Цель: выявить особенности структурного анализа осуществляемого на основе знаковых систем тесно связанного с семиотикой (наука о знаковых системах) и семантикой (наука о смыслах)
Задачи:
- Постижение учащимися в процессе анализа художественного произведения единства формы и смысла
- С точки зрения ценностных ориентаций, научить пониманию единства всей мировой художественной культуры
- Выработать более терпимое и толерантного отношения к формам и ценностям чужих культур.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и
где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе,
где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не
крадут; ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше.
Зрительный ряд: слайд-шоу «Геометрические символы»
Ход урока
Коды могут быть самыми разными: зооморфными, растительными,
цветовыми, пищевыми, химическими, числовыми, геометрическими. В любом
культурном «тексте» – литературном, изобразительном, орнаментальном –
они несут свое сообщение, которое может быть параллельно прямому
тексту. Цепочка может включать любое число кодов в зависимости от
культурной традиции.
Одним из наиболее древних и одновременно наиболее простых, а в силу этого универсальных, является код геометрических символов и тесно связанная с ним числовая символика.
ТОЧКА – Начнем с самого простого и одновременно
самого сложного – с ТОЧКИ. В древности точка символизировала
космогонический процесс (творение мира), его Начало, Центр и
Первопричину. Место, откуда все происходит и куда все возвращается.
Сакральной точкой является алтарь в храме –
это место таинства. В древнеегипетском храме – это обелиск,
знаменующий рождение первого луча, а позднее – золотая ладья, в которой
происходит чудо «омоложения» Солнца/Ра.
Разница в толковании путей постижения божественной сущности в
восточном и западном христианстве привела к созданию кардинально
различных типов храма. Восточная церковь
придерживается идеи озарения в молчаливом и пассивном созерцании, и в
результате была выработана модель центрического, купольного храма, с
пространством, как бы нисходящим сверху вниз, осеняющим верующих
божественным светом. Западная церковь трактовала этот процесс именно,
как процесс, как Путь, продвижение от тьмы к свету, от незнания к
знанию истинной веры, и, соответственно, было найдено решение в виде
вытянутой по горизонтали базиликальной конструкции.
В мифологии символ «точка/зерно/семя» нашел воплощение в культе плодородия, умирающего и воскрешающего бога растительности.
Развертывание точки на плоскости и в пространстве может принимать разные конфигурации. Простейший вариант – прямая ЛИНИЯ
– может превратиться в луч солнца, в стрелу, копье (вспомните «Слово о
полку Игореве» - русские воины «рассыпались стрелами по полю», «ветры,
внуки Стрибога, веют с моря стрелами», «идти дождю стрелами»).
Волнистые и ломаные линии – древнейшие символы влажной, плодоносящей
земли и воды. Волнообразность движения объединяла в сознании древних
воду, огонь и змея. В результате молния (огненный змей) тоже
изображался в виде ломаной линии, зигзага или меандра.
Простейшие типы меандра соотносились в древнегреческой традиции с
водой, а более сложные – с лабиринтом царя Миноса, местом обитания
Минотавра. (Меандр – лабиринт без конца и начала, без определенной структуры – сходен с хаосом).
Проследите цепочку символов: точка àлиния àволнистая линия / вода à меандр.
____________________________________________
(после обсуждения) Точка (оппозиция хаосу), линия (развертывание точки в пространстве), волнистая линия / вода (вода сходная с хаосом в силу отсутствия структуры и определенной формы), меандр / лабиринт (символ хаоса);
проследив цепочку, мы можем получить представление о логике
мифологического мышления, по которой благодаря поэтапной замене
снимается первоначальное противопоставление и любое понятие может
перейти в свою противоположность.
КРУГ – обладает удивительным свойством совмещать в себе противоположности с одной стороны, он конечен
(ограниченность той части плоскости, которую окружность отрезает от
пространства), с другой – он бесконечен, так как круговое движение,
образующее его, потенциально бесконечно, у него нет начала и конца.
