Форма урока: комбинированный урок.
Цель: Выявить характерные особенности музыки Вивальди.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с некоторыми секретами
популярности музыки Вивальди.
2. Воспитание у учащихся более утонченного и
осознанного восприятия произведений искусства.
Ход урока
I этап.
Тест на определение: Определить, о каком городе идет
речь в данном тексте, какие слова стали ключом к разгадке.
Текст: «Работали
тогда, когда позволяло свободное время, между развлечениями в шуме и толпе, в
маленьком кафе, выходящем на Сан-Джорджо Маджоре, в театральном антракте, макая
перо в старую красную чернильницу, или между бутылкой токайского и испанским
табаком. Пели на улицах, на площадях, вдоль каналов. Владельцы магазинов пели,
выставляя напоказ свои товары; ремесленники пели, возвращаясь домой с работы;
гондольеры пели, ожидая пассажире». Веселье было сутью нации, а юмор - сутью
речи».
Учитель (после обсуждения) дает правильный ответ. Город,
о котором идет речь в тексте, - Венеция; ключевые слова: каналы, гондольеры.
Прослушивание фрагмента из концерта Вивальди «Осень»
из цикла «Времена года».
Учитель. Среди множества дворцов, церквей, украшавших
Венецию, была скромная обитель - Приют скорби. Все меломаны Европы считали за
честь побывать там и услышать знаменитый оркестр, состоявший целиком из
девочек-сирот. Этим «музыкальным чудом» руководил аббат Антонио Вивальди,
которого называли Pretro Rosso -
Рыжий Монах. Прозвище выдавало веселый нрав и огненный темперамент. И все это
несмотря на то, что маэстро Вивальди был всю жизнь тяжело болен и при ходьбе
задыхался.
В истории классической музыки Вивальди первым нашел
путь к сердцу каждого независимо от возраста, образования, он сумел стать
желанным музыкальным собеседником даже тех, кто считает классическую музыку
вычурной и скупой.
Вивальди писал музыку в стиле барокко, а для этого
стиля характерна «живописность» мышления, т. е. маэстро как бы живописует с
шпуры. Обратимся к его знаменитому циклу концертов «Времена года». Циклу
композитор предпослал программу, которой музыка старается следовать. Например,
концерт «Осень» - это целый рассказ о радости крестьян, собравших урожай.
Музыка шаг за шагом «живописует» их танцы, праздничнее веселье» мы слышим, как
льются струи вина, лают собаки.
Прослушивание I части концерта Вивальди «Осень». Время
звучания 2.58.
II этап.
Учитель. Музыка Вивальди понятна, потому что он умел
пробудить в слушателе его жизненные ассоциации. «Будь понятным!» - так можно
сформулировать один из секретов популярности композитора.
Прослушивание концерта «Лето», I часть (из цикла концернов
«Времена года»), время звучания 2.54.
Задание классу: при прослушивании фрагмента концерта
«Лето», составить программу, подобную той, которую Вивальди предпослал концерту
«Осень».
Учитель.А теперь сравним ваши ассоциации с собственной
программой маэстро.
Далее учащиеся делятся своими впечатлениями,
программами либо деталями программы, у кого что получилось.
Учитель (после обсуждения). Вивальди предпослал концерту
«Лето» следующую программу: утомленный жарой, в тени деревьев засыпает
пастушок, но послышался далекий гром, собирается гроза, и вот уже словно
водопад обрушился с неба, заливая поля. Существование такого рода программы
вовсе не означает, это музыка Вивальди превращается в своего рода иллюстрации
к картинам природы. Грозу Вивальди «рисует» не только как обрушившуюся стену
дождя и потоки воды, заливающие все вокруг, ню и как грозу в душе человека -
его неукротимую энергию, страстный порыв, отчаянную решимость.
III этап.
Учитель. Музыка Вивальди остается в памяти, к ней
хочется возвращаться вновь и вновь, потому что композитор кроме рецепта «Будь
понятным» открыл еще одни секрет, который мы попытаемся открыть сейчас заново,
а для этого обратимся к поэзии и живописи, чтобы по аналогии можно было
догадаться, какой секрет открыл маэстро. Вспомним стихотворения, строчки из
которых цитируют почти все, очень часто не помня текста полностью, это своеобразные
«стихотворные шлягеры», например, «Я помню чудное мгновенье» Пушкина, «Белеет
парус одинокий» Лермонтова, «Люблю грозу в начале мая» Тютчева.
Задание: продолжить ряд «стихотворных шлягеров».
Учитель. Существует такое явление в живописи, как, например,
«Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Черный квадрат» Малевича, «Возвращение
блудного сына» Рембрандта и др. В этих и подобных им произведениях художники и
поэты находят некий характерный штрих, деталь или поэтическую строку, которая настолько
входит затем в наше сознание, что позволяет воссоздать в памяти образ всей
картины или стихотворения.
Задание классу: подумать, что может стать музыкальным
эквивалентом живописной детали и поэтической строки.
Учитель (после обсуждения). В музыке такого рода «опознавательными
знаками» выступают короткие мотивы, с четким ритмом» именно они легко
запоминаются. Давайте вспомним начало Пятой симфонии Бетховена - знаменитый
мотив «Так судьба стучится в двери» или «Танец маленьких лебедей» Чайковского
и т. д. Эти мотивы легко пропеть, простучать и запомнить. Именно из таких
мотивов складываются все мелодии Вивальди, в быстрых частях его концертов, и
именно маэстро принадлежит честь открытия этого метода, которым впоследствии
пользовались величавшие композиторы, а также широко используют сейчас в
современной рок-музыке.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Прослушать (по возможности) концерты Вивальди
«Весна» и «Зима» из цикла концертов «Времена года» (по выбору) й составить
свою программу к прослушанному концерту.
2. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Аитонйо
Вивальди.
3. Описать свои впечатления от прослушанной на уроке
музыки. Вопросы к теме:
1. В каком стиле писал музыку Антонио Вивальди?
2. Какая черта характерна для мышления барокко?
3. В чем заключается секрет понятности музыки
Вивальди? Привести примеры.
4. Почему музыка Вивальди так хорошо запоминается? |