка В.А Моцарта
04.06.2012, 20:22:29

Эпиграф:  У меня была революция и Моцарт,
революция – настоящее, а Моцарт – предвкушение   будущего.

Г.В.Чичерин

                                                                                          Яркий солнечный свет в музыке – имя тебе – Моцарт.
                                                                                                                                                       А.Г. Рубинштейн

Звучит вступление к опере «Свадьба Фигаро».

Предварительная работа:
Учащиеся готовят стихи о Моцарте.
Оборудование:
магнитофон, аудиозаписи с музыкой Моцарта, портрет композитора.

Уроки  1 – 2.Цель урока: Знакомство с музыкой Моцарта.
Задачи:

Образовательные:

  • Раскрыть глубинное содержание музыки выдающегося австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
  • Знакомство с оперой «Свадьба Фигаро».
  • Образ Фигаро как представителя третьего сословия.
  • Моцарт – реформатор оперного искусства.
  • Моцарт – борец за свободу творчества.
  • Знакомство с симфоническим творчеством композитора.
  • Симфония 40 (соль-минор) и «Реквием» - вершины симфонической и вокально-симфонической музыки в мировом музыкальном искусстве.

Развивающие:

  • Углубление и расширение знаний музыки Моцарта.
  • Развивать культуру слушания музыки.
  • Развивать понимание музыки Моцарта.
  • Развивать интерес к классической музыке и ее пониманию.

Воспитывающие:

  • Воспитывать понимание того, что Моцарт – истинный сын немецкого народа.
  • Воспитывать доброжелательность к человеку, независимо от социального положения.
  • Воспитывать понимание того, что музыка Моцарта – это не только  прошлое, но и настоящее и будущее.
  • Музыка Моцарта – это музыка воспитания чувств, воспитания человеческого достоинства, добра и красоты, к чему призвала эпоха Просвещения в Германии.

Вы, конечно, узнали музыку великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Сегодня мы попробуем поглубже проникнуть в его творчество, лучше понять его музыку и тех, кто беззаветно любит музыку этого замечательного композитора.
( Учащийся читает стихотворение Александра Ливанова «1791год»)

День гаснет,
И от кирхи бурой
Все глубже тень над мостовой,
И ветер, словно партитурой,
Шуршит пожухлою травой.
Клавир открыв,  за клавесином
Маэстро строгий, как чернец,
Воссел – и с отрешенной миной
Коснулся клавиш наконец…
Педант, рожденный для карьеры,
Фанатик с черствою душой,
Терзает клавиши Сальери,
Порабощая звуков рой.
Он ноте в такт не покачнется,
И сух и беден строй рулад:
Сердцам корыстным не дается
Гармонии высокий лад.


Но вот его сменяет Моцарт!
Он сердцем здесь, в гостях, озяб,
И он, пожалуй, развлечется-
Импровизацией хотя б…
И клавесин – влюбленней девы,
И звуки – сами льнут к нему!
О эти дивные напевы –
Не сам ли Бог внушил ему?
Как пляшет блик на ручке двери,
Свеча – жива, и песнь – жива…
И шепчет сумрачный Сальери:
«Не надо людям божества»!
И он уходит в сумрак комнат,
И глыбой тьмы твердеет сам,
И кружевной платочек скомкан
И брошен к собственным ногам.
Как жить ему в самообмане?
Да, Моцарт гений, а не он!
И руку холодит в кармане
С надежным ядом медальон.

