Цель:
познакомить
детей с поэзией поэтов- «парнасцев», с особенностями их стихосложения; показать
отличие модернистских произведений от реалистических и романтических, дать
понятие о модернизме и декадентстве; развивать эстетический вкус, воспитывать
культуру восприятия поэзии.
Тип.
Урок
изучения нового материала (спаренный).
Ход урока
I. Актуализация
опорных знаний.
1.О каких двух основных направления
художественного процесса I половины XIX века вы можете рассказать?
(В
мировой литературе этого периода параллельно развивались романтизм и реализм.
Можно привести примеры известных имен писателей и поэтов, которые работали
только в царстве романтизма или реализма, но для нас интересны те художники
слова, которые в своем творчестве объединяли и романтизм и реализм. Например,
М.Ю. Лермонтов. Формулу романтизма «исключительный герой в исключительных
обстоятельствах» можно отнести к лирическому герою из стихотворения «Парус», к
Мцыри из одноименной поэмы. В чем их исключительность?)
2.Что-то исключительное есть и в характере
Печорина из романа Лермонтова «Герой нашего времени». Но это уже не
романтический, а реалистический герой. Автор рисует типичный характер в
типичных обстоятельствах. Хотя и разочарован всем, что его окружает, и всеми,
но это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения. В нем больше
правды, нежели бы вы того желали.
3.Начиная со II
половины XIX века, в мировой литературе романтизм находится в
упадке, и ему на смену приходит модернизм. Этот процесс графически изображаем
на доске.
II. Изучение
нового материала.
1.Сообщение темы, цели урока.
2.Понятие о модернизме.
В
тетрадях записываем определение:
Модернизм (фр. "modern" - современный, самый новый) - общее название
новых литературно-искусствоведческих течений конца XIX-начала
XXвека нереалистического направления,
которые возникли как отрицание традиционных форм и эстетики прошлого.
Чем
модернистский герой отличался от реалистического или романтического? Объясняю
на примере Грегора Замзи из рассказа Ф. Кафки «Перевоплощение».
Модернистский
герой - это исключительный герой в типичных обстоятельствах. Условия, в которых
живет семья Грегора и он сам - типичные. Автор использует прием метаморфозы,
как и некоторые романтики, но с другой целью: чтобы показать абсурдность
существования человека в таких условиях, чтобы подчеркнуть обреченность героя.
У Кафки перевоплощение Грегора в насекомое - это образ — символ, который
используется для того, чтобы показать мир дисгармонии человеческого существования.
Используя
гротеск, условность, фантастику, Кафка создает необычные ситуации, но не с
целью социального анализа, как это было у писателей-реалистов...
III.Работа по схеме «Разнообразие
модернистских те чс ним и направлений».
Модернизм
- общее название; на схеме показаны французский, русский и украинский
символизм, его представители: футуризм, имажинизм, импрессионизм и др.
IV. Понятие про
декаданс (декадентство). Записи в тетради.
Декаданс
в литературе основывается на объединении разных направлений,стилей,течений.Например,отромантизмаонберет неприятие окружающего мира,
разочарование в действительности, стремление убежать от несовершенного
существования, в мир красоты и прекрасной иллюзии. Одним из основных мотивов
декадентских произведений является утверждение роли искусства, его
превосходства над реальностью.
Проблемный
вопрос.
Что вы знаете о возникновении декадентства? Поэт и художник Росетти написал в
1848 г. сборник стихотворений, который положил в гроб жены, а через несколько
лет откопал и опубликовал. Такая «потусторонняя» символика - одна из
характерных черт декадентской литературы.
Декадентские
настроения расширились во всемирном искусстве. Для примера послушаем
стихотворение Ф. Сологуба «О смерть! Я твой».
3.Раскройте суть антитезы: жизнь - смерть.
Какая идея стихотворения?
V. Французская группа «Парнас» - предтеча
модернизма. Учительрассказываетоплатформе,накоторойбазировалось творчество парнасцев, подчеркивая основные ее принципы:
1.Пессимизм.
2.Аполитичность.
3.Игнорирование современности (объективистская
поэзия, где описывались произведения искусства, экзотические животные,
мифические герои, библейские, герои литературных произведений античности, эпохи
Возрождения и др.)
4.Безупречность формы: пластическая
видовищность, изысканность языка, подбор художественных средств, высокое
мастерство, совершенное владение техникой стихосложения.
5.Использование сонета как основной формы
стихосложения. Все это делало поэзию парнасцев «тяжелой», а они и не скрывали,
что их поэзия предназначена не для широких народных масс, а для элиты, узкого
круга знатоков искусства. Поэтому сторонников таких взглядов называли сначала
школой «чистого искусства», и только после выхода сборника под названием
«Современный Парнас» (1866) - парнасцами.
Даже
название альманаха подчеркивало желание убежать от реальной жизни, ее проблем.
Парнасцы
старались скрывать свое авторское «я». Они перенесли акцент на описательность,
пластическую видовищность. Парнасцы подарили миру отточенность поэтических
форм, изысканность поэтических средств, обогатили язык, отшлифовали ритмы и
рифмы.
У
романтиков природа жива, одухотворена; у парнасцев - равнодушна к человеческим
страданиям.
В
своих произведениях парнасцы разрабатывали античные темы, мифические и
библейские.
VII. Домашнее
задание.
Проработать изученный материал по конспекту, пособиям и хрестоматии.