Дидактические цели урока:
создать условия для усвоения новых
знаний;
выявить взаимосвязь между здоровьем
человека и его работой;
объяснить важность занятия
физической культурой для подготовки себя к
будущей профессии;
расширить знания о многообразии
профессий;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать речь, мышление,
наблюдательность;
воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: мультимедийный
проектор, картинки с изображением
представителей различных профессий, словарики
«Мир эмоций», слайды для кроссворда.
Ход урока
1. Организационный момент
– Здравствуйте! При встрече люди
обычно говорят это доброе, волшебное слово, желая
друг другу здоровья. Так и я обращаюсь к вам
сегодня: здравствуйте, ребята!
На ваших столах находятся волшебные коробочки, в
них вы увидите самых умных, сообразительных,
самых находчивых детей. Откройте потихонечку эти
коробочки. Кто же эти дети?
Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко и
уверенно: «Мы самые лучшие дети на свете!». С
таким приподнятым настроением мы и начнем урок.
2. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня у нас очень важная и
интересная тема. Послушайте стихотворение и
попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на нашем
уроке.
Мaмa спросила:
«Кем станешь, сынок?
Знаю сама – агрономом! (Прикрепляю рисунок агронома.)
Видно, недаром берешь ты совок
И пропaдаешь за домом.
Утром, однако, ты строил дворец –
Я из окошка смотрела.
Будь же строителем, как и отец. (Прикрепляю рисунок строителя.)
Очень хорошее дело!
Или ты, может быть, станешь певцом,
В опере первым солистом? (Прикрепляю рисунок оперного певца.)
А почему бы не стать кузнецом,
Клоуном иль хоккеистом?». (Прикрепляю рисунки кузнеца, клоуна, хоккеиста.)
Вдруг улыбнулась: «Какой ты смешной! .
Как ты забавно играешь!..
Будь же здоровым, сынок дорогой! (Прикрепляю лист со словом «здоровье».)
И станешь ты, кем пожелаешь!».
Кто из вас догадался, о чем мы будем
говорить на уроке? (Ответы детей в общих чертах: о
профессиях и здоровье.)
Хорошо, но давайте уточним вопросы, которые
сегодня будем решать на уроке, с помощью опорных
слов и стрелочек, которые я поставила.
(На экране появляются опорные слова.)
Прочитайте эти слова. Давайте
попробуем понятно сформулировать вопросы, на
которые нам нужно будет найти ответы во время
урока.
1. Как влияет здоровье на выбор профессии?
2. Как влияет выбранная профессия на здоровье?
(Показать вопросы на экране.)
3. Работа над новой темой
– Рассмотрим первый вопрос.
Права ли мама, говоря своему ребенку, что главное
условие при выборе профессии – это здоровье?
Послушайте внимательно одну историю.
«Мальчик рос мечтателем. Любил фантастику,
книжки о дальних путешествиях. Его отец, геолог,
по нескольку месяцев проводил в экспедициях, и
возвращение отца всегда было праздником. Долгими
вечерами сын с жадностью слушал рассказы о
ночевках в лесу, неожиданных таежных находках и
встречах.
А потом, засыпая, мальчик снова и снова переживал
отцовские приключения, мечтал стать, как отец,
геологом, отважным и сильным героем. Просыпался
поздно. Но подниматься не спешил: ведь учился во
вторую смену!.. Hаконец нехотя вставал, кое-как
умывался, на скорую руку делал уроки и бежал в
школу.
На каток, на лыжню напрасно звали друзья.
Мальчика не прельщали ни гладь льда, ни свежесть
реки, ни бодрящий ветер. Несколько раз он обещал
отцу заняться спортом. Но, увы, так и не собрался.
Мальчик часто простуживался. Ангины, флюсы
сопровождали его с детства, потом его надолго
уложил в постель ревматизм.
Прошли годы. Сейчас он работает клерком,
перебирает бумажки. Здоровье уже не позволяет
ему думать об иной профессии. Нет, не бродить ему
с тяжелым рюкзаком по тайге, не мчаться на плоту
по горным рекам в Саянах...»
Почему молодой человек, мечтавший стать
геологом, не смог заняться любимой профессией?
Как надо было ему готовить себя к любимой
профессии? (Заниматься спортом, соблюдать режим
дня, закаляться, так как мальчик часто болел.)
Kaкoвa основная мысль этой истории?
(Для того чтобы выбрать профессию по
душе, нужно быть здоровым, сильным и выносливым.)
Нужно артисту быть таким?
(Да, так как у артиста дальние поездки
– гастроли, нерегулярное питание, изнуряющие
репетиции.)
A строителю?
(Да, потому что строить приходится и в
дождь, и в метель. Нужно поднимать тяжести.)
А кузнецу?
(Да, нужно быть сильным.)
Кем мечтаете стать вы, когда
подрастете? Нужно ли вам уже сейчас готовиться к
исполнению своей мечты о будущей профессии? А что
вы предпринимаете для этого? (Ответы детей.)
Сделаем вывод. Влияет ли на выбор профессии ваше
здоровье?
(Чтобы осуществить свою мечтy о
будущей профессии, нужно быть здоровым.)
А теперь ответьте хором на мои вопросы.
Может ли стать тот спортсменом из вас,
Кто километр пробегает за час?
Не любит кто с детства маминых щей,
Не чистит с утра ни зубов, ни ушей?
Может ли в космос лететь человек,
Который не бегал, не прыгал вовек?
Может рассеянный править машиной?
Может слабак покорять вершины?
Сможет бессильный стать кузнецом?
А с детства плаксивый будет певцом?
Что ж, вы ответили честно про всех:
У слабых везде неудача,
У сильных, выносливых будет успех.
