Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 03:00:59
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Многообразие и традиции народных промыслов (Изготовление изделия из прорезной бересты)
21.09.2011, 12:31:06

Цели урока:

1. Образовательная: Расширять представления учащихся о декоративно-прикладном творчестве и о изготовлении изделий из прорезной бересты, как одной из его форм.

2. Воспитательная: Углублять чувство композиции и уважение к традиционным изделиям народного искусства, содействовать патриотическому воспитанию.

3. Развивающая: Способствовать развитию навыков создания красивых и полезных изделий, активизировать работу творческой мысли, осуществлять межпредметную связь.

Тип урока: комбинированный, демонстративный.

Материально-техническое оснащение:

1. Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления для работы с берестой.

2. Эталон изготавливаемого изделия.

3. Технологические карты по изготовлению изделия из бересты, презентации: «Декоративно-прикладное искусство», «Изготовление изделия из бересты».

4. Образцы изделий из бересты.

Объект труда: Заколка для волос.

Межпредметные связи: краеведение, история, русский язык – береста, туес, пробойник и т.д., физика – свойства материала.

Литература для внеклассного чтения учащихся:

1. Энциклопедия народно умельца./автор-составитель Рогов О.Г. – М.: Вече, 2000.

2. Л.Э. Калмыкова. «Народное искусство Тверской земли». – Тверь, 1995.

3. М.Майстровский «Земля мастеров». – Московский рабочий, 1986.

4. В.П. Совиных «Умельцу о поделочных материалах». - 1997.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

(2 минуты)

• Контроль посещаемости

• Проверка рабочей одежды, принадлежностей, готовности к занятию (домашнее задание: изготовление декоративного фона для заколки).

2. Презентация «Декоративно-прикладное искусство»

(10-15 мину)

Общее представление о декоративно-прикладном творчестве. Исторические судьбы Тверского народного декоративно-прикладного искусства. Возрождение народных промыслов. Отличие изделий Тверских мастеров. Изделия мастера – индивидуальны – массовость преграда творчеству. Демонстрация карты Тверской области о бытовании народных ремесел. Рассказ о местных мастерах, учениках нашей школы – кто стал мастером.

3. Запись в тетради: Классификация изделий декоративно-прикладного творчества.

По назначению художественные изделия бывают:

• Утилитарные (деревянная посуда, черпаки, ложки, кухонные наборы, украшения),

• Декоративные (настенные панно, скульптура),

• Сувенирные (матрешки, коробочки, брелоки и т.д.);

По способу изготовления:

• Столярные,

• Токарные,

• Комбинированные.

По оформлению:

• С резьбой,

• С росписью,

• С выжиганием,

• С инкрустацией и др.

Изделия из древесины, изготавливаемые в различных районах, отличаются друг от друга техникой обработки древесины, отделкой, орнаментом и др. По эти признакам классифицируют изделия с указанием названия промыслов.

Вопросы: Какие вы знаете виды народного ДПИ? Народные мастера и виды ремесел г.Лихославля?

Демонстрация изделий декоративно-прикладного искусства: изделия мастеров, фотографии и рисунки. Изделия, изготовленные учащимися нашей школы.

4.  Изложение нового материала

(15 минут)

Сегодня мы узнаем много нового и интересного о декоративно-прикладном искусстве. Поговорим о народном промысле – береста. Об изготовлении предметов быта и украшений из бересты, об их применении. Поговорим о том, что такое береста и где ее можно найти. Узнаем об обработке бересты, а также изучим технику работы с берестой. И темой нашего урока будет изготовление изделия из бересты – заколки для волос. Вопрос к учащимся:

- Что такое береста? Береста – это наружная часть коры дерева, для изделий берется – береза. Береста – доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Перед применением, кору березы размачивают в горячей воде. При такой обработке береста хорошо расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок, а также становится гибкой и прозрачной. Изделия из бересты не боятся влаги. Кроме того, береста сочетается с другими природными материалами. Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках – и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы.

Очень часто приходится слышать, что при работе за компьютером, если одевать ободок из бересты, то не чувствуется усталость, а также зачастую нормализуется давление. Изделия из бересты абсолютно экологически чистые, так как изготавливаются из натуральных материалов и только вручную. Практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым.

Из истории. Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве народов России. Особенно широко было распространено берестяное ремесло на европейской территории России: в Вологодской, Новгородской и Тверской областях. С незапамятных времен в древней Руси ее применяли для изготовления различных предметов быта, таких, как рыбачные челны (обласки), туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягоды, кедрового ореха и другое. В специально приготовленных туесах коробах хранились жидкие вещества – молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое. Все эти продукты могли хранится бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной.

Из специально обработанной бересты изготавливались сумки, одежда, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи. А самое главное – на бересте писали и рисовали различные изображения. Сохранились предметы, относящиеся к 10 – 17 векам. В старинной русской поговорке-загадке говорится:

Стоит дерево цветом зелено;

В этом дереве четыре угодья:

Первое – больному на здоровье, (банный веник)

Второе – от тьмы свет, ( лучина )

Третье – дряхлых пеленание, (крепление битой посуды)

Четвертое – людям колодец. (сок березы)

И все же даже в этой загадке перечислены не все дары березы. Бересту еще использовали в строительстве – изолировали строения от воды, обшивали ею лодки – берестянки.

