Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:46:58
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

«Серебряный век» русской культуры. Символизм
04.06.2012, 20:25:52

Эпиграф:

Когда предлагали
мне родиться –
не говорили, что мир такой.

З. Гиппиус


Муз. эпиграф:
А.Н. Скрябин «Прелюдия»

Цель урока: Раскрыть понятие символизма как миропонимания.

Воспитательные задачи:

  • Показать учащимся, что символ есть образ, видоизмененный переживанием.
  • Показать, что символ всегда отражает действительность.
  • Показать, что форма художественного образа неотделима от содержания.
  • Показать время зарождения символизма.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение за символом видеть действительность.
  • Развивать умение прочитывать цели и задачи автора в символистской литературе.
  • Развивать умение  в символизме почувствовать романтические  настроения.
  • Развивать интуицию, предчувствие значительного, главного, о чем говорит автор.

Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать интерес к литературе.
  • Воспитывать чувства сопереживания.
  • Воспитывать интерес к театру как искусству символов, иносказаний, подтекстов.
  • Воспитывать умение отстаивать свои взгляды, свои идеалы.

Подготовленный учащийся читает стихотворение З. Гиппиус «Домой».

Мне
О земле –
Болтали сказки:
«Есть человек, Есть Любовь»
А есть –
Лишь злость,
Личины. Маски.
Ложь и грязь.  Ложь и кровь.
Когда
Предлагали
Мне родиться –
Не говорили, что мир такой.
Как же
Я мог
Не согласиться?
Ну а теперь – домой,  домой!
Каким  Зинаида Гиппиус видит мир.?
Почему такое разочарование?
Почему столько черных мыслей?
Что она пережила, чтобы так рассуждать о человеческом существовании?
Почему стихотворение называется «Домой»?
К сожалению люди часто называют домом, не там, где они живут, а место вечного упокоения.
Но давайте выясним, - что такое символ?
Уч-ся. Это знак или опознавательная примета.
Уч.  В древности так называли половинки расколотого черепка, которые уносили с собой при расставании. По совпадению линий слома представители близких родов могли узнать друг друга и через много лет, и даже в другой стране. Значит, символ соединяет разделенные части «чего-то», что в начале было единым, восполняет то, что не достает каждой части в отдельности.
      В искусстве называют символом такой образ предмета, человека, события, в котором «просвечивает» и угадывается что-то более значительное, чем сам этот предмет, что больше и важнее его, но в то же время неразрывно с ним связано.

   ( читаем стихотворение  Ш  Бодлера «Враг»).

Я молодость провел под сумрачной грозою,
Сверканьем ярких солнц пронзенной кое-где,
Дожди и громы шли по ней такой чредою,
Что не было цветов ни на одной гряде.

И вот уже вступил я в осень размышлений,
И грабли с заступом потребны мне опять,
Чтоб норы оползней, промоины течений
Натасканной землей прикрыть и уравнять.

Как знать, взращу ли я из тех семян, что сеял,
Цветы, которые в мечте своей лелеял,
И сок размытых почв во благо ль будет им?

О, горе!  Задержать жизнь времени не может,
И тайного врага, что наше сердце гложет,
Своею кровью мы питаем и растим.

Какая у автора была молодость?
Какое время он называет «осенью размышлений»?
Что он хочет взрастить заново?
Но что этому может помешать?
Кого Бодлер называет врагом? Время или саму жизнь, а возможно, какие-то обстоятельства жизни?
Символизм – это направление в западно-европейском и русском искусстве конца
XIX – начала XX века.

     Символисты верили, что человеческая душа обладает таинственностью, оставшейся,  с их точки зрения, недоступной для искусства их предшественников.
Они хотели показать, что человек создан для иной, высшей жизни и внешние обстоятельства не могут господствовать над ним, лишая его свободы.
Резко отличаясь от реалистического и натуралистического искусства своего времени, символизм оказался очень близок  романтизму начала XIX века. Символизм даже называли ожившим  в новых условиях романтизмом. Как и романтики, символисты живут как бы в двух мирах:  реальном, явном и ином, тайном, но более важном и истинном. На первом плане у символиста – интуиция, родственная мистическому прозрению.
Для символиста все предметы, явления, события, встречи, разлуки, судьбы людей – всё существующее в нашем мире интересно и ценно не само по себе, а как символ какой-то  иной реальности, гораздо более высокой и значительной.