Какую характеристику поэт дает Сальери?.
Что больше всего беспокоило  этого композитора?
А каким представлен образ Моцарта?
Исследователи музыки Моцарта говорят о трех легендах, наиболее распространенных:  а) Моцарт- «Рококо»; б) Моцарт – «солнечный юноша»;  в) Моцарт – «итальянец». Давайте поближе познакомимся с этими легендами.
Моцарт – «рококо».
Австрийский музыковед Шпехт (19-20 в) утверждал, что это худшая из легенд. Вот, что он писал: «Был ли он  на самом деле таковым…веселым, изящным, остроумным, галантным и влюбленным; в самом деле, только гениально играющее и резвящееся дитя, в самом деле только грациозное рококо с иной раз смущающимся трагиместическими элементами».
Сначала разберемся в том, что такое «рококо». Этот стиль, особенно в архитектуре и декоративном искусстве появился в конце XVIII века во Франции при короле Людовике XV. «Рококо» отличается  обилием внешних украшений и фигур.
( Слушаем « Рондо в турецком стиле»)
Еще в младших классах,  слушая  это произведение, мы знакомились с формой рондо, в которой написано это произведение.  Что изображал Моцарт этой музыкой? Учащиеся вспоминают: игру на турецком барабане. Так с юмором Моцарт рассказал об увлечении аристократов новым музыкальным инструментом, изобретенным в Турции. Действительно, много музыкальных украшений, причудливых  и веселых. Композитор постоянно их повторяет, как бы кружится в хороводе. Можно ли назвать это произведение серьезным?
Учащиеся приходят к выводу, что Моцарт посмеялся над владельцами  барабана. Можно ли на примере подобных произведений сделать вывод, что его музыка сплошная шутка, украшение к жизни?
Такое утверждение неправильное.
Моцарт – «солнечный юноша».
И далее исследователь пишет: « пожалуй самым фальшивым было воспринимавшееся как правдивое изображение Моцарта с пудреной косичкой, с учтиво веселой плутоватостью, чуть-чуть приправленной фривольностью, неким гением грациозно размеренной музыки, предназначенной для часов-курантов…Созданное романтиками ложное представление о Моцарте …боге света и любви в музыке…» безвозвратно истребляется и стирается с лица земли всем современным нам изучением творчества Моцарта». Действительно, внешне некоторые считают, что не приходиться умственно напрягаться, слушая музыку маэстро. Но еще больших слушателей это суждение не удовлетворяет и даже возмущает.
( Слушаем  Увертюру к опере «Свадьба Фигаро»)

Этим произведением мы начали сегодня урок. Внешне веселая, даже озорная музыка, легко воспринимается, запоминается. Но сколько в ней не просто юмора, а откровенного сарказма,  не сама музыка легкая и беззаботная, а она готовит слушателя посмеяться над незадачливым и чванливым графом Альмавивой. Дальнейшее музыкальное развитие оперы подтверждает, что Моцарт не «солнечный мальчик», он не боится говорить правду. Моцарт в период своей зрелости творит людей, их арии и речитативы полны таких индивидуальных черт, которые в одно мгновение неповторимо освещают человека во всей его глубине подобно тому, как это делает сама жизнь.
(Одновременно даю краткие данные об авторе комедии «Безумный день или женитьба Фигаро» французского писателя XVIII в. Огюстене Кароне, известным больше под именем Бомарше. Он родился в Париже,  в семье часовщика. Бомарше – писатель, политический деятель, имел свои взгляды на устройство государства. Считал, что искусство должно иметь воспитательный характер. Вместо трагедии и комедии Бомарше предлагает новый жанр – драму, где можно изображать жизнь такой, как она есть: понятной, близкой и знакомой современникам. Он утверждал: «Театр есть верная картина действительности. Интерес, который он в нас возбуждает, должен иметь непосредственное отношение к нашему пониманию реальных вещей). \ История зарубежной литературы XVIII в. 1956г.\
Мог бы «солнечный мальчик» так правдиво, с таким подтекстом разоблачить пороки современной ему действительности? Учащиеся отвергают причастность  такой оценки характера и музыки Моцарта.
«Моцарт- итальянец».
Рассмотрим и эту легенду. Как известно он вырос на музыке северо-германских композиторов, среди них был Телеман. Отец Моцарта давал ему музыкальные пьесы, основанные на  народных немецких мелодиях. Большое влияние на формирование еще маленького музыканта имела музыка  И.С.Баха. Мальчик прикасался к итальянской музыке лишь тогда, когда попадал в оперу. Впервые он окунулся в итальянскую музыку в 13-летнем возрасте при поездке в Италию.
Первая опера Моцарта, поставленная в Милане, «Митридат – царь Понта» была типично итальянской «seria», т.е. «серьезная», носила подражательный характер и, хотя имела большой успех, но он был довольно мимолетным. В последующие годы в операх Моцарта  все больше пробивается самостоятельный Моцарт. Немецкий ученый-музыкант Аберт Герман самым подробным и точным образом исследовал судьбу главных опер Моцарта во всех странах – где и когда они ставились и издавались и с каким успехом. «Итальянская опера воспринимает Глюка и Моцарта как не итальянское. Именно моцартовские оперы постоянно встречали в Италии наименьший успех». Как видим, хуже всего было в Италии!. В операх Моцарта представлен живой человек, непрерывно переживающий и действующий, у итальянцев – условный героизм и ходульный пафос в «seria», условный шарж в «buffa» (комическая опера)
( Слушаем арию Фигаро «Мальчик резвый…»)

Что вы можете сказать о характере Фигаро?
Кто еще поддержал юношу Керубино?
Кто еще  ему посочувствовал и так красочно представил его будущее?
Конечно, все это сделал только Фигаро, представитель третьего сословия. Именно  он проявил человечность, сочувствие и понимание судьбы Керубино. Так композитор, обойдя «рогатки» цензуры, смог выразить идеи Просвещения в немецком обществе.
Моцарт опережал время и сознательно шел вперед. С полным кругозором гения он завоевывал будущее сознательно.  Именно это вызывало зависть некоторых недальновидных музыкантов, хотя и по-своему талантливых. Отсюда идет и легенда об отравлении Моцарта.
( Учащийся читает стихотворение Ю.Воронова
)

Ветер выл, срывая с петель двери,
Бил по окнам дождиком косым…
Моцарт был доволен, что Сальери
В эту непогоду рядом с ним.

