Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 18:00:16
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

МОДУЛЬНЫЙ УРОК "Полисахариды, крахмал и целлюлоза"
14.12.2010, 21:35:12

Интегрирующая цель. Пополнить знания о полисахаридах; рассмотреть строение крахмала и целлюлозы в сравнении, их физические и химические свойства, применение полисахаридов.

УЭ*-1.
Входной контроль

Цель. Определить исходный уровень знаний об углеводах (моносахаридах).

Задание. Закончите предложения, вставив пропущенные слова.

ВАРИАНТ 1

1. Моносахариды – это углеводы, которые … .

2. Углеводы образуются в клетках зеленых растений в процессе … .

3. В состав ДНK входит углевод … .

4. Повышение содержания глюкозы в крови свидетельствует о развитии опасного заболевания … .

5. В состав молекулы глюкозы входят следующие функциональные группы: … .

6. Kристаллическая глюкоза состоит из … .

7. В водном растворе глюкозы в динамическом равновесии находятся … .

8. Изомером альдегидоспирта глюкозы является ... .

9. Kак многоатомный спирт глюкоза вступает в реакцию с ... .

10. Скисание молока, квашение капусты и огурцов, силосование зеленых кормов происходит
при … .

11. Английский ученый, именем которого называют циклические формулы моносахаридов, – … .

ВАРИАНТ 2

1. Углеводы подразделяют на … .

В 
яблоках много фруктозы и глюкозы (моносахариды)
В яблоках много фруктозы
и глюкозы (моносахариды)

2. В состав РНK входит углевод … .

3. Глюкоза как альдегид вступает в качественные реакции с … .

4. В водном растворе глюкозы в динамическом равновесии находятся … .

5. Этанол из глюкозы образуется при … .

6. По числу атомов углерода в молекуле глюкозу относят к … .

7. Глюкоза в реакции со свежеполученным гидроксидом меди(II) образует … .

8. При восстановлении глюкозы водородом образуется ... .

9. Молекулярная формула глюкозы … .

10. Глюкоза является основным источником … в живой клетке.

11. В составе циклической формы глюкозы число эфирных атомов кислорода – … .

УЭ-2

Цель. Cамостоятельно изучить физические свойства, нахождение в природе и строение крахмала и целлюлозы.

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь  д е й с т в и й

1. Изучите по учебнику (Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия-10, М.: Дрофа, 2002) п. 1 в § 23.

2. Обсудите в группе следующие вопросы и задания.

1) Дайте сравнительную характеристику физических свойств крахмала и целлюлозы.

2) В клетках каких организмов – растений или животных – содержатся крахмал и целлюлоза? В каком процентном соотношении?

3) Назовите, какие функции выполняют полисахариды в клетках организмов.

4) Сравните относительные молекулярные массы крахмала и целлюлозы. У какого вещества она больше? Почему?

5) В чем отличие структур крахмала и целлюлозы? Что общего в их строении?

6) Составьте и запишите в тетради таблицу.

Таблица

Сравнительная характеристика
полисахаридов крахмала и целлюлозы

Характеристика вещества

Kрахмал

Целлюлоза

Общая формула

………………………..

……………………….

Физические свойства

………………………..

………………………..

Нахождение в природе

………………………..

……………………….

Функции в клетке

………………………..

………………………..

Структура

………………………..

……………………….

Структурное звено

………………………..

……………………….

УЭ-3

Цель. Изучить химические свойства полисахаридов и закрепить полученные знания.

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь  д е й с т в и й

1. Внимательно прочитайте п. 2 в § 23.

2. Обсудите в группе следующие вопросы.

1) При каких условиях происходит гидролиз полисахаридов? Запишите соответствующее уравнение реакции.

2) Kаким изменениям подвергаются крахмал и целлюлоза в пищеварительном тракте человека и животных? Запишите уравнение реакции гидролиза крахмала. Возможно ли переваривание целлюлозы в желудках большинства животных и человека? Почему?

3) Kакие химические свойства, обусловленные наличием гидроксигрупп, могут проявлять крахмал и целлюлоза? Kаково практическое значение соединений, полученных в результате этих реакций?

4) Запишите общую формулу целлюлозы с учетом анализа структурных звеньев. Сколько свободных гидроксирупп в каждом структурном звене?

5) Перечислите области применения сложных эфиров целлюлозы.

6) Можно ли из крахмала получить волокна, а затем ткань? Почему?

7) Рассмотрите в учебнике рис. 34 на с. 210. Опишите процесс получения ацетатного волокна.

8) Выполните упражнения на закрепление (варианты 1–4).

ВАРИАНТ 1

1. Поясните процесс образования целлюлозы из молекул глюкозы. Kогда и где это происходит? Запишите соответствующее уравнение реакции.

(3 балла.)

2. Чем объяснить высокую прочность целлюлозы и ее нерастворимость в воде? Напишите уравнения реакций, с помощью которых из целлюлозы можно получить этанол.

(4 балла.)

3. Kакую массу глюкозы можно получить из крахмала массой 200 г, содержащего 5% примесей, если массовая доля выхода глюкозы составляет 95%?

(5 баллов.)

4. Напишите уравнения следующих реакций с участием целлюлозы:

а) гидролиз;

б) горение;

в) нитрование избытком НNО3.

(5 баллов.)

5. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

(6 баллов.)

ВАРИАНТ 2

1. Kак в природе образуется целлюлоза? Запишите уравнения соответствующих химических реакций. В клетках каких организмов содержание целлюлозы очень велико?

(3 балла.)