Круг символизирует единство женского и мужского начала: сам круг связан с женским началом, а его центр – с мужским; темная часть круга – это «инь», женское начало, а светлая – «янь», мужское начало.
Круг, поделенный на две части, соединяет свет и тьму, жизнь и смерть,
день и ночь, лето и зиму, их бесконечную смену в природном цикле.
Круг является символом единства, целостности и законченности, бесконечности и вечности, высшего божественного совершенства.
Во многих культурах Космос представляется в виде шара и его предметных образов (яйцо, черепаха, диск).(Пьеро дела Франческа.
Мадонна со святыми (Алтарь Монтефельтро). Ок. 1472-1474. Глядя на этот
алтарный образ, невозможно не испытать благовейного чувства. Строгая
соразмерность всех частей, совершенство геометрических форм и чистота
цвета, сочетаясь, создают подлинный шедевр религиозной живописи. Символическое яйцо.
Со сводчатого потолка свисает белоснежное яйцо, ярко сияющее в лучах
света. Оно кажется висящим прямо над Мадонной, и его форма перекликается
с овалом ее головы. Мастер, поместив яйцо между небом и землей, создал
зримый образ двойственной природы Христа.)
Многие, города, в том числе Москва имеют радиально-кольцевую структуру, а наиболее древние жилища (вигвам, иглу) повторяют круг людей, сидящих вокруг костра.
В структуре ритуальных сооружений круг чаще всего использовался для
обозначения идеальной небесной сферы: в буддийской традиции семь небес
изображались в виде дисков, нанизанных на Мировую ось, купол –
повсеместно означает небо, круглое отверстие в перекрытии – око неба.
В изобразительном искусстве форма рондо встречается редко, она
используется только в периоды классики. Полукружие арки над многими
композициями эпохи Возрождения, внутри картины достраивается до полного
круга и символизирует небесную сферу.
КВАДРАТ. С эпохой неолита связано возникновение более определенного по своим параметрам символа пространства и времени – КВАДРАТА.
В конфигурации квадрата значимы уже не только центр и периферия, но
его стороны и углы. Квадрат – это, прежде всего символ земли: от
конкретного поля квадратной или прямоугольной формы до образа мироздания
с центром, обозначенным Мировым деревом, и ориентацией по четырем
сторонам света, где растут «малые» мировые деревья, живут ветра,
стихии, божества времен года.
В модели мира, очерченной в виде квадрата, уже есть более
детализированные ориентиры: верх и низ – в вертикальной проекции,
правый и левый – в горизонтальной. Квадрат ассоциировался с понятиями
равенства, простоты, единообразия и порядка, то есть с идеальной,
устойчивой, статистической структурой, которая является наиболее
подходящим основанием для любого сакрального сооружения – храма,
пирамиды, пагоды. К тому же любая постройка своим фундаментом упирается в
землю, она как бы часть земли и ее корней, и, соответственно, в
квадратном или прямоугольном плане это символически закрепляется.
Алтари земли всегда имели квадратную форму в отличие от алтарей неба, которые были круглыми.
Квадрат ассоциировал мужское начало, правоту, мудрость, истину, справедливость.
Примером слияния идеально рассчитанной, как математическая формула,
композиции картины и ее символики является «Крещение Христа» Пьеро
Делла Франческа. Композиция состоит из круга (небо) и квадрата (земля),
которое равно наполовину перекрываю друг друга и тем самым
символизируют вхождение Духа Божья в земную плоть Иисуса во время
крещения, единство божественного и человеческого начал в Сыне Божьем,
но с преобладанием земного начала до воскресения – фигура Христа
занимает половину круга и весь квадрат. Святой Дух в виде голубя
находится в центре круга, как средоточие небесных сфер.
ТРЕУГОЛЬНИК. Конкретным воплощением этого символа являются образы Мировой горы и пирамиды – своеобразных лестниц в небо.
