Форма урок: урок-лекция.
Цель: выявить особенности художественного типа
личности, сформировавшегося в западноевропейском искусстве XVII века.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с понятием «стиль мышления».
2. Выявление взаимозависимости стиля мышления и художественного
своеобразия произведений Баха, Рембрандта.
3. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия
произведений искусства.
Эпиграф:
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа
истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на
небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут;
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше.
Ход урока
I этап.
Учитель. Новое время открыло новую сторону человека,
тему Личности. Отныне художник получил право вдохнуть в произведение
собственное представление о Человеке и его судьбе» об истине и справедливости:
Именно в XVII веке появились художники, говорившие о Боге и Природе, о том,
как они сами хотели объяснить и истолковать этот мир; именно XVII век подарил
европейской культуре едва ли не главное ее богатство - независимую мыслящую
Личность, чей «портрет души» запечатлен во всех ее творениях.
Примером такого рода личности могут быть Бах и
Гендель, Рембрандт и Рубенс, знакомство с которыми поможет выявить своеобразие
двух универсальных типов художественных личностей.
Зрительный ряд:
1. Рембрандт «Возвращение блудного сына».
2. «Автопортрет».
3. «Евангелист Матфей».
4. «Вирсавия».
5. «Ян Сикс». (Зрительный ряд необходимо показать
учащимся под звучание музыки И. С. Баха, например, Токкаты и фуги ре минор.)
Задание классу (на развитие ассоциативного мышления):
записать эпитеты, метафоры, сравнения, может быть, аллегории, по ассоциации
близкие образам Рембрандта, воспроизведенным под музыку И. С Баха. Возможно,
это будут ассоциации, связанные с цветом, оттенками цвета и т. д.
II этап.
Учитель (после обсуждения с учащимися ассоциативного
ряда слов). Бах и Рембрандт очень близки друг другу и не только потому, что
оба являются гениями: один гениален в музыке, другой в живописи. Их сближает, в
первую очередь, стиль мышления, способ общения с публикой. Мышление Баха и
Рембрандта глубокое и нетривиальное. Оба - мыслители, и основные собі дня, происходящие с ними, - это события их внутренней
жизни. И тот, и другой далеки от мирской суеты, но при этом глубоко человечны,
сострадательны.
Музыка Баха — это его обращение к слушателю и к самому
себе. Композитор говорит совершенно свободно, как бы импровизируя или размышляя
вслух, т. е. музыка напоминает внутренний монолог, она непредсказуемо «течет»,
не встречая препятствий на своем пути, и будто не может остановиться - все
дальше разматывается ее «витиеватый клубок».
Прослушивание Токкаты и фуги ре минор И. С. Баха
(фрагмент или целиком - по ситуации).
Задание для прослушивания: постараться услышать
внутренний монолог, попытаться понять, о чем он, к кому обращается в этом
монологе композитор:
к Богу, к человеку вообще, к самому
себе.
После прослушивания - обсуждение с учащимися того, как
они поняли содержание музыки Баха.
Учитель. Подобно Баху, Рембрандт своим искусством как
бы задает вопросы бытию.
Демонстрация репродукции «Автопортрет» Рембрандта
(1663, Кельн).
IIIэтап.
Учитель. Рембрандт часто писал автопортреты, в целом
они как бы представляют автобиографии} в зрительной форме. Единственный раз в
истории в этих картинах воплощены становление личности, рост индивидуальности.
Перед нами человеческий документ, не имеющий себе равных. В кельнском автопортрете
Рембрандт изображает себя рядом с бюстом древнеримского бога Термина, повелителя
границ и времени. Перед этой аллегорией смерти, избежать которой никто не в
силах, художник дает отпор времени, миру, судьбе- с усмешкой, спокойствием,
иронией, с явной издевкой размышления о судьбе, смерти и жизни рождаются и
протекают на глазах у зрителя, т. е. у нас с вами. Подобно Баху, Рембрандт не
фиксирует истину, а ищет ее.
Вопрос классу: Какой писатель в русской литературе XIX
века па стилю мышления, по склонности к внутреннему диалогу подобен Баху,
Рембрандту?
Ответ: Ф. М Достоевский.
Учитель. Подобно Баху, Достоевский глубоко религиозен,
его мысль обращена «внутрь», прямо в душу читателя, от которого писатель ждет
отклика сострадательного и искреннего, т. е. писатель воспринимает читателя как
равноправного собеседника. Послушаем, как говорит сам с собой автор «Записок из
подполья»: «Сам себе приключения выдумывал и жизнь сочинял, чтобы хоть
как-нибудь, да пожить. Сколько раз мне случилось ну, Хоть, например, обижаться,
так, не из-за чего обиделся, напустил на себя, но для того себя доведешь, что
под конец, право, и в самом деле обидишься... Другой раз влюбиться насильно
запотел, даже два раза. Страдал ведь, господа, уверяю вас... И все от скуки, господа,
все от скуки».
Задание классу: назвать характерные черты, объединяющие
Баха, Рембрандта, Достоевского в один художественный тип личности.
Учитель (после обсуждения) дает правильный ответ. Баха,
Рембрандта и Достоевского сближает стиль мышления:
1) обращенность во внутренний мир человека,
2) склонность к внутреннему монологу,
3) самое главное - в их произведениях читателю не
предлагается готовый результат размышлений самого автора, а, наоборот,
читатель приобщается как партнер к поиску истины.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Написать рассуждение на тему: «Какую роль в
формировании внутреннего мира человека может сыграть общение с произведениями
Баха, Рембрандта, Достоевского?».
2. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Баха,
Рембрандта (по выбору).
Вопросы и задания:
1. Какую тему открыло искусство Нового времени?
2. Охарактеризовать особенности «музыкальной речи» И.
С. Баха.
3. Для чета Рембрандт вводит в «Автопортрет» бюст
древнеримского бога Термина?
4. Какой из русских писателей XIX века близок по стилю
мышления Баху, Рембрандту и почему?
|