Вот и решили задачу.
Быть здоровым духом, телом,
В чистоте для всех примером
Надо всюду и всегда!
Вы со мной согласны?..
– Да!
– Ребята, а вам интересно узнать,
как выбранная профессия может повлиять на ваше
здоровье? Тогда подумайте: чего вы ждете от своей
будущей работы? Для чего будете трудиться? (Чтоб
приносить пользу людям, чтоб зарабатывать
деньги, чтоб раскрыть свои способности и
таланты.) Давайте выясним, какие чувства,
эмоции будет приносить вам ваша любимая работа?
Сейчас вы потрудитесь в парах. В словариках «Мир
эмоций» вы карандашом подчеркнете названия тех
чувств, эмоций и настроений, которые, на ваш
взгляд, будет вызывать любимая работа.
Не забывайте о правилах работы в паре:
прислушиваться к мнению другого, не ссориться,
работать дружно. (Работа в парах со словариком «Мир эмоций».)
Скажите, что же вы выбрали? (Дети называют, я
прикрепляю таблички с этими словами на доску.)
Подумайте: эти замечательные положительные
эмоции, чувства, настроения полезны для вашего
здоровья? (Да, они полезны.)
К какому же выводу мы пришли? (Если я выберу
профессию правильно, то сохраню здоровье.)
Физкультминутка
– Сейчас мы отдохнем, поиграем. Дружно
споем песню, а движения, которые все вместе
повторим, нам покажет... (Поем 1-й куплет.)
Какую профессию проиллюстрировал...?
А теперь... выходи к доске и показывай упражнение,
а мы выполним его весело, под песню. (Поем 2-й
куплет.)
Кем работал…?
Последнее движение для игры покажет... (Поем 3-й
куплет.)
Какая профессия у...?
Всякий труд у нас в почете.
Сколько здесь умелых рук!
Ну-ка смело за работу
Принимайся, юный друг!
4. Закрепление пройденного материала
– А теперь – сюрприз. Интересно
узнать, кем хотят стать первоклассники?
Сейчас мы посмотрим видеосъемку, отгадаем
загадки и узнаем о мечтах наших малышей.
(Загадки от 1-го класса в записи)
Человек он работящий,
Мастер самый настоящий,
Он и пашет, он и сеет,
И траву косить умеет,
И с утра до поздней ночи
Он на тракторе грохочет.
– Ребята, подскажите Диме: что нужно
ему делать, чтоб его мечта осуществилась?
(Тракторист должен быть выносливым.
Ему нужно развивать координацию, глазомер, иметь
отличное зрение.)
Этот человек сумеет
Пламя, страх преодолеть,
И жилище не успеет
Окончательно сгореть.
– Как тренироваться Сереже, чтобы
стать хорошим пожарным?
(Пожарному нужно иметь крепкие нервы,
отличную реакцию. Он должен быть сильным
физически.)
Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?
– О чем нужно позаботиться Арине,
чтобы стать хорошим учителем?
(Укреплять нервную систему, быть
выносливой и доброй, сохранять зрение.)
Чтоб считал компьютер быстро,
Чтобы правил не забыл,
Человек работал долго,
Он программу сочинил.
– Посоветуйте Косте: что нужно
делать, чтоб его мечта осуществилась?
(Программисту нужно следить за
осанкой, иметь стопроцентное зрениe и беречь его.)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит?
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, – рaзрешит погулять.
– Подскажите Алине, как нужно
относиться к своему здоровью.
(Врачу приходится выезжать на вызов в
любое время суток, по нескольку часов стоять за
операционным столом, переживать за больных.
Поэтому надо быть здоровым, выносливым,
терпеливым, к тому же еще человеком с хорошим
зрением.)
– Спасибо, ребята, за правильные
советы первоклассникам.
Чтобы подвести итог урока, предлагаю
решить кроссворд, и тогда в выделенных клетках мы
прочитаем одно из ключевых слов по теме нашего
урока.
(Слайд «Кроссворд».)
Кроссворд
– Итак, задание: вам нужно по
изображению на экране отгадать профессию и
вписать ее название в кроссворд. (Отгадывают индивидуально, у каждого на столе
кроссворд.)
– Какое же слово у вас получилось? (Здоровье.)
Посмотрите еще раз внимательно на кроссворд,
вспомните все, о чем мы сегодня говорили, и
продолжите предложения, которые вы видите на
экране. (На экране предложения:
а) Если хочешь выбрать профессию по душе, ту, о
которой мечтаешь с
детства, то (береги
здоровье, занимайся спортом).
б) Если хочешь быть здоровым в будущем, то... (выбери
правильнo профессию, сделай правильный выбор).
5. Итог урока
– Дорогие дети, как вы думаете:
пригодятся ли вам знания, полученные на
сегодняшнем уроке?
Что вам понравилось или не понравилось?
6. Домашнее задание
– А домашнее задание вам зададут
первоклашки.
«Дорогие третьеклассники! Нам интересно узнать:
кем хотите стать вы? Нарисуйте свою мечту. Ждем
ваших рисунков».
Домашнее задание понятно?
Спасибо за внимательную работу на уроке. (Оценки.)
– Песня на мотив «Голубого вагона»:
Впереди дороги у вас разные.
По какой отправишься ты в путь?
Выбери ее ты по призванию,
Только о здоровье не забудь.
Припев:
И все получится, сложится, сбудется,
Станут реальностью ваши все мечты.
Будьте здоровыми, сильными, ловкими,
И станете, кем быть так хотите вы...
– Я советую каждому из вас заботиться
о своем здоровье, и тогда в будущем вы правильно
выберете профессию, которая будет пробуждать у
вас и окружающих людях ощущение радости,
праздника, удовлетворения.
|