Цель занятия: изучить многообразие
кольчатых червей, их распространение и значение
в природе и хозяйственной деятельности человека;
на основании пройденного материала дать общую
характеристику типа Кольчатые черви.
Оборудование: влажные препараты
«Пескожил», «Пиявка», «Внутреннее строение
дождевого червя», таблица «Тип Кольчатые черви»,
рельефная таблица «Дождевой червь».
Занятие начинается с повторения
материала об особенностях внешнего строения
дождевого червя.
Изучение нового материала
осуществляется методом рассказа с заполнением
таблицы – учителем на доске, а учащимися – в
рабочих тетрадях.
По мере заполнения таблицы учащиеся
узнают о широком распространении кольчатых
червей в морях, об их приспособленности к
обитанию в водной и почвенной средах и
разнообразном образе жизни. При этом
преподаватель демонстрирует влажные препараты
или живых животных. Он обращает внимание
школьников на их внешнее сходство с дождевым
червем, изученным на предыдущем занятии, а затем
предлагает найти различия в строении разных
кольчатых червей. При рассмотрении пескожила
необходимо отметить особенности его образа
жизни (роет норки в песке или иле) и указать на
слабое развитие головного конца тела этого
червя. Важно также сообщить учащимся, что
пескожил имеет специальные органы дыхания –
жабры, расположенные на лопастях, которые можно
продемонстрировать на влажном препарате. При
этом учащиеся повторяют строение кровеносной
системы дождевого червя и делают вывод о том, что
в жабрах происходит обогащение крови кислородом
и выделение в воду углекислого газа. Находящиеся
в них тончайшие кровеносные сосуды – капилляры,
увеличивают площадь газообмена. То же необходимо
отметить и при рассмотрении особенностей
дыхания трубочника, так же как и способность
этого червя производить особые дыхательные
движения, вызывающие приток к телу свежей воды.
Это позволяет трубочнику жить на дне заиленных
водоемов. При рассмотрении половой системы
названных животных необходимо отметить, что
среди кольчатых червей встречаются и
раздельнополые, и гермафродиты. В связи с этим
учитель обращает внимание на различия в строении
(наличие или отсутствие пояска) и
функционировании половой системы при
оплодотворении и образовании (или отсутствии)
кокона. Учащиеся вспоминают определения
«гермафродит» и «кокон», связывая их с
конкретными животными, изученными ранее.
Завершая заполнение таблицы, учащиеся дают
характеристику систематическому положению
животных, используя при этом карточки,
подготовленные заранее, и делают вывод о том, что
тип Кольчатые черви объединяет высших червей,
приспособленных к жизни в различных средах
обитания.
При рассмотрении значения кольчатых
червей в природе и жизни человека учитель
предлагает учащимся провести «Час занимательной
зоологии»1 , сообщая, что «из разных мест
пришли письма, в которых содержатся интересные
сведения о кольчатых червях», и вскрывает первое
«письмо, полученное из Астрахани». В нем
содержится ребус, которые учащиеся решают
самостоятельно:
Н Е Б Р Е С И Д Ь Ы
–
К У О Р Ф М Д Ц Л Я Ш Р Ы Л Б
(«Нереиды – корм для рыб»).
Далее учитель продолжает читать
«письмо»: «Для расширения кормовой базы
осетровых рыб нереиды из Азовского моря были
перевезены в Каспийское. В 1939–1941 гг. на самолетах
перевезли 65 тыс. нереид. Руководил этими работами
академик Л.А. Зенкевич. Нереиды на Каспии
прижились, размножились и служат теперь важным
кормом для рыб, которые съедают за год не меньше 2
млн ц червей. Если бы мы захотели вывезти такое
количество нереид из Каспия, нам бы пришлось
взять товарный состав почти в 13 тыс. вагонов, а
длина его была бы около 120 км».
Второе письмо «пришло из Средней Азии» и в нем
сообщается о том, как опасно пить воду из
естественных водоемов: «Наш товарищ Карим решил
глотнуть воду из находившегося поблизости озера,
после того как мы прошли довольно долгий путь в
составе каравана. Вскоре с Каримом стряслось
что-то неладное: из горла пошла кровь. Решили
отвезти его в ближайший медпункт. Там с большим
трудом извлекли у Карима из глотки конскую
пиявку». Учащиеся отмечают места обитания пиявок
и вред, наносимый ими. Преподаватель сообщает,
что с давних пор пиявок использовали в медицине,
откуда и получила свое название медицинская
пиявка.
В конце «Часа занимательной зоологии» учитель
рассказывает о дождевых червях эйзениях,
занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Эйзения салаирская
На основании сходства изученных
кольчатых червей учитель предлагает учащимся
сделать обобщение, выделив характерные признаки
типа. Ученики делают следующий вывод: тип
Кольчатые черви объединяет трехслойных
многоклеточных животных, обладающих
двусторонней симметрией тела, кожно-мускульным
мешком, вторичной полостью тела, в которой
находится кровеносная система замкнутого типа.
Для закрепления материала преподаватель
предлагает задания, текст которых записывает на
доске, а учащиеся в тетрадях ставят цифру и
окончание соответствующего предложения2 .
Задание № 1
1. Группа сходных органов, выполняющих
сходные функции, называется .............. .
2. Системы внутренних органов дождевого червя
расположены в ............... .
3. Пищеварительная система дождевого червя
начинается .......... и заканчивается ............... .
4. Процесс восстановления утраченных или
поврежденных частей тела называется .............. .
5. Дождевой червь цепляется при движении за
неровности почвы при помощи ................. .
Задание № 2
1. Группа сходных по строению и функции
клеток называется ....... .
2. Ответная реакция организма на раздражение при
участии нервной системы называется ................. .
3. Кровеносная система дождевого червя состоит из
........... .
4. Часть тела, имеющая определенное строение и
выполняющая определенную функцию, называется
............... .
5. Кожно-мускульный мешок дождевого червя состоит
из ........... .
В конце работы учитель сообщает
правильные ответы, а учащиеся выставляют себе
отметки (самоконтроль), исходя из пятибалльной
системы и снижая оценку на один балл при каждом
неправильном ответе.
В нашей гимназии большое внимание
уделяется вопросам интеграции различных учебных
курсов. В частности, учителями гимназии был
разработан спецкурс «Экология на английском
языке», предназначенный для учащихся
биолого-химических классов. Такая интеграция
позволяет находить новые пути для углубленной
подготовки учащихся гимназии к поступлению в
вузы. В учебном пособии по зоологии на английском
языке3 отсутствует лабораторный
практикум, и наш курс призван восполнить этот
недостаток.
Обучение без домашнего задания и широкое
введение практических работ с отработкой
теоретического материала, полученного на
лекциях, позволяют закрепить знания по предмету
с максимальной эффективностью. А проведение
занятия на иностранном языке повышают уровень
исследования и интерес к изучаемому предмету.
Ниже приведена лабораторная работа, посвященная
изучению внешнего строения дождевого червя, в
ходе которой учащиеся не только выполняют
соответствующие задания, но и используют
активную лексику английского языка для общения
между собой и с преподавателем, а также для
объяснения полученных результатов.
|