Цель: введение учащихся в мир духовной
красоты праздника.
Задачи:
- Определение связи музыки с жизнью человека;
- Прославление Девы Марии и Иисуса Христа
- Воспитание зрителя, слушателя и читателя с
развитым художественным вкусом;
- Развитие восприятия, памяти, мышления,
творческих и музыкальных способностей,
расширение художественно-эстетический опыта
учащихся.
Художественный ряд: репродукция иконы
Владимирской Божьей Матери
Оборудование: – магнитофон, пианино, нотные и
фонохрестоматии.
1. Организационный момент.
(учитель приветствует детей, сообщает им тему
урока, его цель).
Ребята, сегодня наш урок будет посвящен одному
из самых замечательных праздников зимнего
календаря - Рождеству, мы узнаем историю этого
праздника, узнаем имя и увидим образ той женщины,
которой мы обязаны рождением Иисуса, определим
значение этого праздника в жизни людей.
Но какое же Рождество без снега?! Я прочитаю вам
стихи С.Я. Маршака. Определите, какими
интонациями проникнуты эти стихи? Какие чувства
они у вас вызвали?
Учитель:
Как поработала зима,
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий.
Среди белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках,
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.
Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке
И улеглись постелью гладкой,
И строгий окаймили лес.
(С. Маршак)
Учащиеся: Интонация возвышенная,
одухотворенная, светлая, чувства покоя, мира.
Учитель: Что превратило обычный пейзаж в
волшебную картину?
Учащиеся: Снег.
Учитель: Да! Снег, но непростой, а первый
снег! Какой он? Чем пахнет? Кто пробовал первый
снег, какой он на вкус? Какие чувства появляются в
душе человека, когда он видит первый снег?
Учащиеся: Снег белый, пушистый. Он пахнет
праздником. Запах свежести, таинственности. Мы
чувствуем в душе радость, хочется рассмотреть
каждую снежинку, первый снег сладкий на вкус.
Учитель: "Душа поет”, когда мы видим
первый снег. Особенно если он падает на землю
большими пушистыми хлопьями. Какая песня
вспоминается нам, когда мы говорим об этом снеге?
Учащиеся: песня "Снег” Сергея Никитина и
Виктора Берковского
Учитель: Почему именно она?
Учащиеся: Потому что в ней поется о радости
человека, видящего первый снег.
2. Повторение ранее изученного материала
(учитель предлагает детям спеть, ранее
изученную песню "Снег”, муз. С. Никитина и В.
Берковского, сл. С. Михалкова, сборник "Сто песен
Виктора Берковского” - М,: Аргус, 1995г.)
Снег, снег, снег!
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег, снег, снег!
Рады снегу зверь и птица.
Снег, снег, снег!
Снег кружится,
Снег ложится.
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек!
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Выпал снег - упал мороз.
Кошка снегом моет нос.
Снего- снего- снегопад!
Хватит дела для лопат.
Возят снег грузовики
От домов и до реки.
Снег, снег, снег!..
Снег, снег, снег!..
Только снежные завалы
Разобрали самосвалы –
Он опять летит, кружится
И на все вокруг ложится –
Снег, снег, снег!
Снег кружится,Снег ложится.
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек!
Только дворник, только дворник
Говорит: - Я этот вторник
Не забудет никогда!
Снегопад для нас - беда!
Снег, снег, снег!
Снег кружится,
Снег ложится.
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек!
3. Изучение основного материала
Учитель: Зима приносит в жизнь людей
праздничное настроение. Почему?
Учащиеся: Потому что мы отмечаем зимой
праздники Новый год и Рождество
(учитель предлагает послушать сообщение о
празднике Рождества, сделанное учащимися.
Учащиеся читают сообщение на фоне спокойной
музыки)
Ученик: Рождество – значит рождение. 25
декабря по строму стилю, 7 января – по новому, по
библейской легенде, от Пресвятой Девы Марии и
Духа Святого в семье плотника Иосифа в городе
Вифлееме родился Иисус Христос. Греческое слово
Христос букваль означает помазанник, то есть
монарх, над которым совершен обряд помазания на
царство. А Иисус – его имя.
Ученица: Весть о Рождестве среди полночной
тишины услышали от Ангела Господня смиренные
пастухи, которые первыми поклонились Иисусу.
Чудесная Вифлеемская звезда появилась на небе,
когда родился Спаситель.
С Рождества Христова началось новое время,
новое летоисчисление. С этим величайшим событием
связаны "все мысли веков, все мечты, все миры” (Б.
Пастернак)
Учитель: Рождество Христово – праздник,
соответствующий всем принципам православной
эстетики, того православия, которое "не убеждает
и не завлекает, оно пленяет и притягивает” (С.
Булгаков)
С тех пор прошло 2 тысячи лет, но та,
Единственная, которая так смиренно и доверчиво
ответила на божественную любовь, теперь уже
навсегда живет среди нас – Мариам, Дева Мария,
Богородица. Ей посвящали стихи, пели песни,
рисовали картины, изображали ее на иконах.
(учитель демонстрирует детям репродукцию иконы
Владимирской Божьей Матери)
Учитель: Скажите, кто изображен на этой
репродукции?
Учащиеся: Мать и дитя. Дева Мария и
маленький Иисус.
Учитель: Обратите внимание на руки матери,
повторите ее позу, жесты. Как она держит ребенка?
(учащиеся пластикой тела, пытаются передать
изображение на иконе)
Учащиеся: Бережно и осторожно, она вся
открыта людям.
Учитель: Какие чувства рождаются вашей
душе, когда вы смотрите на эту икону?
Учащиеся: Нежность, ласка, забота.
