Форма урока: комбинированный урок.
Цель: выявить влияние театрального искусства на
художественную психологию XVIII века.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с той ролью, которую играло
театральное искусство в жизни людей XVIII века.
2. Выявление влияния театрального искусства на
живопись XVIII века.
3. Используя соответствующие задания, помочь учащимся
почувствовать свою эмоциональную и психологическую близость театральному
искусству XVIII века.
Эпиграф:
Разум - историк; страсти - актрисы.
Риварюмь,
французский моралист XVIII века
Ход урока
I этап.
Учитель. Среди всех искусств наиболее популярным в век
Просвещения был театр, который; в то время был не только любимым искусством,
но и главным местом встреч и проведения досуга, своего рода общественным
клубом. В театральном фойе легко было скрестить шпаги в словесном споре и сразить какого-нибудь аристократа,
невежду и выскочку, снискав одобрение радикально настроенной молодежи. К тому
же в ХУШ веке лицедейство было одной из распространенных форм бытового
поведения (например, говорить нужно были только то, что приятно всем). Жизнь и
театр часто причудливо перемешивались, поэтому неудивительно, что театральное
искусство казалось публике века просвещения верхом непринужденности и
естественности, ведь на сцене людей терзали те же страсти, что и людей,
сидящих в зале. В театре зритель чувствовал себя в гуще событий: он мог
отдаться высоким мыслям и страстям, сопереживая происходящему на сцене, и в то
же время развлечься и отдохнуть. Не случайно великий Гете, драматург и знаток
театрального искусства, вспоминая свою юность, признавался: «Человеку, не
вконец избалованному и ещё молодому, нелегко найти место, где бы ему было так
хорошо, как в театре. Никто ничего с вас не спрашивает; если вам неохота рта
раскрывать, не надо; вы сидите, как король,- в уюте, в спокойствии, и ваш ум и
чувства вкушают все, что только можно себе пожелать. Тут вам и поэзия, и
живопись пение и музыка, да еще актерское искусство - словом, чего только нет!
Но если кое-что плохо и лишь кое-что хорошо, это все же лучше, чем скучливо
смотреть в окно или играть в вист в прокуренной комнате».
Учащиеся разыгрывают сцену из «Антигоны» Софокла
(античная трагедия).
Речь идет о том, что Антигона вопреки воле граждан
схоронила преступного брата. Она - сама решимость, твердость духа, а ее сестра
Йемена - символ жалости и страха. Вот их диалог:
Антигона.
Просить не стану: мне твое участье
Не надобно, хотя б ты и желала.
Что хочешь делай - схороню его.
Мне сладко умереть, исполнив долг…
Инсценировка готовится заранее, с учетом условных
жестов, которые использовались в сценической практике классицистского театра:
удивление - руки изогнуты в локтях, подняты до уровня плеч, ладони обращены к
зрителям; отвращение - голова повернута направо, руки протянуты налево и ладонями
как бы отталкивают предмет презрения; мольба - руки сомкнуты ладонями и тянутся
к партнеру, исполняющему роль властителя; горе - пальцы сцеплены, руки
заломлены над головой или опущены к поясу; порицание - рука с вытянутым
указательным пальцем направляется в сторону партнера; восхищение, экстаз - тело
откинуто назад, руки воздеты с раскрытыми ладонями.
I этап.
Учитель. Искусство театра оказало решающее влияние на
всю художественную психологию классицизма (ведущего стилевого направления XVIII
века). Например, в живописи XVIII века охотно изображают сцены из жизни, где:
1) ярко проявляются характеры действующих лиц;
2) ясно обрисованы их отношения.
Примечание. Выполнение этого задания поможет учащимся
глубже понять эти два пункта.
Задание классу: используя арсенал театральных жестов,
составить живую картину на предложенную галантную тему в духе XVIII века,
например, «Общество в парке», «Венера и амур», «Тет-а-тет».
Примечание. Учитель в качестве темы может предложить
название тех картин, которые чуть позже будет демонстрировать учащимся, тогда
они смогут сравнить свою постановку с композицией художника. Для выполнения
этого задания из числа учащихся подбирается «режиссер», который отбирает
необходимое количество участников и определяет жест, выражающий чувство,
выбранное для показа. Задание можно выполнить по группам, которых может быть
столько, сколько решит учитель, соответственно столько же будет тем и
«режиссеров».
III этап.
Учитель. Практически вся живопись XVIII века испытала
на себе влияние театрального искусства.
Зрительный ряд:
1. Ваттц «Квартет»,
2 «Общество в парке».
3 Давид «Смерть Марата».
4 Бурю «Венгра, утешающая Амура».
5. Шарден «Кормилица».
6. «Молитва перед обедом».
7. Фрагонар «Поцелуй украдкой».
8. Жан-Батист Грез «Паралитик, или Плоды хорошего
воспитания».
Вопрос классу: Что объединяет «певца светских радостей
и удовольствий» Антуана Ватто и Фрагонара, бытовые картины Шардена и полные
революционного пафоса полотна Давида?
Учитель (после обсуждения) Предлагает свой ответ. Во
всех этих работах:
1) Ситуация, в которой зритель застает героев,
предельно драматически заострена, подчеркнута художником, будь то патетическая
и серьезная «Смерть Марата» Давида, изображающая трагическую сцену гибели
героя революции, или легкомысленные картины Фрагонара, Буше, изображающие сцены
фривольные и забавные.
2) Ярко проявлены характеры действующих лиц.
3) Ясно обрисованы их отношения.
Вывод. Налицо влияние театра на художественную психологию
живописцев 18-го столетия.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Подготовить
сообщение о театральном
искусстве XVIII века.
2. Написать рецензию на сценку из «Антигоны»,
разыгранную учащимися на уроке.
3. Написать рассуждение на тему «Какую роль в моей
жизни (или в жизни общества) играет театр?».
Вопросы к теме:
1. Какую роль играл театр в жизни людей XVIII века?
2. Каким образом искусство театра повлияло на
живописное искусство XVIII в.
3. Каше условные жесты использовались в сценической
практике адассицистского театра дня выражения чувств и страстей? (Ответ
желательно сопроводить показом).
|