Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:51:23
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Совесть как мерило человеческих ценностей
04.06.2012, 20:15:05
Солнечный зайчик — мой ангел-хранитель,
Он светлый и добрый, и нежный учитель.
Со мной от рожденья находится он.
Порою приходит, как радостный сон.
Но каждое краткое наше свиданье
Проходит, как доброе напоминанье:
«Всегда ль твоя совесть рядом с тобой?
Гремит ли она Иерихонской трубой?
Гремит ли она Иерихонской трубой,
Зовет ли за правду, за истину в бой?»

В.В.Климова

Цель урока:
Подвести учащихся к пониманию, что совесть — это отклик сознания на запрос, исходящего из глубины жизненного стремления.

Форма урока:
Свободный микрофон.

Задачи:

  1. Обучающие:
    Повторить тему « Что такое совесть».
    Знакомиться с тем, как трактуется понятие совести психологами, взглядом русских и зарубежных писателей, как о совести говорится в Притчах Соломона.
  2. Развивающие:
    Развивать интерес учащихся к проблемам совести, уметь анализировать различные примеры из жизни и литературы, рассуждать и давать свою оценку.
  3. Воспитывающие:
    Воспитывать доброе,  совестливое отношение к людям, уметь оценивать свои поступки и дела с точки зрения справедливости, честности, благоразумия.
Ход урока:
I. Повторение темы «Что такое совесть?».
Ответить на вопросы: О чем свидетельствуют ученые, изучающие нравы и обычаи племен и народов, относительно совести?
(Учащиеся вспоминают пример из романа Валентина Иванова Русь изначальная» о поведении Ратибора при встрече с изображением  неизвестного ему чужого бога)
Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть?
(Трудно доверять человеку, который тебя обманывает, хитрит, ищет выгоду в каких-либо отношениях)
Пояснить своими словами смысл пословиц: «Совесть — не повесть, в архив не сдашь»,  «Кривой зеркала не любит»,  «Упавшего не считай за пропавшего».
(Совесть — или она есть, или её нет.
Никому не нравится, когда человека уличают в недобросовестном поведении или какого-либо дела.
Но бывает, что человек сам может оценить свой поступок и признать свою вину, т.е. он ошибся и повинился)
«Совесть без зубов, а загрызет» (Русская нар. пословица)

Попробуем сделать вывод, что такое совесть: инстинкт, воспитанное чувство, высокая духовность, заложенная от рождения?

II. Новое на уроке:
Сегодня мы рассмотрим взгляд психологов и писателей на проблему совести.
Как известно, психологи пытаются установить два момента:

  1. Совесть — природное свойство человека или плод воспитания, обусловленное жизненными условиями, в которых формируется человек;
  2. Совесть — проявление ума, воли, чувств человека или она является самостоятельной силой.

Рассмотрим несколько примеров. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать только то, что им выгодно и приятно.
Хочу вспомнить слова старца Нила Сорского из Кирилло-Белозерского монастыря. Он считал, что основная его цель — не умерщвление плоти, а внутреннее, нравственное совершенствование. Он писал: « У всех людей есть общий и вечный дар Творца — совесть, внутреннее, невольное влечение к добру, и, следуя этому врожденному влечению, человек всегда может спасти себя, на какой бы ступени нравственного падения он ни находился; ему нужна только твердая воля  следовать внушениям своей совести».
Что вы думаете по поводу рассуждений Нила Сорского?
— Думаю, что не каждый человек может себя спасти сам, чаще ему требуется помощь другого человека.

С чем Нил Сорский связывает совесть человека?
— С тем, что совесть человеку дана Богом, с проявлением собственной воли и  также с разумом, с чувствами.»

Следовательно: «Главный  труд — воздвигать совесть к лучшему» (Нил Сорский)
Таким образом, можно сказать, что совесть не только говорит, но обязывает делать хорошее и избегать дурное.
Мучения совести образно описал А.С. Пушкин в драме «Скупой рыцарь»

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце;
Совесть — незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, это — ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы.

И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и стоны всех тех, кого он безжалостно обобрал. Вспомним драму А.С.Пушкина «Борис Годунов», когда царь произносит следующие слова:  «Жалок тот, в ком совесть нечиста!»
Чем же сопровождаются порочные действия?
( Страхом, стыдом, душевными муками, сознанием, что ты поступил вопреки человечности, но не хватает смелости признаться в содеянном)

Какую роль во всем этом играет Разум?
(Он оценивает — умное или глупое, разумное или неразумное, целесообразное или нецелесообразное сделал человек.  Возможно, совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя независимо от разума.)

