Эпиграф:
Когда предлагали
мне родиться –
не говорили, что мир такой.
З. Гиппиус
Муз. эпиграф:
А.Н. Скрябин «Прелюдия»
Цель урока: Раскрыть понятие символизма как миропонимания.
Воспитательные задачи:
- Показать учащимся, что символ есть образ, видоизмененный переживанием.
- Показать, что символ всегда отражает действительность.
- Показать, что форма художественного образа неотделима от содержания.
- Показать время зарождения символизма.
Развивающие задачи:
- Развивать умение за символом видеть действительность.
- Развивать умение прочитывать цели и задачи автора в символистской литературе.
- Развивать умение в символизме почувствовать романтические настроения.
- Развивать интуицию, предчувствие значительного, главного, о чем говорит автор.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать интерес к литературе.
- Воспитывать чувства сопереживания.
- Воспитывать интерес к театру как искусству символов, иносказаний, подтекстов.
- Воспитывать умение отстаивать свои взгляды, свои идеалы.
Подготовленный учащийся читает стихотворение З. Гиппиус «Домой».
Мне
О земле –
Болтали сказки:
«Есть человек, Есть Любовь»
А есть –
Лишь злость,
Личины. Маски.
Ложь и грязь. Ложь и кровь.
Когда
Предлагали
Мне родиться –
Не говорили, что мир такой.
Как же
Я мог
Не согласиться?
Ну а теперь – домой, домой!
Каким Зинаида Гиппиус видит мир.?
Почему такое разочарование?
Почему столько черных мыслей?
Что она пережила, чтобы так рассуждать о человеческом существовании?
Почему стихотворение называется «Домой»?
К сожалению люди часто называют домом, не там, где они живут, а место вечного упокоения.
Но давайте выясним, - что такое символ? Уч-ся. Это знак или опознавательная примета. Уч. В древности так называли половинки расколотого
черепка, которые уносили с собой при расставании. По совпадению линий
слома представители близких родов могли узнать друг друга и через много
лет, и даже в другой стране. Значит, символ соединяет разделенные
части «чего-то», что в начале было единым, восполняет то, что не
достает каждой части в отдельности.
В искусстве называют символом такой образ
предмета, человека, события, в котором «просвечивает» и угадывается
что-то более значительное, чем сам этот предмет, что больше и важнее
его, но в то же время неразрывно с ним связано.
( читаем стихотворение Ш Бодлера «Враг»).
Я молодость провел под сумрачной грозою,
Сверканьем ярких солнц пронзенной кое-где,
Дожди и громы шли по ней такой чредою,
Что не было цветов ни на одной гряде.
И вот уже вступил я в осень размышлений,
И грабли с заступом потребны мне опять,
Чтоб норы оползней, промоины течений
Натасканной землей прикрыть и уравнять.
Как знать, взращу ли я из тех семян, что сеял,
Цветы, которые в мечте своей лелеял,
И сок размытых почв во благо ль будет им?
О, горе! Задержать жизнь времени не может,
И тайного врага, что наше сердце гложет,
Своею кровью мы питаем и растим.
Какая у автора была молодость?
Какое время он называет «осенью размышлений»?
Что он хочет взрастить заново?
Но что этому может помешать?
Кого Бодлер называет врагом? Время или саму жизнь, а возможно, какие-то обстоятельства жизни? Символизм – это направление в западно-европейском и русском искусстве конца
XIX – начала XX века.
Символисты верили, что человеческая душа обладает
таинственностью, оставшейся, с их точки зрения, недоступной для
искусства их предшественников.
Они хотели показать, что человек создан для иной, высшей жизни и
внешние обстоятельства не могут господствовать над ним, лишая его
свободы.
Резко отличаясь от реалистического и натуралистического искусства
своего времени, символизм оказался очень близок романтизму начала XIX
века. Символизм даже называли ожившим в новых условиях романтизмом.