Мучительный дар
В. Брюсов


И ношусь, крылатый вздох,

Меж землей и небесами.
Е.Баратынский

Мучительный дар даровали мне боги,
Поставив меня на таинственной грани.
И вот я блуждаю в безумной тревоге,
И вот я томлюсь от больных ожиданий.

Нездешнего мира мне слышатся звуки,
Шаги эвменид и пророчества ламий…
Но тщетно с мольбой простираю я руки,
Невидимо стены стоят между нами.

Земля мне чужда, небеса  недоступны,
Мечты навсегда, навсегда невозможны.
Мои вдохновенья пред небом ничтожны.
Мои упованья пред миром преступны,

Что волнует автора в этом стихотворении?
Как выражена связь с космосом?

О каких мечтах говорит поэт?

Каким
он себя ощущает в этом огромном мире?
Что сближает это стихотворение с романтизмом? (невозможность изменить мир, осуществить свою мечту, ожидание лучшего, прекрасного.
Это может быть любовь?
А возможно мечта о реализации своего таланта, который не все признают?)

            Для символизма характерны три существенных лозунга:

  1. символ всегда отражает действительность
  2. символ есть образ, видоизмененный переживанием

символом является форма художественного образа, которая неотделима от содержания.

Когда же зародился символизм? Мы уже знакомились с поэзией французских поэтов-символистов. Назовите их имена: Бодлер, Верлен, Рембо. В дальнейшем идеи символизма нашли свое проявление в культуре Скандинавских стран, в Германии и в России.
Но, как бывает со всеми крупными художественными направлениями, символизм не остается только литературным, а распространяется на все виды искусства. Прежде всего его идеи воспринял театр, где, с одной стороны, создают «невзапрвдашний», игровой и бутафорский мир, но с другой – показывают какую-то особую, многозначительную и таинственную жизнь, в обычное время скрытую занавесом от нас.
Для драматургии и театра характерно значение подтекста: когда, произнося те или иные слова, персонажи имеют в виду нечто иное, стоящее за словами. Получается, что происходящее на сцене должно говорить «не о том, о чем идет речь» . Это господствует не только  в чисто символистских произведениях (например у Метерлинка – «Синяя птица», но даже присутствует в пьесах Чехова –«Чайка», «Вишневый сад»)
Символическое театральное действо должно было сочетать слово, цвет, звук и воздействовать  подобно музыке. И каждый режиссер стремился порой достичь такого воздействия, чего не предполагал даже автор пьесы. И впервые выдающиеся художники России – Врубель, Серов, Коровин, Рерих Бенуа и др. пришли в театр. Таким образом, сценография стала полноценной областью изобразительного искусства.
Постепенно возродился интерес  к разнообразным жанрам, например, к мираклю («миракль» - «чудо» ), к театру марионеток.
Обычная  театральная горизонтально вытянутая сцена тоже не устраивала режиссеров – символистов. Всеволод Мейерхольд  устанавливал на сцене разные надстройки, башни, лестницы, арматуру. В настоящее время режиссер Виктор Виктюк, при постановке пьесы Набокова  «Лолита», поставил на сцене пирамиду, на которой происходило все действие спектакля.
Решающая роль режиссера, образное значение декораций, обостренное внимание. К сценической композиции, пластике актера, ритму спектакля – все эти достижения символистского театра остались в арсенале сценического искусства. («Гамлет» в театре на Таганке, где  в главной роли был В.Высоцкий.)
Категория: МХК | Добавил: Вилли | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, Эстетика, театр, урок МХК, Культура, пособие для учителя
Просмотров: 1403 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 162
Гостей: 162
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0