Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:54:58
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок – практикум "Ах, этот снег... Белая радость"
06.09.2013, 13:17:04

Целевая установка. Сегодня необычный урок. Он будет посвящен литературе, музыке и живописи. Мы попытаемся вместе ответить на вопрос, что объединяет все виды искусства, почему они волнуют сердца людей и пробуждают в них лучшие чувства. Мы побываем в творческой мастерской художников слова, а в конце урока в качестве творческого задания напишем синквейн.

ЭПИГРАФ

Что не выскажешь словами –
Звуком на душу навей.

А. Фет.

ХОД УРОКА

Начало урока

Звучит музыка Антонио Вивальди №11 ("Зима”). На экране в это время кадр

(А. Пластов "Первый снег”).

На фоне музыки звучит стихотворение Б. Пастернака "Снег идёт”.

Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о снеге).

Основная часть

ТЕМА НАШЕГО УРОКА

"Ах, этот снег… Белая радость”.

Нас приглашает в свои покои прекрасная, искрящаяся, сверкающая красавица русская зима.

Вы наблюдали за характером зимы и дома написали художественные миниатюры об этом времени года.

Д/з: Давайте послушаем ваши литературные зарисовки о зиме, о снежинках…

Каждый раз, читая стихи, слушая музыку, восхищаясь живописными полотнами, мы понимаем, что кто-то всё это придумал: написал, сочинил, нарисовал.

Почему так притягивает и влечёт нас к себе этот летящий, кружащийся в воздухе или ослепительно сверкающий на земле белый снег?

(Белизна, чистота, свежесть).

Посмотрим, как он изображён в поэзии, живописи и музыке. Созвучны ли разные произведения искусства, посвящённые снегу?

Какой из живописных пейзажей близок к прочитанным стихотворениям? Почему?

  • И. Шишкин "Зима” – "Вот север тучи нагоняя,…”, "Поёт зима, аукает, мохнатый лес…”, "Чародейкою – зимою…”.
  • И. Шишкин "Сосна” – "На севере диком…”, "Дремлет лес…”.
  • И. Грабарь "Февральская лазурь” – "Мороз и солнце – день…”.
  • А. Пластов "Первый снег” – А. Суриков, К. Бальмонт.

М. Ю. Лермонтов "Сосна”.

А. Суриков …

К. Бальмонт "Снежинка”.

И русские поэты очень любили это время года, находя в зиме много неизведанного, превращая любой уголок родной природы в сказочные чертоги. Так давайте туда войдём и мы с нашими любимыми поэтами.

ДОСКА. Ребята, обратите внимание на эпиграф. Выделите ключевое слово. (Звуком)

Как вы понимаете слова А. Фета? (Фет воспринимает музыкальную мелодию стиха как равнозначное явление, способное выразить душу человека.).

Да, поэтическое слово вливается в душу, воздействуя на ум, чувство читателя всеми своими богатствами, эмоциональным настроем, достигая самых тайных глубин нашего сердца.

Созвучно ли стихотворение с прозвучавшей музыкой  (П. И. Чайковский "У камелька”) и картиной, которую вы видите перед собой? (И поэт, и композитор, и художник передают характер зимнего пейзажа.)

А какой он в этих произведениях искусства?

(Мягкий, ласковый, спокойный, тихий, нежный).

При помощи какого изобразительного средства вы охарактеризовали зиму?

(При помощи эпитета).

А что такое эпитет?

Но зима бывает и другой.

Подберите антонимичные эпитеты.

(Злая, капризная, коварная).

Именно такой мы видим зиму в стихотворении А. С. Пушкина "Зимний вечер”.

– Читаем это стихотворение.

Найдите сравнения.

(С воем зверя, плачем ребёнка, с запоздалым путником).

Какую роль играют здесь сравнения?

(Они делают описание живым, наглядным; поэт нашёл самые точные сравнения; буря может завывать зло и жестоко, как зверь; может плакать жалобно и безутешно, как дитя; может напомнить о себе среди тишины звуком запоздалого путника).