Только тот ему тревожил душу:
Пятна по лицу, смятенный взгляд…
Моцарт сел играть. Сальери слушал,
Но смотрел и думал невпопад.

А когда поспешною рукою
Он в бокалы разливал вино,
Показалось Моцарту такое,
Что в камине стало вдруг темно.

Может быть бокал -  в одно из окон
Или ненароком уронить?
Моцарт залпом выпил. Разве мог он
Дружбу подозреньем осквернить?

Как в данной ситуации проявил себе Моцарт?
Что можно сказать о характере самого Моцарта?
Учащиеся приходят к выводу, что Моцарт был настоящим реалистом и все стили  сплетены в его творчестве. Поэтому его музыка и в наше время любима народами всего мира.
Сегодня мы постарались разобраться с тем, кто такой Моцарт, к чему он стремился и что говорили  об опере «Свадьба Фигаро». Но им созданы и такие замечательные оперы, как «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
Опера «Дон Жуан» была заказана Пражским оперным театром. Император Австрии, Иосиф II говорил Моцарту: « Ваша новая опера божественна, дорогой Моцарт, гораздо лучше, чем «Свадьба Фигаро», но боюсь, что и эта пища не для желудка моих венцев»
На что Моцарт ответил: «Я написал ее для пражцев и немногих друзей. Потребуется время, чтобы венцы ее « переварили». Это яркий пример того, что Моцарт умел предвидеть будущее и не боялся опережать свое время. Не зря искусствоведы называют Моцарта реформатором оперы.

Д/З. Почему владельцы мобильных телефонов используют музыку Моцарта?                                                   

Урок 2-ой
Цель урока:
Продолжить знакомство с творчеством Моцарта.
Задачи:
повторить оперное творчество Моцарта, напомнить музыку из оперы «Свадьба Фигаро».
Знакомиться с симфонической музыкой композитора.
Все новое, что было характерно для прогрессивных направлений в музыке, воплотилось в творчестве Моцарта.  И время, которое он опережал,  ему этого не прощало. Происходит скорбная трагедия: разрыв Моцарта с обществом и со вкусом современников. Он был для них чужой. «Пишите проще, легче, понятней, не то я не стану печатать ваших сочинений» - заявлял издатель произведений Моцарта. Однажды император Австрии, Иосиф II сказал Моцарту по поводу одного из произведений: «Слишком много нот, милый Моцарт», на что композитор ответил: «Ровно  столько сколько надо». Подобные высказывания  еще раз доказывают, что музыка  Моцарта  не всегда оценивалась по достоинству. Композитор тяжело переживал такое отношение к своему творчеству. Разрыв Моцарта с XVIII веком явился еще и потому  трагичным, потому что произошел разрыв с отцом – выдающимся музыкантом, но музыкантом и человеком XVII века.
В Моцарте начали говорить «буря и натиск» вопреки воле отца, в его музыке льется страстная скорбь, динамичность нового человека, звучит новый мир. Особенно замечательна в этом плане симфония  соль-минор 1773 года.  Она должна была удивить и ошеломить зальцбургских слушателей своей исповедью, не имеющей ничего общего с тогдашним салонным искусством. Отец Моцарта спрятал, скрыл эту симфонию. Позже в письме к сыну он писал (1778г.): « То, что не делает тебе чести, пусть лучше останется неизвестным. Поэтому я ничего не отдал из твоих  симфоний, т.к. знал наперед, что в более зрелые годы, когда благоразумие возрастет, ты будешь рад, что их ни у кого нет, даже если сейчас, когда ты их пишешь, ты ими доволен. Люди становятся  все более разборчивыми»
В лице Леопольда Моцарта XVIII век защищал себя от своего разрушителя – Вольфганга Моцарта. Охлаждение между сыном и отцом было окончательным. Моцарт порывает с Зальцбургом и поселяется в Вене, даже женившись против воли отца на Констанце Вебер, Моцарт был борцом за творческую свободу (Гайдн – у Эстергази, Бах – в церкви), бессознательный борец нового, еще далекого времени.
В Вене  Моцарт пишет концерты для фортепиано, для скрипки, симфонии. Наиболее яркой является симфония соль-минор, та, которая была скрыта отцом  Моцарта.
(Слушание первой части симфонии и беседа с детьми о характере музыки, об интонации вопроса и интонации ответа, но почему-то все больше тревожных и скорбных интонаций в конце этой части)