Художественная обработка дерева. Художественная обработка дерева на Руси была известна еще в 9 – 10 в.в. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Удивительные свойства бересты еще издавна считались незаменимыми в быту у крестьян. Бересту использовали для изготовления под сельскохозяйственные продукты. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения – вот главные качества этого материала.

Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний России. Уже в ХV111 в. Прорезную бересту стали использовать для украшения. Материалом для работы служит береста. Самую крепкую и плотную бересту дает береза, выросшая на сухих и каменистых почвах, а у деревьев, растущих на торфяниках и болотах, кора ломкая с сучками, имеет неровную изъеденную поверхность. Заготавливают бересту в мае – июне, во время сокодвижения. В это время она эластична, легко снимается со ствола, при тиснении на ней остается глубокий рисунок с мягкими краями. Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Если нужны большие, цельные куски, то бересту надо снимать со спинных деревьев, диаметром не менее 20 см., по возможности выбирая гладкие места без сучков. Вся наружная сторона коры зачищается с помощью ножа или шкурки и освобождается от грязи грибков и мха. Для больших изделий нужна толстая береста, а вот для мелких – она не подходит, ее нужно распаривать и расслаивать на два – три слоя просто руками. Работу эту надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить.

Виды декоративного оформления бересты. Всевозможные наборы из бересты (пивные, кружки для кваса, других напитков, подносы, квасники) мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. На ней выжигали различные узоры и орнаменты, делали поверх изделий объемные накладки. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему. Особенно часто использовали для украшения мебели, табакерок.

Расписная береста – один из самобытных видов народного искусства. Традиционно в росписи используют красные, желтые, реже зеленые, коричневые, голубые или синие цвета. В основном для росписи берутся растительные мотивы. Перед росписью поверхность берестяного изделия в выбранных для этого местах необходимо загрунтовать клеем ПВА, затем красить белилами, а после высыхания выполняется роспись и лакируется. Роспись выполняется темперой или гуашью. Также на Руси мастера издавна украшали берестяные изделия изящной резьбой. Пожалуй, самой замечательной считается прорезная или просечная резьба по бересте, которая до сих пор встречается изделиях.

5. Практическая (самостоятельная) работа 

(35 -40 минут)

Используется видеофильм - технологическая карта «Изготовление изделия из бересты». Красота и художественная ценность берестяного изделия зависят во многом от техники исполнения, в которой большую роль играют навыки. Перед декорированием работы из бересты, мы очищаем ее с обеих сторон и срезаем до толщины 2 мм. Из инструментов для резьбы по бересте используем нож-резак и некоторые инструменты, которые применяют для резьбы по дереву, а также большая (цыганская) игла и пробойник. Для разметки изделия необходимы: линейка, циркуль, карандаш. Резьбу обычно выполняют на ровной, чистой дощечке. Работать с режущими инструментами нужно очень аккуратно, не толкать друг друга, следить за движениями руки во время резьбы.

Техника безопасности при работе ножом-косяком:

До начала работы необходимо проверить состояние и заточку резца, убедиться в том, что лезвие надежно держится в ручке, ручка не имеет трещин и заусенцев. Кромка лезвия ровная, без завалов, правильно и остро отточена, не имеет зазубрин и заусенцев. Во время работы не отвлекаться, не брать инструмент за лезвие. При резьбе для свободной руки, прижимающей к столу заготовку, выбирать удобное место вне плоскости движения резака. При работе с твердой древесиной подрезку и надрезку выполнять в несколько заходов. Любые работы ножом выполнять только на устойчивой и ровной плоскости стола. Запрещается резать, держа заготовку на весу, а также с упором заготовки в грудь, живот и колено. Во время перерывов, даже во время коротких пауз в работе, не держать инструмент в руках, а класть его в специально отведенное место, лезвием от себя. При необходимости передавать резец только ручкой к принимающему. Узнав обо всех правилах работы с берестой, мы смело можем приступать к выполнению заданного в начале урока задания.

Попробуем сделать с вами изделие из бересты – заколку для волос, чтобы закрепить знания о работе с берестой. Для этого мы возьмем шаблоны заготовок для нашего изделия, обведем на бересте, вырежем и получим готовые детали сувенира. Их мы будем сшивать берестяной ниткой. Процесс сшивания бересты пригодится нам при изготовлении других изделий. Получится все очень нарядно и красиво. Этот сувенир вы можете подарить мамам, бабушкам, девочкам на любой праздник. Вот какую интересную информацию сегодня мы с вами прослушали о бересте. О ее волшебном предназначении в нашей жизни. Приступаем к работе.

Текущий инструктаж.

Первый обход: Организация рабочих мест и соблюдение приемов труда.

Второй обход: Проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.

Третий обход: Индивидуальная коррекция возможных ошибок.

6. Приемка и оценка работы. Дополнительное задание – работа с технологическими картами.

7. Заключительный инструктаж

(7-8 минут)

8. Анализ характерных ошибок и их причины. Качество работы

9. Оценка работ

10. Уборка рабочих мест

Категория: ТЕХНОЛОГИЯ | Добавил: Носик | Теги: учителю технологии, урок технологии, производственное обучение, конспект урока, обслуживающий труд, поурочное планирование
Просмотров: 3656 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0