Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 17:02:17
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Многообразие кольчатых червей, их экология и значение. Общая характеристика типа
24.07.2012, 18:06:52

Цель занятия: изучить многообразие кольчатых червей, их распространение и значение в природе и хозяйственной деятельности человека; на основании пройденного материала дать общую характеристику типа Кольчатые черви.

Оборудование: влажные препараты «Пескожил», «Пиявка», «Внутреннее строение дождевого червя», таблица «Тип Кольчатые черви», рельефная таблица «Дождевой червь».

Занятие начинается с повторения материала об особенностях внешнего строения дождевого червя.

Изучение нового материала осуществляется методом рассказа с заполнением таблицы – учителем на доске, а учащимися – в рабочих тетрадях.


По мере заполнения таблицы учащиеся узнают о широком распространении кольчатых червей в морях, об их приспособленности к обитанию в водной и почвенной средах и разнообразном образе жизни. При этом преподаватель демонстрирует влажные препараты или живых животных. Он обращает внимание школьников на их внешнее сходство с дождевым червем, изученным на предыдущем занятии, а затем предлагает найти различия в строении разных кольчатых червей. При рассмотрении пескожила необходимо отметить особенности его образа жизни (роет норки в песке или иле) и указать на слабое развитие головного конца тела этого червя. Важно также сообщить учащимся, что пескожил имеет специальные органы дыхания – жабры, расположенные на лопастях, которые можно продемонстрировать на влажном препарате. При этом учащиеся повторяют строение кровеносной системы дождевого червя и делают вывод о том, что в жабрах происходит обогащение крови кислородом и выделение в воду углекислого газа. Находящиеся в них тончайшие кровеносные сосуды – капилляры, увеличивают площадь газообмена. То же необходимо отметить и при рассмотрении особенностей дыхания трубочника, так же как и способность этого червя производить особые дыхательные движения, вызывающие приток к телу свежей воды. Это позволяет трубочнику жить на дне заиленных водоемов.

При рассмотрении половой системы названных животных необходимо отметить, что среди кольчатых червей встречаются и раздельнополые, и гермафродиты. В связи с этим учитель обращает внимание на различия в строении (наличие или отсутствие пояска) и функционировании половой системы при оплодотворении и образовании (или отсутствии) кокона. Учащиеся вспоминают определения «гермафродит» и «кокон», связывая их с конкретными животными, изученными ранее.

Завершая заполнение таблицы, учащиеся дают характеристику систематическому положению животных, используя при этом карточки, подготовленные заранее, и делают вывод о том, что тип Кольчатые черви объединяет высших червей, приспособленных к жизни в различных средах обитания.


При рассмотрении значения кольчатых червей в природе и жизни человека учитель предлагает учащимся провести «Час занимательной зоологии»1 , сообщая, что «из разных мест пришли письма, в которых содержатся интересные сведения о кольчатых червях», и вскрывает первое «письмо, полученное из Астрахани». В нем содержится ребус, которые учащиеся решают самостоятельно:

Н  Е  Б  Р  Е  С  И  Д  Ь  Ы   –

К  У  О  Р  Ф  М  Д  Ц  Л  Я  Ш  Р  Ы  Л  Б

Нереиды – корм для рыб»).

Далее учитель продолжает читать «письмо»: «Для расширения кормовой базы осетровых рыб нереиды из Азовского моря были перевезены в Каспийское. В 1939–1941 гг. на самолетах перевезли 65 тыс. нереид. Руководил этими работами академик Л.А. Зенкевич. Нереиды на Каспии прижились, размножились и служат теперь важным кормом для рыб, которые съедают за год не меньше 2 млн ц червей. Если бы мы захотели вывезти такое количество нереид из Каспия, нам бы пришлось взять товарный состав почти в 13 тыс. вагонов, а длина его была бы около 120 км».
Второе письмо «пришло из Средней Азии» и в нем сообщается о том, как опасно пить воду из естественных водоемов: «Наш товарищ Карим решил глотнуть воду из находившегося поблизости озера, после того как мы прошли довольно долгий путь в составе каравана. Вскоре с Каримом стряслось что-то неладное: из горла пошла кровь. Решили отвезти его в ближайший медпункт. Там с большим трудом извлекли у Карима из глотки конскую пиявку». Учащиеся отмечают места обитания пиявок и вред, наносимый ими. Преподаватель сообщает, что с давних пор пиявок использовали в медицине, откуда и получила свое название медицинская пиявка.
В конце «Часа занимательной зоологии» учитель рассказывает о дождевых червях эйзениях, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.


Эйзения салаирская

На основании сходства изученных кольчатых червей учитель предлагает учащимся сделать обобщение, выделив характерные признаки типа. Ученики делают следующий вывод: тип Кольчатые черви объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела, кожно-мускульным мешком, вторичной полостью тела, в которой находится кровеносная система замкнутого типа.
Для закрепления материала преподаватель предлагает задания, текст которых записывает на доске, а учащиеся в тетрадях ставят цифру и окончание соответствующего предложения2 .

Задание № 1

1. Группа сходных органов, выполняющих сходные функции, называется .............. .
2. Системы внутренних органов дождевого червя расположены в ............... .
3. Пищеварительная система дождевого червя начинается .......... и заканчивается ............... .
4. Процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела называется .............. .
5. Дождевой червь цепляется при движении за неровности почвы при помощи ................. .

Задание № 2

1. Группа сходных по строению и функции клеток называется ....... .
2. Ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы называется ................. .
3. Кровеносная система дождевого червя состоит из ........... .
4. Часть тела, имеющая определенное строение и выполняющая определенную функцию, называется ............... .
5. Кожно-мускульный мешок дождевого червя состоит из ........... .

В конце работы учитель сообщает правильные ответы, а учащиеся выставляют себе отметки (самоконтроль), исходя из пятибалльной системы и снижая оценку на один балл при каждом неправильном ответе.

В нашей гимназии большое внимание уделяется вопросам интеграции различных учебных курсов. В частности, учителями гимназии был разработан спецкурс «Экология на английском языке», предназначенный для учащихся биолого-химических классов. Такая интеграция позволяет находить новые пути для углубленной подготовки учащихся гимназии к поступлению в вузы. В учебном пособии по зоологии на английском языке3  отсутствует лабораторный практикум, и наш курс призван восполнить этот недостаток.
Обучение без домашнего задания и широкое введение практических работ с отработкой теоретического материала, полученного на лекциях, позволяют закрепить знания по предмету с максимальной эффективностью. А проведение занятия на иностранном языке повышают уровень исследования и интерес к изучаемому предмету.
Ниже приведена лабораторная работа, посвященная изучению внешнего строения дождевого червя, в ходе которой учащиеся не только выполняют соответствующие задания, но и используют активную лексику английского языка для общения между собой и с преподавателем, а также для объяснения полученных результатов.

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Носик | Теги: биология в школе, урок биологии, учителю биологии, зоология, конспект урока, готовые конспекты уроков, ботаника
Просмотров: 3282 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0