Как мы только что слышали, никакого медленного вступления. Глубоко выразительная, словно «говорящая» мелодия как будто вырастает из интонаций мольбы, горестных возгласов и вздохов. Вторая  тема светлая, мечтательная, но ближе к финалу первой части все больше тревоги и скорби.
В симфонии соль-минор Моцарт запечатлел эмоциональную атмосферу, характерную для немецкой литературы периода «Бури и натиска»: тревожные предчувствия великих социальных потрясений, главный протест подавления человеческой личности, подавления свободы.
Разрыв с отцом, зависть окружающих музыкантов, материальные трудности, смерть детей, все это накладывало пагубный отпечаток на легко ранимую и впечатлительную душу Моцарта. И вдруг загадочный человек в черном с заказом на создание траурной мессы «Реквием»! Можно сказать, что это был последний и самый сильный удар и без того, изболевшейся души.
(Учащийся читает стихотворение Сергея Грановского «Реквием»)

Душа изныла от чужого горя
И сердце от чужой беды болит:
Под темным сводом Домского собора
Торжественная музыка звучит.

Смешались боли, были и легенды,
И потянуло холодом от плит,
Когда гремело грозное крещендо
И замирало уходя в зенит.

Неудержимой бурею эмоций
Гудят и задыхаются басы,
И в каждом звуке  оживает Моцарт,
Хоть сочтены его часы.

Тревоги, нежность, вдохновенья взлеты
Оставили следы в его судьбе,
И понял он уже в разгар работы,
Что сочиняет «Реквием» себе.

Гусиное перо из рук упало,
А музыка живет и тем сильна,
Что не печалью, а тревогой стала
И жизнью вдохновенною полна.

«Реквием» у Моцарта  - это грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Суровые, полные мрачного величия и грозной мощи хоры, рисуют с потрясающей силой картины смерти и разрушения, которые ярко контрастируют со скорбной мольбой, с трогательными жалобами. «Реквием» - это  траурная месса, исполняемая в католичестве. И мы послушаем две части из этого произведения: «Dies ire», что значит «День гнева» и «Лакримозу».
Запишите при прослушивании настроения и характеры каждой части.
( Слушается  фрагмент из «
Dies ire» и «Лакримоза»)
После слушания указанных  частей учащиеся делают анализ музыки
.
Сурово, но и мужественно  звучит  «День гнева», музыка быстрая, страстная, выражает возмущение случившимся. В противоположность этой части «Лакримоза», что значит «слезная», звучит скорбно и вместе с тем торжественно, даже сдержанно, мелодия постепенно поднимается вверх, как душа человека отлетающая на небеса.
Перед смертью Моцарт пытался напевать мелодию «Известный всем я птицелов» из оперы «Волшебная флейта», но уже не мог. « Как бы я хотел побывать еще раз в театре на своей «Волшебной флейте» - прошептал он чуть слышным голосом.
Моцарт вобрал в себя все лучшее из искусств прошлого, пришел через «бурю и натиск» к охвату будущего. Воспитанный в среде интеллигенции своего времени, творчество композитора является вершиной музыкального искусства, сумевший соединить космос и реальное сегодня.
Последними сочинениями Моцарта были опера «Волшебная флейта» и «Реквием». В опере «Волшебная флейта» сошлись две стихии: немецкого народного представления, вроде балагана, традиционного, пережившего столетия народного искусства и масонства с его передовыми идеями. (объяснить, что за организация масоны). В «Волшебной флейте не только шутки и песни в народном стиле, но и выражение чувств и идеалов народных масс.
( Слушать арию Папагено)

Многогранное творчество Моцарта связано с общим характером эпохи Прсвещения.Он не был раволюционером по убеждению, но его гуманизм, его эстетическое восприятие человеческих эмоций противостоит старому феодальному мироощущению.

Г.В. Чичерин писал: «Лично для меня Моцарт – композитор настоящего и даже единственный вполне настоящий композитор. Мой лучший друг, мой единственный вполне настоящий друг».
Обобщение:

  • Обратимся к нашим двум эпиграфам. К какому из них вы больше склоняетесь в суждении о музыке Моцарта?
  • Что же преобладает в его произведениях: солнечный свет  или «предчувствие будущего»?
  • Какое произведение больше всего вам понравилось и почему?

Д/З. Написать отзыв о любимом произведении Моцарта.

Категория: МХК | Добавил: Вилли | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, Эстетика, театр, урок МХК, Культура, пособие для учителя
Просмотров: 1723 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0