Форма урока: комбинированный урок.
Цель: выявить влияние театрального искусства на
литературу и музыку XVIII века.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с проявлением театральной
манеры мышления в литературе и музыке 18-го столетия.
2. Научить учащихся самостоятельно выявлять
театральные принципы в произведениях литературы и музыки.
3. Воспитывать у учащихся более утонченное восприятие
произведений искусства.
Ход урока
I этап.
Учитель. Искусство театра оказало влияние также на
литературу и музыку. Например, ведущим поэтическим жанром в эпоху Просвещения
была баллада, повествующая о драматических событиях.
Учащиеся читают одну из баллад XVIII века, например,
Гете «Лесной царь», Шиллера «Кубок», Стивенсона «Вересковый мед» (по выбору
учителя).
Учитель. Все эти баллады повествуют о драматических событиях,
фактически это сюжеты истории, рассказанные языком поэзии. В этих стихах не
было ничего невнятного, таинственного, что порой составляет смысл сложной,
метафорической речи поэта, т, е. те же:
1) драматичность;
2) яркость характере» действующих лиц и
3) ясность их взаимоотношений, что и в театре того
времени.
Учащиеся читают еще одну из перечисленных выше баллад.
Задание классу: выделить принципы театрального мышления,
использованные поэтом в балладе.
II этап.
Учитель (после обсуждения). Многие выдающиеся писатели
эпохи были одновременно драматургами: например, Вольтер и Лессинг -
драматурги-мыслители; гении литературы Шиллер и Гете, которые начинали как
драматурги, а Шиллер сохранил любовь и преданность сцене до конца жизни, и все
его лучшие произведения принадлежат жанру драматической поэзии.
Литература ХVIII века во многом театральна, самые
великие романы века: «Робинзон Крузо» Дефо, «Путешествие Гулливера» Свифта,
«Опасные связи» Пьера Шодерло де Лакло, «Манон Леско» аббата Прево, «Фауст»
Гете-все это книги действия, где драматическая интрига разворачивается
активно, порой неожиданно, где суть и смысл повествования раскрываются не
столько через рассуждения и переживания героев, сколько через те положения и
ситуации, в которые они попадают не слово, а дело, не роман чувств, а роман
событий - именно такой была литература Просвещения.
Задание классу (ест а классе есть учащиеся, которые
читали хотя бы один из вышеназванных романов, может быть, «Робинзон Крузо» или
«Путешествие Гулливера»): доказать, что прочитанный роман - это роман событий,
а не роман чувств, что смысл в основном раскрывается через положение и
ситуации, в которые попадают герои, а не через переживания и рассуждения, т.
е. необходимо выявить сходство романа с театром.
III этап.
Учитель. Подобно другим видам искусства, музыка тоже
впитала в себя театральную манеру мышления, театральные принципы. В отличие от
«живописности» мышления, характерного для искусства ХVIII века, в котором
доминирует стиль барокко, музыка теперь не «изображает», как это было,
например, в концертах Вивальди «Времена года», когда музыкальными средствами
описывались картины и явления природы. В XVIII веке музыка представляет:
музыкальная тема как бы персонифицируется, напоминает театральный персонаж,
живого героя. Как в пьесе действуют непохожие друг на друга люди, имеющие
разные, иногда противоположные интересы, так и в музыкальном произведении
композитор может сталкивать внутри одной части или раздела контрастные мелодии,
темы! Соотношения музыкальных образов напоминают отношения персонажей в пьесе,
их живой облик, характер, манеры. Убедимся в этом.
Прослушивание Фантазии ре минор Моцарта (или фрагмента
из Концертной Симфонии ре мажор чешского композитора Я. Стамица, XVIII век).
Обсуждение с учащимися прослушанного произведения.
Учащиеся должны охарактеризовать образы, которые услышали: средствами мажора или
минора (радостно или грустно) они воплощены, мелодия плавная или танцевальная,
быстрая или медленная, много ли бурных пассажей, аккордов и т. п., т. е. все,
из чего складывается характеристика музыкального образа).
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Подготовить сообщение о литературе или музыке XVIII
века (либо в целом, либо персонально о каком-либо писателе, поэте, композиторе,
например, о Гайдне, Моцарте, Глюке или Шиллере, Гете, Дефо...).
2. Написать рассуждение о том, какой вид искусства в
XX веке является ведущим и почему.
Вопросы к теме:
1. В чем проявляется влияние театрального искусства на
литературу XVIII века?
2. В чем усматривается влияние театральной манеры
мышления на музыкальное искусство?
3. Какие произведения литературы и музыки XVIII века
вы можете назвать? |