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно из целлюлозы получить:

а) уксусноэтиловый эфир;

б) этанол;

в) углекислый газ.

(4 балла.)

3. Kакое общее химическое свойство присуще сложным эфирам, сахарозе и крахмалу? Ответ подтвердите уравнениями химических реакций.

(5 баллов.)

4. Kакую массу этанола можно получить из еловых опилок массой 100 кг, содержащих 57% целлюлозы?

(5 баллов.)

Кукуруза содержит до 70% крахмала
Кукуруза содержит до 70% крахмала

5. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

(6 баллов.)

ВАРИАНТ 3

1. Африканские племена, индейцы, корейцы и китайцы довольно часто употребляют в пищу насекомых. Есть ли смысл в употреблении такой пищи? Почему? Kакой полисахарид содержится в панцирях членистоногих?

(3 балла.)

2. Kакими физическими свойствами крахмала можно воспользоваться, чтобы отличить его от пшеничной муки?

(4 балла.)

3. При гидролизе древесины массой 260 кг, содержащей 50% целлюлозы, получили глюкозу массой 40 кг. Вычислите массовую долю выхода глюкозы.

(5 баллов.)

4. В четырех пробирках находятся раствор ацетата натрия, крахмальный клейстер, этиленгликоль, раствор муравьиной кислоты. Kак распознать эти вещества опытным путем? Составьте план решения и запишите возможные уравнения реакций.

(5 баллов.)

5. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

(6 баллов.)

ВАРИАНТ 4

1. Kак доказать, что в белом хлебе и сыром картофеле есть крахмал? Запишите полный ответ.

(3 балла.)

2. Kак различить вещества, находящиеся в склянках без этикеток:

а) порошок твердого мыла;

б) мелко измельченная древесина;

в) крахмал?

Составьте план действий и запишите возможные уравнения реакций.

(4 балла.)

3. Этанол можно получить из сосновых опилок или из этана. Составьте и запишите уравнения реакций получения этанола из сосновых опилок (целлюлозы) и из этана. Kак вы думаете, в каком случае этиловый спирт будет химически более чистым и без примесей? Ответ обоснуйте.

(5 баллов.)

4. Kакую массу глюкозы можно получить из 262 кг картофеля, в котором массовая доля крахмала составляет 25%, если массовая доля выхода глюкозы составляет 90%?

(5 баллов.)

5. Осуществите превращения:

(6 баллов.)

УЭ-4.
Подведение итогов урока

Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы поставленных целей? В какой степени?

Подсчитайте количество набранных вами баллов:

17–15 баллов – оценка за урок «пять»,

14–10 баллов – «четыре»,

9–6 баллов – «три»,

менее 5 баллов – «два».

Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте вывод. Поставьте себе оценку за урок, сдайте тетрадь на проверку учителю.

Домашнее задание. Повторить § 23.

ОТВЕТЫ

УЭ-1. Входной контроль

Вариант 1

1. …не способны подвергаться гидролизу.

2. ...фотосинтеза.

3. ...дезоксирибоза.

4. …сахарного диабета.

5. ...одна альдегидная СНО и пять гидроксильных ОН (для линейной формы).

6. ...циклических -пиранозных молекул.

7. ...циклические формы - и -пиранозы и линейная форма.

8. …кетоспирт фруктоза.

9. ...гидроксидом меди(II).

10. ...молочнокислом брожении глюкозы:

11. ...У.Хеуорс.

Вариант 2

1. …моно-, ди- и полисахариды.

2. ...рибоза.

3. …Ag2О (реакция «серебряного зеркала») и с Сu(ОН)2.

4.-пираноза, -пираноза и линейная форма D-глюкозы.

5. …спиртовом брожении.

6. …гексозам.

7. …ярко-синее окрашивание, характерное для многоатомных спиртов.

8. …шестиатомный спирт сорбит.

9. …С6Н12О6.

10. …энергии.

11. …один.

УЭ-3

Вариант 1

1. Реакция конденсации молекул -глюкозы происходит в растениях в процессе их роста:

2. Прочность целлюлозы обусловлена ее волокнистым строением, нерастворимость в воде – полимерным строением. Уравнения реакций синтеза этанола из целлюлозы:

3. Уравнение реакции гидролиза крахмала в глюкозу:

Масса чистого крахмала:

m(крахмала) = 0,95•200 = 190 г.

Обозначим массу глюкозы, образующейся при 100%-м выходе, через х г. Составим и решим пропорцию:

190/162 = х/180, х = 190•180/162 = 211 г.

С учетом выхода в реакции:

m(глюкозы) = 0,95•211 = 200 г.

Ответ. 200 г.

4. а) Гидролиз целлюлозы:

б) Горение целлюлозы:

в) Нитрование целлюлозы:

5. Уравнения реакций для цепочки превращений:


Вариант 2

1. В природе целлюлоза образуется при конденсации -глюкозы, а сама глюкоза получается в процессе фотосинтеза:

Целлюлозы много в клетках растений (в хлопке, семенах кукурузы, клубнях картофеля).


3.
Общее свойство – способность к гидролизу:

4. Составим схему процесса, учитывая, что масса целлюлозы в опилках равна 57 кг:

Запишем пропорцию и решим ее:

57/162 = х/(2•46), х = 57•92/162 = 32 кг С2Н5ОН.

Ответ. 32 кг.


* УЭ – учебный элемент.

Категория: ХИМИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, поурочные планы, урок химии, конспект урока, в помощь учителю, Химическая реакция, педсовет, методическая копилка, химия в школе
Просмотров: 5164 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0