Что такое сравнение?

(Это один из приёмов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого).

При помощи каких слов вводятся сравнительные обороты?

(Как, словно, точно, похоже, будто, наподобие, подобный).

В поэзии скрытое сравнение помогает создать художественный образ.

Послушайте отрывок из стихотворения А. Фета: К ***

Какое изобразительно-выразительное средство помогает нам понять, что речь идёт именно о зиме?

(Метафора).

Что такое метафора?

(Это и есть скрытое сравнение).

А почему же речь идёт о пыли? Только ли летом она бывает?

(Пыль может быть и снежной – во время бури, вьюги).

Какую вы представляете картину благодаря ей? Попытаемся раскрыть её смысл.

(Раннее утро. На душе грустно. Метель стелется по земле, по сугробам; она свивает и гонит снег – эти "струи” напоминают белых, серебряных змей. Это позёмка. Поэт стремится придать своему стиху красоту и убедительность).

А что такое позёмка?

(Это слабая метель).

Метафору можно сравнить с драгоценным камнем, сверкающим многочисленными гранями и красками.

– Прочитать стихотворение Б. Пастернака "Снег идёт”

(Несколько человек по строфам).

Постарайтесь вместе с поэтом в однообразии белых хлопьев увидеть подвижные, сменяющие друг друга картины.

Какие слова повторяются здесь несколько раз? (снег идёт). На протяжении всего стихотворения эти слова повторяются восемь раз!

Но ведь в них нет ничего особенного. Мы часто говорим снег идёт, дождь прошёл, солнце село, листья шепчутся и т. д. Мы уже не воспринимаем эти выражения как образные – они давно вошли в наш язык.

В стихотворении Б. Пастернака перед нами особый вид метафоры – это олицетворение.

Что такое олицетворение?

(Это изображение неживых предметов как живых существ).

В этом стихотворении мы почувствовали удивительную силу движения.

– Что же движется?

(Движется пешеход, запорошенный снегом; танцуют в вихре снежные звёздочки; цветы удивлённой герани тянутся за оконный переплёт, словно хотят потанцевать со снежинками; даже лестничные ступени; перекрёсток дороги стремятся к полёту).

Верно, поэт вдохнул жизнь в самые обыденные и привычные предметы.

Даже небосвод "в заплатанном салопе” (шубе) сходит на землю. Движется то, что не может двигаться: ступени, перекрёсток дороги. И выражение снег идёт снова обретает для нас образное значение, возвращает нас к восприятию природы как живого существа: "В ногу с ним… проходит время”.

Всё меняется: земля, небо, деревья, – а художники, поэты, музыканты, очарованные красотой природы, передают нам мгновенья её жизни в своих твореньях.

Сегодня вы немного приблизились к творческому труду людей искусства и поняли, как не просто передавать язык природы. Но в то же время такие минуты общения с ней – это минуты счастья, радости, они окрыляют душу и пробуждают к жизни самые высокие чувства.

А теперь послушаем "Времена года” П. И. Чайковского (миниатюру "Декабрь. Святки”).

– Какая картина представляется вашему воображению, когда вы слушаете эту миниатюру? Закрыли глаза.

Попробуйте, ребята, свои впечатления о сегодняшнем уроке выразить через синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк.

(Работа в парах).

План.

  1. Тема стихотворения. (Существительное).
  2. Два прилагательных.
  3. Три глагола. (Действие).
  4. Фраза из четырёх слов. (Отношение автора к теме).
  5. Одно слово – синоним к первому, повторяющее суть темы. (Три человека).

Молодцы!

А сейчас послушайте стихотворение Р. Рождественского "Сказка”.

Подведение итогов урока

Д/з: Составьте небольшую лирическую композицию "Природы дивное дыханье” для нашего сборника "Юные поэты”.

Категория: МХК | Добавил: tineydgers | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, театр, Эстетика, пособие для учителя, Культура, урок МХК
Просмотров: 993 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 141
Гостей: 141
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0