Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 25.11.2024, 13:08:39
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

“Мудрые сказки большого писателя” (по сборнику А. Платонова “Волшебное кольцо”)
30.10.2010, 15:23:49

Цель: Познакомить учащихся со сказками А. Платонова из сборника "Волшебное кольцо”, выявить их художественное своеобразие, развивать умение работать с текстом, обобщать, делать выводы.

Оборудование: Портрет Андрея Платонова, иллюстрации учащихся к сказкам писателя.

Предварительное задание: Классу – прочитать 3-4 сказки из сборника А. Платонова "Волшебное кольцо”, начертить в читательских дневниках сюжетные линии сказок, выписать из сказок мудрые изречения, звучащие, как пословицы; творческой группе – подготовить викторину "Узнай моего героя”.

Ход урока

Подготовка к восприятию темы. Слово учителя. На прошлых уроках мы анализировали сказку талантливого русского писателя ХХ века Андрея Платоновича Платонова "Волшебное кольцо”. Но он автор не одной сказки, а целого сборника с таким названием. Вы, наверное, заметили, что сказки этого писателя похожи на русские народные сказки, и это не случайно. Именно к народному творчеству писатель обращается после Великой Отечественной войны, чтобы найти истоки нравственности и силы русского народа, выстоявшего в столь жестоких испытаниях. В основу сборника "Волшебное кольцо” легли сказки, записанные на его родной воронежской земле знаменитым собирателем фольклора А. Афанасьевым. В этих сказках для писателя как бы воскресали из далекой древности ум, душа и язык русского народа. Извечная народная мудрость воплотилась и в сказках, по-своему пересказанных А. Платоновым.

Какие сказки вошли в сборник "Волшебное кольцо”? ("Иван-чудо”, "Безручка”, "Чудесный мальчик”, "Волшебное кольцо”, "Иван Бесталанный и Елена Премудрая”, "Умная внучка”, "Морока”, "Финист- Ясный сокол”, "Солдат и царица”).

Восприятие темы. Пересказ понравившихся сказок. Какие из этих сказок вам удалось прочитать? Передайте краткое содержание наиболее понравившихся.

Давайте попытаемся выявить то общее, что объединяет сюжеты этих сказок.

С чего, как правило, начинаются сказки? Кто является главными героями? Какую жизнь они ведут?

Что служит завязкой, тем событием, которое определяет дальнейшее действие?

Через какие испытания проходят герои? С помощью чего они преодолевают препятствия?

Как заканчиваются эти сказки?

Итак, мы выяснили, что почти все сказки А. Платонова имеют сходное построение, которое можно показать с помощью следующего плана:

1.Трудная жизнь героев.

2. Добрые дела.

3. Испытания героев (обладание чудесной силой, любовь, власть).

4. Достойное преодоление трудностей (с помощью собственных сил – ума, смекалки, доброты; с помощью волшебства).

5. Торжество справедливости.

Андрея Платонова привлекают прежде всего те народные сказки, в которых идет очень острая, бескомпромиссная борьба добра со злом. Известный писатель Сергей Залыгин в статье об Андрее Платонове пишет: "Нет в сказках Платонова лисиц, медведей и зайцев, которые в поте лица добывают людям справедливость и счастье, люди добывают их сами, собственным разумением: настойчивостью, жертвами, смекалкой…”. Попытаемся убедиться в справедливости слов исследователя, обратившись к характеристике главных героев.

Характеристика главных героев сказок. Давайте вспомним, кто является главными героями сказок Платонова. Для этого поиграем в викторину "Узнай моего героя”. (Подготовленные учащиеся читают характеристики главных героев, остальные отгадывают их и называют сказки).

·        Кто был сыном царевны и пастуха, обладал даром предвидения, из любого положения мог найти выход? (Евсей – "Чудесный мальчик”).

·        Кто родился в темном лесу, рос не по дням, а по часам, ради матушки родимой сумел достать молоко диких зверей? (Иван – "Иван-чудо”).

·        Кто должен был от жены своей прятаться? (Иван Бесталанный – "Иван Бесталанный и Елена Премудрая”).