Учитель: Посмотрите, какое выражение лица у
Матери. Что вы читаете в этом лице? Какой взгляд у
ребенка?
Учащиеся: У Марии лицо дышит лаской,
любовью и в тоже время грустью, маленький Иисус о
чем-то задумался и прильнул к ней.
Учитель: Может, он уже тогда догадывался о
своей трудной судьбе, о том, что должен погибнуть
во имя спасения Человечества.
Ученица:
Стала Божья Мати
Сына колыхати.
"Спи, Мое Чадо,
Матери награда!
Спи, Мое моление –
Мира исцеление.
Спи, мой Желанный
Агнец закланный.
Будет в сердце рана –
За Сына избранна.
Спи, Сыне Боже,
Нет Тебя дороже!”
(Э. Котляр)
Учитель: По преданию, эту икону написал
апостол и евангелист Лука, а к нам она прибыла из
Константинополя, от греков. Ее прислал
константинопольский патриарх великому князю
Юрию Долгорукому в Киев.
И стали замечать люди, что молитвы Богородице у
той иконы получали ответ. Вскоре на Руси поверили
в чудотворную ее силу, и приезжали издалека к
Божьей Матери м просьбами о помощи в бедах и
болезнях.
Сын Юрия Долгорукого перенес столицу из Киева
во Владимир и увез туда икону. Поместили
чудотворный образ в Успенском соборе Владимира,
отчего и называют ее теперь Владимирской Божьей
Матерью.
Восславим же и мы эту женщину. Я спою вам песню
"Богородица”. Скажите, какие чувства вы
испытываете, слушая ее? О чем поется в песне?
(учитель исполняет песню "Богородица” муз. Ю.
Пастернака, сл. И. Языковой, журнал "С нами бог”
выпуск № 1, 1994 год, Москва)
1.
В галилейских землях лилии цветут,
Пастухи овец на лугах пасут,
Солнце ярко светит, греет Назарет-
Там явилась Дева на свет.
Припев:
Пресвятая Дева,
Мариам, Мариам,
Пресвятая Дева,
Богородица!
2.
Как молитва Богу жизнь Ее текла,
И холсты для Храма Она ткала,
И была чиста, смиренна и добра-
Бог Тебя, Мария, избрал.
Припев.
3.
Слава в вышних Богу, радость и хвала-
В Вифлееме Ты Сына родила.
С высоты Востока яркая звезда
Озаряет светом Христа!
Припев.
4.
Благодатью Духа Ты озарена!
Выше всех небес Ты вознесена!
Знаешь наши нужды и приходишь к нам,
Матерь Божья, Мариам.
Припев.
Учащиеся: Чувства радости, удовлетворения,
мира. В песне поется о судьбе Марии, о ее доброте к
людям.
(учащиеся разучивают первый куплет песни)
Учитель: Рождество – семейный праздник.
Очень любят Рождество дети и готовятся к нему
заранее. Они разучивают рождественские песни,
стихи. Взрослые за исполнение этих песен и стихов
одаривают детей подарками.
Я хочу разучить с вами одну из рождественских
песен, ее название "Рождество”. Может, она вам
пригодится в этот чудесный праздник. Эта песня
старинная, написана в 1904году. Ее могли петь еще
ваши пра-пра-пра бабушки. Послушайте и скажите,
каким цветом наполнена музыка, какие интонации
звучат в ее музыке, о чем в ней поется.
(учитель исполняет песню "Рождество”, сборник
"Детям к Рождеству. Святочные песни сказки и
стихи”, издательство "Композитор”
Санкт-Петербург” 1994)
1.
Пушистый снег покрыл поля,
Покрыл дремучий лес,
Уснула тихим сном земля,
Померкнул свод небес.
2.
Сегодня отдых от труда,
Забвенье всех забот…
Зажжется первая звезда-
И к нам Христос сойдет.
3.
Сойдет, чтоб в каждую семью
Внести покой и мир,
Всем благость проявить свою,
Устроить детям пир.
Учащиеся: Цвет музыки голубой, серебристый,
музыка плавная, нежная, неторопливая. В песне
поется о мире и покое, которые царят в каждой
семье в этот чудесный праздник
Учитель: Как вы думаете, нужно ли учить эту
песню? Нужна ли она в этот праздник?
Учащиеся: Праздник не может быть без
рождественской песни. Людям нужны мир, доброта,
мы любим и почитаем Иисуса.
(учащиеся разучивают песню "Рождество”)
4. Подведение итогов урока
Учитель: Тема наших занятий в первом
полугодии "Преобразующая сила музыки”. Скажите,
была ли связь музыки с жизнью человека на нашем
уроке?
Учащиеся: Да, была. И песни и икона были
написаны людьми под впечатлением от чудесного
рождения Иисуса Христа, любви к нему его Матери
Марии. Мы каждый год отмечаем этот праздник, он
часть нашей жизни.
Учитель: Какие чувства появились у вас в
душе пока шел урок? Смогла ли музыка нам дать
что-то новое?
Учащиеся: Мы почувствовали доброту,
нежность, заботу, идущую от этих песен и иконы.
Чаще всего мы ведем подвижный образ жизни, мало
думаем о вечных ценностях. В добре, мире, любви
нуждается каждый человек.
Учитель: В заключение нашего необычного
урока я приготовила вам рождественский подарок.
Какое же Рождество без сюрприза?! Я подарю вам
рецепт замечательного рождественского кекса, вы
сможете приготовить его дома вместе с
родителями. Пусть в ваших семьях царит мир, добро
и благополучие.
(учитель каждому ученику раздает в подарочной
упаковке рецепт рождественского кекса)
|