Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 16:44:43
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [185]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок МХК "Капустные вечерки"
29.12.2013, 12:35:31

Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к крестьянскому быту через знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Задачи:

- познакомить учащихся со старинным обычаем - капустные вечерки;

- приобщать к русскому фольклору;

- развивать трудовые навыки, творческие способности;

- развивать навыки сотрудничества;

- воспитывать в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.

Предварительный этап: дети учат стихи, частушки, загадки, поговорки по теме занятия; дети репетируют музыкальную игру на деревянных ложках; педагог подбирает русскую народную музыку для заставок и конкурсов.

Оборудование: зал оформлен в стиле русской избы: бутафорская печь, сундук, деревянные лавки, кухонная утварь; на столе — деревянное корытце для рубки капусты и нож-секач.

Хозяйка - девочка одета в русский сарафан и кокошник.

На занятии используются стихи, русская народная музыка, частушки, загадки, поговорки.

На занятии используются различные формы и методы: рассказ-вступление и повествование, беседа, упражнение, игра, конкурс.

Педагог. Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в избу приглашаем, душевно встречаем!

Пригласила вас сегодня, чтоб рассказать об одном старинном обычае русского народа - о капустных вечерках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму.

Один из таких праздников отмечали 8 октября. Называли его в народе Сергей-капустник. Начиная с этого дня хозяйки, приглашали к себе соседей и подружек помочь нарубить капусту на зиму. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, с шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты, поздравляя хозяев с капустой как с праздником.

После работы парни и девушки водили хороводы, играли в веселые игры, пели шуточные песни. Веселились от души! Парни капусту не рубили, а приходили для веселья. Да и невесту за работой лучше выбирать.

Пока молодежь веселилась, хозяйки готовили угощение. Главным блюдом на праздничном столе были пироги с капустой. Вот и у нас сегодня - капустник!

Хозяйка-девочка.

К нам приехали капустные вечера
На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.
Уж вы, кумушки-голубушки мои,
Вы придите поработать у меня,
Пособите мне капусту посолить.
Пособите-ка ее мне посолить!

Звучит мелодия "Как у наших у ворот”.

Педагог. Давно вас поджидаем, работу не начинаем! Надевайте-ка фартуки, чтобы наряды не испачкать, да начнем капусту рубить!

Педагог надевает передник, косынку, помогает одеться для работы. Затем показывает и рассказывает, как рубили капусту в специальных деревянных корытцах ножами-секачами. Девочки по очереди повторяют за педагогом, учатся рубить капусту.

Хозяйка-девочка. Солили капусту на Руси и с морковью, и с клюквой, и с брусникой. Капуста и вкусной и красивой получалась, приятно на стол подать!

Педагог. А вы знаете, ребята, чем ценится капуста?

Ответы детей.

1 девочка. Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложил русский народ про нее поговорку: "Хлеб да капуста лихого не допустят”...

Педагог. Хорошее начало полдела откачало! А чтобы у нас дело лучшеспорилось,распотешьте-ка нас, гости дорогие!

Хозяйка-девочка.

Кто сказал - частушки вроде
В наши дни уже не в моде?
Да и разве дело в моде,
Если любят их в народе!

2 девочка.

Как известно всем, подружки
Мастерицы петь частушки.
И вы, парни, не зевайте,
Девчатам тоже помогайте.

Дети поют частушки.

1. Во саду ли,огороде
Были мы, ребятки.
Вам сейчас споем частушки,
Что растут на грядке.

2. Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Это ведь - капуста!

3. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто очень-очень любит щи,
Капусту в них всегда ищи.

4. Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и горох,
Белая капустка.

5. Лоскуток на лоскутке –
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Капусточка на грядке.

6. Во саду ли, в огороде
Пели вам частушки,
Очень просим извинить,
Коль устали ушки.

Педагог.

Вот мы и закончили!
Недаром говорится - дело мастера боится!
Заводите-ка, девицы, хоровод
Про капустку нашу белокочанную,
Чтобы и на тот год она так же хорошо уродилась!

Хоровод "Вейся, вейся, капустка” в обработке Т. Попатенко.

Вейся, вейся, капустка моя,
Вейся. Вейся, белая моя!
Как мне, капустке, не виться,
Белою вилою не навиться?

Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Ведущий проводит всех через "ворота” последней пары. Когда все пройдут, стоящий спереди начинает "завивать капусту”. Хоровод движется, "завивается улиткой”, пока не получится "кочан”. Потом движение повторяются в обратном порядке — капуста "развивается”.

1 мальчик.

А сейчас для всех ребят
Загадаем мы загадку.
Знаем, знаем наперед –
Вы смекалистый народ!

2 мальчик.

Деревянная подружка,
Без нее мы как без рук.
На досуге веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает!

Дети играют на деревянных ложках.

Конкурс с ложками: "из колодца дети носят воду в кадушку”. За определенное время — кто больше наносит воды.

Педагог.

Веселил нас много раз
Русский танец - перепляс.
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре!

Конкурс танца - плясовой. Дети исполняют свободную русскую пляску под фонограмму "Барыня”.

Педагог. Ребята, а вы знаете, что в старину люди очень внимательно и бережно относились к природе, старались подмечать ее особенности, приметы. О них русский народ сложил поговорки, многие из которых дошли до наших дней. Вот одна из них: "Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд”. А какие вы знаете поговорки об осенних месяцах?

Дети по очереди.

Сентябрь лето красное провожает, осень золотую встречает.

Октябрь - капустник, пропах капустой.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой.

Октябрь - ложка воды, ведро грязи.

В октябре до обеда осень, после обеда - зима.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Заключительный этап.

Хозяйка-девочка. И капусту засолили, и пели, и плясали, очень весело играли. Да только играми и плясками сыт не будешь. Пока вы веселились, у меня пироги поспели! Приглашаю вас всех пироги с капустой отпробовать!

Педагог. Ребята, а какие блюда можно еще приготовить из капусты?

Какие сорта капусты вам известны, что растут в наших огородах?

А в заключении предлагаю вам, ребята, раскрасить по вашему желанию рисунок, где главная героиня - капуста, и продемонстрировать работу.
Категория: МХК | Добавил: Носик | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, театр, Эстетика, Культура, урок МХК, пособие для учителя
Просмотров: 997 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0