Что касается волевой стороны, то мы знаем, что часто воля борется с требованиями нравственного закона. Если бы человек проявлял свою волю в отношении совести, то между ними не было бы такой борьбы.
С чем же связана чувственная сторон совести? 
(С нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, от которых мы не можем избавиться, как бы ни желали и не старались.

 Учащиеся приводят примеры из собственной жизни, связанные с отношениями с родителями, с друзьями, с одноклассниками и учителями)
Давайте рассмотрим еще один пример, взятый из жизни священника Арсения, который в советское время был репрессирован за свои  религиозные убеждения.  К нему однажды обратился заключенный, который сидел вместе с ним в одной тюрьме за уголовные преступления. В своей жизни он убивал, грабил, за что большую часть жизни провел в заключении. Серафим (так звали заключенного) хотел исповедаться перед отцом Арсением и  приготовился все рассказать. Но,  когда начал говорить, то искренней исповеди не получалось. Потерялась на исповеди связь с душой. И тогда о.Арсений решил ему помочь, сказал: « Вспомни, как умоляла тебя в лесу женщина пощадить, ты не пощадил, и разве потом не стыдился самого себя».
И в одно из мгновений Серафим понял, что все видит и знает о. Арсений. Не надо подбирать слов, чтобы показать себя. Кончил Серафим исповедь, отдал душу и самого себя в руки о.Арсения, стоит на коленях, лицо в слезах. Первый раз в жизни своей открыл самого себя, показал всю жизнь и ждал приговора, наказания, осуждения.»
Вспомним слова Нила Сорского : «… нужна только воля следовать внушениям своей  совести».
Почему же не получилась сразу исповедь у Серафима? Ведь он сам попросил исповеди у о. Арсения?
Бывает иногда, признавая свою вину в чем-то, стараешься немного оправдать себя, мол, так сложились обстоятельства.

Чем помог ему о. Арсений?
Скорее всего, О.Арсений наугад напомнил ему преступление, а т.к. их было много, то Серафим понял, что Бог видит всё и нет смысла что-то скрывать, оправдываться, недосказываться

Был ли у Серафима мгновенный порыв признания своих преступлений или это была крайняя точка, кульминация, точившей давно его совесть?
А вот что говорится в Притчах Соломона: « Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни».
Как можно сформулировать вывод по тому, о чем мы с вами говорили?
Можно сказать, что совесть является обособленной от нас силой.

Я бы добавила, что совесть стоит выше человека и она господствует над разумом.

Но, немаловажное значение имеет воля, душа человека, а так же, как он воспитан. Иногда не хочется признаваться в чем-то, а на душе тяжело и родители замечают, что настроение у нас другое.

Русская литература смысл своего существования видела в поддержании духовности, нравственности в человеческих сердцах. Совесть — есть мерило всех жизненных ценностей. Иван Франко (украинский писатель, драматург) отмечал различие между западной и русской  литературой.  Если зарубежная литература «волновала наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русской литературы мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека».
Н.А.Бердяев писал: «В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX в. ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира.».Ярким примером такой литературы являются произведения Ф.М.Достоевского ( романы «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»).
Е.Трубецкой отмечает, что «по содержанию нравственное сознание человечества меняется…нравственные вопросы в различные эпохи могут и решаться  неодинаково… Но голос совести представляет собой не более и не менее как отклик сознания на запрос, истекающий из самой глубины жизненного стремления».

Вывод:
Выскажите свое мнение по поводу нынешнего урока, что понравилось, что открыли для себя новое, с чем вы согласны или не согласны?
Отвечают учащиеся:

  • Меня этот урок заставляет заглянуть в себя.
  • Считаю, что нужно чаще обращаться к религии, чтобы лучше понимать жизненные истины.
  • Рассуждения о совести помогают обратить внимание на такие вещи, о которых не задумывался раньше.
  • Религия объединяет множество тем, которые на других уроках не обсудишь, не поговоришь, не подумаешь.
  • Думаю, что мы ответили на вопрос, поставленный в эпиграфе к уроку: «Всегда ль твоя совесть рядом с тобой?» А ведь иногда и покривишь душой. Значит совесть не заговорила, а только — разум подсказывал нужное решение.
  • Совесть всегда должна  звать к борьбе за истину, за правду
Д/З:
Вспомнить некоторые ситуации, когда совесть не дает покоя человеку и заставляет его постоянно думать о содеянном или о каком-то происшествии по его вине. (Российский к/ф «Остров»)
Категория: МХК | Добавил: Вилли | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, театр, Эстетика, урок МХК, пособие для учителя, Культура
Просмотров: 2492 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 41
Гостей: 41
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0