Треугольник состоит из горизонтали основания, противоположной ему вершины и соединяющих их сторон. Вертикаль высоты обозначает творческое начало, силу и энергию, жизнь, торжество духовного начала, вертикально стоящего человека, то горизонталь олицетворяет пассивность и косность материи. Стороны треугольника
соединяют горизонталь основания с высотой и тем самым как бы снимают их
противоположность, жизненная сила и энергия преодолевают пассивность,
творческое начало вздымает, взламывает косность, дух соединяется с
материей, земля с небом.
Наиболее значимым для изобразительного искусства является
треугольник в квадрате, означающий божественное в человеческом,
духовное в материальном, небесное в земном. Этой формой-символом
виртуозно владел Леонардо да Винчи, примером чего является композиции
«Мадонна в скалах» (треугольник фигур хранит божественное дитя), «Джоконда» (устойчивый равнобедренный треугольник полуфигуры как символ внутренней духовной гармонии), «Тайная вечеря» (равносторонний
треугольник фигуры Христа с распростертыми навстречу людям руками на
фоне светящегося прямоугольника окна – символ его божественности и
грядущего преображения).
КРЕСТ – один из самых наиболее сложных и многозначных символов. Сама его конфигурация (соединение вертикали и горизонтали, верха и низа)
указывает на его двойственность, двойную функцию, вызывающую
противоположные чувства, и объясняет соединение в нем таких
противоположных смыслов, как жизнь, плодородие, процветание, прибавление
(вспомните знак «плюс» в математике), но одновременно и мучение, смерть, инструмент пыток, страстей, а также воскресение через смерть на кресте.
В фольклоре крест обозначает переход из одного пространства в другое
– место, особенно опасное в связи с потерей четкой ориентации.
Перекресток дорог предлагает выбор: направо – жизнь, налево – смерть,
но невозможно определить, где право и где лево в системе совершенно
одинаковых ориентиров обманчивой Судьбы.
В вертикальной проекции крест схематически совпадает и с Мировым
деревом, и с фигурой человека с раскинутыми в стороны руками, позе
моления (как вариант – «Оранта»).
Мировое дерево осуществляет связь всех трех уровней мира, восхождение к миру горнему.
В язычестве практиковалось приношение жертвы на Мировом дереве – до
сих пор люди завязывают ленточки белого и красного цвета на особо
почитаемых деревьях. «Жертвой» мог быть даже Бог. Ради обретения высшей
мудрости Один, глава скандинавского пантеона, сам
себя принес в жертву и провисел пронзенный копьем на Мировом дереве
Игдрасиль девять дней. Страдание было одним из путей приобщения к
божеству.
Позднее, в христианстве, эта мифологема была переосмыслена: Мировое
дерево превратилось в инструмент позорной казни, священное
жертвоприношение – в позорную смерть, в жертву приносится Сын Божий, а в
силу принципа единства троичности – сам Бог, жертва принесена не Богу,
а во искупление грехов человечества. Таким образом, крестная жертва
Христа становится поворотным пунктом во взаимоотношениях Бога и
человека, а крест – своеобразным маркером этого исторического события.
Распятие в христианской традиции заменило собой космическое Мировое
дерево. Оно соединило Бога и человека во Христе, святость неба и тьму
преисподней (крест своим подножием упирается в гору Голгофу с пещерой, символизирующей ад), грехопадение и его искупление (После
воскрешения Христос спустился в ад и вывел из него Адама и Еву, так
как он своей жертвой искупил их первородный грех и тем самым открыл
дорогу человечеству к духовному спасению), жизнь и смерть в
воскресении, прошлое и будущее (сошествие Христа в ад – прообраз
второго пришествия Христа, конца мира и Страшного суда). Распятие
соединило абсолют Вечности и изменчивость времени исторического.
Крест присутствует в пространственной структуре любого христианского
храма, как по вертикали, так и по горизонтали. Своеобразная
«философия» креста содержится в ряде раннехристианских мозаик.
Крест обладал магией защиты, поэтому широко применялся в резьбе, в шитье, использовался в качестве амулета.
____________________________
Задание на выбор:
а) охарактеризуйте основные символы геометрического кода
б) проанализируйте выбранное вами произведение живописи с точки зрения символики геометрического кода
|