Как и романтики, символисты живут как бы в двух мирах: реальном, явном
и ином, тайном, но более важном и истинном. На первом плане у
символиста – интуиция, родственная мистическому прозрению.
Для символиста все предметы, явления, события, встречи, разлуки,
судьбы людей – всё существующее в нашем мире интересно и ценно не само
по себе, а как символ какой-то иной реальности, гораздо более высокой
и значительной.
Мучительный дар В. Брюсов
И ношусь, крылатый вздох,
Меж землей и небесами.
Е.Баратынский
Мучительный дар даровали мне боги,
Поставив меня на таинственной грани.
И вот я блуждаю в безумной тревоге,
И вот я томлюсь от больных ожиданий.
Нездешнего мира мне слышатся звуки,
Шаги эвменид и пророчества ламий…
Но тщетно с мольбой простираю я руки,
Невидимо стены стоят между нами.
Земля мне чужда, небеса недоступны,
Мечты навсегда, навсегда невозможны.
Мои вдохновенья пред небом ничтожны.
Мои упованья пред миром преступны,
Что волнует автора в этом стихотворении? Как выражена связь с космосом?
О каких мечтах говорит поэт?
Каким
он себя ощущает в этом огромном мире? Что сближает это стихотворение с романтизмом?
(невозможность изменить мир, осуществить свою мечту, ожидание лучшего,
прекрасного.
Это может быть любовь? А возможно мечта о реализации своего таланта, который не все признают?)
Для символизма характерны три существенных лозунга:
- символ всегда отражает действительность
- символ есть образ, видоизмененный переживанием
символом является форма художественного образа, которая неотделима от содержания.
Когда же зародился символизм? Мы уже знакомились с поэзией
французских поэтов-символистов. Назовите их имена: Бодлер, Верлен,
Рембо. В дальнейшем идеи символизма нашли свое проявление в культуре
Скандинавских стран, в Германии и в России.
Но, как бывает со всеми крупными художественными направлениями,
символизм не остается только литературным, а распространяется на все
виды искусства. Прежде всего его идеи воспринял театр, где, с одной
стороны, создают «невзапрвдашний», игровой и бутафорский мир, но с
другой – показывают какую-то особую, многозначительную и таинственную
жизнь, в обычное время скрытую занавесом от нас.
Для драматургии и театра характерно значение подтекста: когда,
произнося те или иные слова, персонажи имеют в виду нечто иное, стоящее
за словами. Получается, что происходящее на сцене должно говорить «не о
том, о чем идет речь» . Это господствует не только в чисто
символистских произведениях (например у Метерлинка – «Синяя птица», но
даже присутствует в пьесах Чехова –«Чайка», «Вишневый сад»)
Символическое театральное действо должно было сочетать слово, цвет,
звук и воздействовать подобно музыке. И каждый режиссер стремился
порой достичь такого воздействия, чего не предполагал даже автор пьесы.
И впервые выдающиеся художники России – Врубель, Серов, Коровин, Рерих
Бенуа и др. пришли в театр. Таким образом, сценография стала
полноценной областью изобразительного искусства.
Постепенно возродился интерес к разнообразным жанрам, например, к мираклю («миракль» - «чудо» ), к театру марионеток.
Обычная театральная горизонтально вытянутая сцена тоже не устраивала
режиссеров – символистов. Всеволод Мейерхольд устанавливал на сцене
разные надстройки, башни, лестницы, арматуру. В настоящее время
режиссер Виктор Виктюк, при постановке пьесы Набокова «Лолита»,
поставил на сцене пирамиду, на которой происходило все действие
спектакля.
Решающая роль режиссера, образное значение декораций, обостренное
внимание. К сценической композиции, пластике актера, ритму спектакля –
все эти достижения символистского театра остались в арсенале
сценического искусства. («Гамлет» в театре на Таганке, где в главной
роли был В.Высоцкий.)
|