Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 18:52:53
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок эстетики в 4 классе «От обряда – к театру»
19.05.2012, 11:30:52

Цели. Создать условия для организации исследовательской деятельности учащихся по пониманию и усвоению понятий: «обряд», «театр»; содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся.

Оборудование. Учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова); чучело Масленицы; жаворонки (поделки детей); портреты Ф.М. Достоевского, царя Алексея Михайловича Романова; куклы к сказке «Репка», кукла Петрушка; блины.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Тема сегодняшнего урока: «От обряда – к театру». В ходе урока мы должны будем узнать, что такое обряд и когда появился первый театр.

III. Знакомство с новым материалом

У. В древности человек жил одной жизнью с природой. Все его внимание было направлено на объяснение таинственной связи окружающих его явлений. Свет и тьма, небо и земля, солнце, гроза, ветер, огонь, вода представлялись ему живыми существами, с человеческими чувствами и мыслями. Таинственное, чудесное в природе объяснялось наличием сверхъестественных сил. К этим неведомым силам обращали молитвы, им приносили жертвы.

На доске:

тьма
свет небо
вода человек земля
огонь солнце
ветер гроза
Бог – счастье, удача

– Наделяя эти силы человеческими чертами, древние славяне олицетворяли их.
Так появились бог огня, бог земли, бог леса, бог воды и др.
Слово бог – исконно славянское. Основное значение этого слова – счастье, удача.
Человек верил, что от богов, приносящих удачу и счастье, зависит его собственная судьба. Отсюда стремление умилостивить их молитвами и жертвоприношениями, а также совершением установленных традицией действий – обрядов.
Попытайтесь объяснить значение слова обряд.

Выслушиваются предположения учащихся.

– Обратимся к Толковому словарю в учебнике на странице 155.

Дети читают:

«Обряд – определенная последовательность действий, сопровождающих важные моменты жизни (рождение, крестины, свадьбы) и сезонного труда специальными обрядовыми песнями».

– Послушаем ребят, подготовивших дома рассказ о богах, в которых верили славяне.

Слушая рассказы, ученики рассматривают иллюстрацию с изображением богов на с. 84 учебника.

Ученик 1. Славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей. Верховным божеством считали бога неба, который, по их разумению, был в супружеском союзе с матерью-землей.
У славян отец Небо получил имя Сварог – верховный владыка вселенной, родоначальник прочих светлых богов, прабог.
Сварог выводил из-за туч ясное солнце, возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы. С восходом солнца, с возжжением его светильника соединялась мысль о его возрождении, поэтому Сварог есть божество, дающее жизнь Солнцу – рождающее Даждьбога.

Ученик 2. Даждьбог есть Солнце, сын Неба. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

Ученик 3. Другой сын Сварога-Неба был огонь – молния Сварожич – бог огня.
Древние славяне считали, что огонь в домашнем очаге можно поддерживать только приношением ему разных сгораемых материалов: пожирая их, он живет, но тотчас же погасает (умирает)–как только они превратятся в пепел.

Ученик 4. А вот черные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Он бьет дубиной, и гремит гром, стрелы-молнии рассекают тучи, землю поливает дождь. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун», – говорили тому, кому желали зла.

У. Чтобы боги были добрее к людям, древние славяне устраивали в их честь праздники.
Главному богу – Солнцу было посвящено сразу несколько торжеств.
Масленица
– праздник прощания с зимой и встречи весны.
Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали его в женскую одежду. Вокруг чучела водили хороводы. Выглядело это приблизительно так.

Подготовленные ученики водят хоровод вокруг чучела, изготовленного дома, и поют:

Едет Масленица дорогая,
Наша гостюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных.
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

У. А потом сжигали чучело на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае.
До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Ученики, которые водили хоровод, угощают всех блинами.

– Начиналась весна. Первого марта дети бегали по селу с жаворонками, испеченными из теста, и пели веснянки.

Дети дарят гостям жаворонков, сделанных на уроке труда.
Весь класс под трещотку исполняет веснянку «Ой, кулики!»:

Ой, кулики-жаворонушки,
Прилетайте к нам у оконушки!
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков,
Запирай зиму, отворяй весну,
Тепло летице!

– А какие еще праздники вы знаете?

Выслушиваются ответы детей.

– Постепенно на Руси появились первые артисты – скоморохи (потешники). Прочитайте о них текст на странице 86. Найдите ответы на вопросы, записанные на доске.

На доске:

  • Кто такие скоморохи?

  • Какие современные слова могут заменить слово «скоморох»?

  • Какие артисты были среди потешников?

Дети читают текст и отвечают на вопросы.

– Рассмотрите рисунок на с. 86.

Звучит грамзапись игры на гуслях.

– Гусли – старинный инструмент. Первое упоминание о русских гуслях относится к VI веку. Название их происходит от древнеславянского слова «гуслы» – гудеть, а так как гудела струна, то она и получила название «гусли».
Гусли – гудящие струны, их 12–13. В древнем Киеве гусли были любимым музыкальным инструментом, под них пели и плясали.

Учитель надевает на руку куклу «Петрушка».

– Ребята, кто это?

Д. Петрушка.

Ученик читает стихотворение на с. 87 учебника.

Ученик.

Из-за ширм Петрушка выскочил и ну:
– Эй, коси-малина, вспомню старину! –
Весело Петрушка пляшет и поет.
– Молодец, каналья, – говорит народ.

У. От обрядов и скоморохов мы переходим к кукольному театру. Прочитаем о нем в учебнике.

Дети читают текст на с. 87.

– Выскажите свои предположения.

На доске портрет Ф.М. Достоевского и высказывание: «Скажите, почему так смешон Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на него, всем весело, и детям, и старикам?»

– Постарайтесь ответить на вопрос писателя Федора Михайловича Достоевского.

Выслушиваются ответы детей.

– А теперь посмотрим кукольный спектакль по русской народной сказке «Репка», который покажут ваши одноклассники.

Дети разыгрывают сказку.

– А где сейчас можно увидеть кукольные спектакли?

Д. В театре.

У. А теперь послушаем рассказ о театре.

Ученик. Знаете ли вы, как театр на Русь пришел? В середине ХVII века русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». На Руси театра еще не было, только бродячие скоморохи и кукольники ходили по городам и давали свои представления.
Царь Алексей Михайлович (показ фото) заинтересовался новым зрелищем и решил устроить театр в Москве.
Постановку первого спектакля поручили школьному учителю из Немецкой слободы, пастору Грегори. В селе Преображенском было построено для театра специальное здание – «комедийная хоромина».
Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года. Представление пьесы «Эсфирь» длилось целых 10 часов, в нем участвовало более 60 актеров.

IV. Итог урока

У. Разговор о театре сегодня мы только начали. Вам еще многое предстоит узнать. А сейчас вернемся к вопросам, прозвучавшим в начале урока, и ответим на них.

  • Что такое обряд?

  • Когда появился первый театр в нашей стране?

Дети отвечают.

– Что вы запомнили о создании первого театра?

Д. Его создали по велению царя Алексея Михайловича.
– Первый спектакль длился более 10 часов и в нем играло более 60 актеров.

У. Молодцы.

V. Домашнее задание

У. Дома вы прочитаете материал на с. 84–88. Кто заинтересовался историей возникновения театра, может найти дополнительные сведения о крупнейших театрах страны или рассказать о каком-то из наших городских театров.

Категория: МХК | Добавил: Олівець | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, театр, Эстетика, пособие для учителя, Культура, урок МХК
Просмотров: 999 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0