Цель: формировать у детей представление о семье как о
людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Оформление и оборудование: семейные фотографии,
рисунки, которые ребята подготовили накануне, листы бумаги, карандаши,
фломастеры.
Ход мероприятия
Учитель. Сегодня мы будем говорить о семье.
Семья - самое главное в жизни для каждого человека.
Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком
заботимся, кому желаем добра и счастья.
Давайте познакомимся с вашими семьями, но сделаем это
необычным способом. Вы сейчас сами создадите семейный альбом.
Ученица. Но у нас нет фотографий.
Учитель. А нам не нужны фотографии. Перед каждым из
вас лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, маркеры.
Разделите, пожалуйста, лист на четыре части. Вот так,
молодцы.
Подпишите первую часть листа - «Это я».
Вторую часть - «Это моя семья».
Третья часть листа - «Домашние питомцы».
Четвертая часть листа - «Любимые занятия семьи».
Я думаю, что вы уже догадались, что в первой части вы
рисуете себя. Во второй - всю вашу семью, не забывайте, что у вас есть и
бабушки с дедушками, в третьей части рисуете ваших домашних животных, а в
четвертой - то, чем вы любите заниматься: если читать, то книгу, гулять -
парк, ездить на рыбалку - удочки и так далее.
Звучит музыка, ребята рисуют.
Учитель. Настало время каждому рассказать о своей
семье. Разрешите, начну я. (Учительрассказывает о себе.) У меня не очень
большая семья.
Мама - преподаватель русского языка и литературы в
школе. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Папа всю жизнь проработал водителем.
Старший брат живет в другом городе и работает на
известном заводе. Есть племянница, ей уже 16 лет, и она учится в школе.
Я замужем, мой муж работает в нашей же школе.
Дома, в городской квартире у нас нет домашних
питомцев, но зато их много у родителей, в деревне. Есть кот Степан, две собаки
- одна большая кавказская, ее зовут Багира и вторая - простая дворняга, но
очень ласковый, преданный и умный пес Булька. Еще там есть корова, телочка,
гуси, утки и курочки.
Чем я люблю заниматься? Очень люблю читать, ходить к
друзьям в гости, посещать театр и ездить на природу.
Вот вы узнали про мою семью. А теперь покажите ваши
рисунки и расскажите про свои семьи. Кто начнет?
Ребята рассказывают про свои семьи.
Учитель. Ребята, а вы знаете, какой уклад был у семей
в древние времена?
Ребята. Нет.
Учитель. Тогда слушайте.
Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни
огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в
которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне,
так тогда назывались наши предки. Какие, как вы думаете, это были народы?
Ученик. Русский и украинский.
Учитель. Правильно. А также белорусский народ. Теперь
вы знаете, что эти народы одних корней.
Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту,
чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много
работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.
Каждая семья - отец, мать, дети - жила в своей избе
отдельно от других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них
появлялись дети, и все: дети и внуки - жили со своими родителями. Ведь так легче
было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная
семья. Самым главным считался старший член семьи - его все почитали, советовались
с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали
в поле и огороде.
Вот вы сейчас рассказывали про свою семью. А ведь в
семью можно включить еще много людей. Давайте вспомним о них. И вспомните об их
качествах.
Ученик. Бабушки и дедушки. Это родители наших мам и
пап. Мои дедушка с бабушкой очень заботливые. Они всегда ждут меня в гости,
делают подарки и внимательно следят за моей жизнью.
Ученица. А есть еще тети и дяди. Это братья и сестры
наших пап и мам. Мои дядя с тетей относятся ко мне, как к родному человеку.
Всегда очень внимательны.
Ученик. Ау меня еще есть прабабушка и прадедушка. Это
уже дедушка и бабушка моих родителей. Они очень добрые.
Ученица. А еще есть племянники и племянницы. Это дети
братьев и сестер наших родителей. Мои двоюродные и троюродные братья и сестры.
Нам очень весело вместе.
Учитель. Правильно. Если подумать, можно еще много
вспомнить родственников. И ко всем нужно относиться с уважением. Ведь это ваши
родные люди, ваша семья.
А теперь мы сделаем общий семейный портрет.
Давайте повесим ваши рисунки вот на этот стенд.
Молодцы! Красиво получилось. Но это еще не все.
Помните, я вас просила принести фотографии членов вашей семьи. Вот эти фотографии.
Давайте рядом с вашими рисунками поместим фотографии.
Ребята вешают рисунки и фотографии.
Учитель.Здорово! Теперь наши папы и мамы, сестрички и братишки будут рядом с
нами даже в школе. Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
Ученица. В какой-то степени можно. Мы должны друг к
другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Учитель. Очень правильно сказала. Я тоже надеюсь, что
наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить
любовь и взаимопонимание.