Форма урока: комбинированный урок.
Цель: выявить особенности новой темы, получившей развитие
в искусстве XVII века.
Задачи:
1. Понимание учащимися разницы между основной темой искусства
Нового времени и темой искусства предшествующей эпохи.
2. Выявление характерных особенностей образа
трагического героя в искусстве XVII века.
3. Воспитание более утонченного восприятия произведений
искусства.
Ход урока
I этап
Учитель. Наступление Нового времени произвело в художественной
жизни Европы такой глубокий переворот, который еще не знала история. При всем
несходстве средних веков и Возрождения их объединяла тема Бога, тайну и величие
которого каждая из этих эпох передавала по-своему. Для сравнения обратимся к
средневековому и возрожденческому изображению образа Богоматери.
Демонстрация учащимся репродукций или слайдов:
1. Икона «Владимирская Богоматерь».
2. Рафаэль «Сикстинская мадонна».
Обсуждение с учащимися своеобразия образов Богоматери
(оба произведения - шедевры мирового искусства, но на одном небесный лик
человеческой духовности, а на другом - земное лицо человеческой души,
устремленной к Богу).
II этап.
Учитель. На протяжении долгих веков искусство говорило
от лица всех людей и обращалось ко всем, стараясь доступными ему средствами
выразить Гармонию Вселенной и благость Творца, что мы также можем увидеть в
образах Богоматери, созданных в средние века и эпоху Возрождения, несмотря на
их различие.
В XVII веке тема Бога уступила место теме Человека;
будет суждена долгая жизнь, и она сохранит свое значение вплоть до XIX века,
питая собой все классическое искусство. Начиная с XVII века, незримым автором
высказывания становится Личность, и на сцену искусства выходит трагический
герой.
Вопрос классу: Как вы думаете, почему герой искусства
XVII века назван трагическим?
Учитель (после обсуждения). Трагическим новый герой
искусства может быть назван потому, что он ищет потерянную Гармонию
(стабильность, незыблемость средневекового уклада жизни нарушилась к XVII веку,
вспомним о формировании нового капиталистического уклада жизни, перемещении
масс Людей из деревень в города для работы на производстве, социальных
потрясениях и т. д.). Но сталкиваясь с несовершенством мира, новый герой готов
бросить вызов всем стихиям земным и небесным. Конфликт, борьба, столкновение,
накал страстей становятся его спутниками, потому вовсе не случайно, что
искусство XVII века как бы «открывает» стиль барокко, которому свойственны все
вышеперечисленные качества. Послушаем, как эти качества оживают в шекспировских
героях.
Учащиеся разыгрывают сценку из трагедии Шекспира
«Гамлет» (сценка готовится заранее).
Два участника; Гамлет и Гильденстерн, который подослан
королем Клавдием, чтобы шпионить за принцем
Гамл е т. Не сыграете ли вы на этой дудке?
Гильдеистерн. Мой принц, я не умею.
Гамлет: Я вас прошу.
Гильдеистерн. Поверьте мне, я не умею.
Гам л ет. Я вас умоляю.
Гил ьденстерн. Яи держать ее не умею, мой принц.
Гамлет. Это так же легко, как лгать; управляйте этими
отверстиями при помощи пальцев, дышите в нее ртом, и она заговорит
красноречивейшей музыкой. Видите, вот это лады.
Гильдеистерн. Но я не могу извлечь из них никакой
гармонии; я не владею этим искусством.
Гамлет (возмущенный и теряющий самообладание). Вот
видите, что за негодную вещь вы из меня делаете? На мне вы готовы играть; вам
кажется, что мои лады вы знаете... Черт возьми, или» по-вашему, на мне легче играть,
чем на дудке? Назовите меня каким угодно инструментом - вы хоть и можете меня
терзать, но играть на мне вы не можете.
Учитель. Тема Человека порождает в искусстве желание
выразить все богатство и многообразие человеческой Души, например, в
музыкальном искусстве совершается несколько важнейших открытий, благодаря
которым европейская музыка стала такой, какой мы ее привыкли слышать.
Первое открытие. С начала XVII века музыкальное
искусство обращается к забытой со времен средневековья одноголосной мелодии,
способной передать страсти и волнения Души. Так появляется то, что в музыке
называют гомофонно-гармоническим изложением, когда мелодия верхнего голоса
преобладает над другими голосами» а они лишь аккомпанируют ей.
Тест на определение: Определить, какой из предложенных
музыкальных фрагментов относится к гомофонно-гармоническому изложению и почему.
Прослушивание:
1. Фрагмент из хоральной прелюдии Баха фа мажор.
2. Фрагмент Турецкого рондо из фортепианной сонаты №
11 ля мажор Моцарта.
Учитель (после обсуждения) предлагает правильный ответ.
Гомофонно-гармоническое изложение использовано в Турецком рондо, в котором
мелодия и аккомпанемент ясно различимы.
Учитель. Вторым важнейшим открытием, без которого мы
сейчас не мыслим себе европейскую музыку, стало открытие мажора и минора,
символизирующих разные эмоциональные полюсы, потому что лишь в XVII веке,
когда в искусстве возникла тема Человека, печаль и радость, без которых не
мыслима жизнь души человека и которые составляют содержательный подтекст мажора
и минора, потребовали своего музыкального выражения.
Задание классу (на развитие ассоциативной памяти):
назвать слова, которые ассоциируются с радостью» ликованием, умилением. Затем
из этих слов составить (письменно или устно) предложение или маленький текст
из нескольких предложений, лучший текст можно записать на доске. Затем все
повторить по той же схеме, но со словами, которые ассоциируются с печалью,
грустью.
Примечание. Это задание не только способствует
развитию ассоциативной памяти, но и создает необходимую эмоциональную
атмосферу для прослушивания произведений; иллюстрирующих мажорный и минорный
лад.
Учитель. Чтобы почувствовать эмоциональную противоположность
мажора и минора, послушаем два фрагмента из цикла концертов «Времена года»
Вивальди.
Прослушивание:
1. Вивальди, концерт «Осень», 2-я часть Adagio molto; время звучания 2.17 (фа мажор).
2. Вивальди, концерт «Зима» (фа минор), 2-я часть;
время звучания 2.18.
Учащиеся сообщают, какие ассоциации возникли у них во
время прослушивания концертов, и обсуждают это.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Используя полученные в ходе урока ассоциативные
впечатления, составить диалог на тему «Почему не понимают друг друга мажор и
минор?».
2. Написать небольшой монолог (или исповедь) от имени
мажора (или минора).
3. Подготовить сообщение ид тему «Развитие
инструментальной музыки в европейском искусстве ХУЛ века».
Вопросы и задания:
1. Каковы особенности темы, свойственной искусству
средневековья и Возрождения?
2 От чьего имени повествует искусство Нового времени и
почему?
3. Охарактеризовать трагического героя, выступившего
на сцену европейского искусства XVII века.
4. Какие открытия совершаются в музыкальном искусстве
XVII века и почему? |