·        Кто, в поисках любимого, три пары башмаков железных износил, три посоха чугунных об траву истер, три хлеба каменных изглодал? (Марьюшка – "Финист – Ясный Сокол”).

·        У кого из-за любви к сыну руки выросли? (Безручка – "Безручка”).

·        Кто мог превращаться в птицу? (Елена Премудрая – "Иван Бесталанный и Елена Премудрая”. Финист- Ясный Сокол из одноименной сказки).

·        Кому пришлось на время стать сапожницей?(Царица – "Солдат и царица”).

Конкурс смекалистых. Герои сказок Платонова часто решают непростые задачи, отгадывают мудреные загадки, выполняют невыполнимые задания. Проверим, сумеете ли вы решить те же загадки. От каждой творческой группы приглашается по одному человеку. Учащимся предлагаются загадки из сказок, записанные на карточках.

Карточка 1. Как решила умная внучка следующие загадки царя: "Что всего на свете сильней и быстрей?”, "Что всего на свете жирней?”, "Что всего мягче?”, "Что всего милее?” ("Умная внучка”)? (Ветер, земля, рука, сон).

Карточка 2. Как выполнила умная внучка следующее задание царя: "Пусть твоя внучка явится утром ко мне – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, да и не без подарочка?” ("Умная внучка”)? (Дуня явилась верхом на зайце, одетая в рыбацкую сеть, с перепелкой в руках).

Карточка 3. Реши загадки, данные солдату Ивану царем Агеем: "Сколько свет велик? Сколько от земли до неба вышины будет? Сколь морская глубина глубока?” ("Морока”). (Свет не очень велик, в двадцать пять часов без малого его солнышко обходит; от земли до неба недалеко – там стучит – здесь слышно; очень глубока, мой дед утонул, тому уже сорок лет, и теперь его нет).

Что же объединяет всех главных героев сказок Платонова? Да, действительно, всех их объединяет стремление к справедливости, желание добиться счастья прежде всего с помощью собственных сил, высоких душевных качеств. Иван Бесталанный помогает щуке, воробью, бедной девушке; Иван-Чудо спасает царскую дочь, победив чудище трехголовое; Семен ("Волшебное кольцо”) спасает от издевательств собаку, кошку, змею; Безручка помогает воинам, утешает больных и умирающих, с мечом в руках борется с врагами. Бескорыстные, добрые дела, добро, отданное другим, возвращается затем к этим героям. Не даром Семен в сказке "Волшебное кольцо” говорит: "Добро, мама, из добра явилось”.

Работа над языком сказок Платонова.

На что похоже выражение "Добро из добра явилось”? (На пословицу). Подобных мудрых изречений очень много на страницах сказок А. Платонова, их еще называют афоризмами. Назовите афоризмы, мудрые мысли, звучащие, как пословицы, которые вы выписали из сказок писателя.

Аукцион афоризмов. Учащиеся соревнуются, кто больше всех назовет цитат-афоризмов из текстов. Например: "Чего ничем нельзя одолеть, то можно одолеть работой” ("Иван-Чудо”), "Талант не кладется и не дарится, а самим человеком добывается”, "Сильна хитрость ума, а добро сильнее хитрости, добро и тварь помнит” ("Иван Бесталанный и Елена Премудрая”), "Кого любишь, того и калечество не портит”, "Несчастье, хоть и живет на свете, да нечаянно, а счастье должно жить постоянно” ("Безручка”) и т.п.

Выводы по уроку: Итак, сегодня на уроке мы познакомились со сказками А. Платонова, включенными им в сборник "Волшебное кольцо”; обратили внимание на то, что писателя интересуют прежде всего такие сюжеты, в которых идет острая борьба добра со злом, его героями чаще всего являются сироты, обездоленные люди, которые своими силами добывают себе счастье; сказки написаны мудрым, афористичным языком. Все эти качества характерны и для других произведений удивительного русского писателя Андрея Платонова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint, урок русской литературы в школе, грамотнос, русская литература, для учителя
Просмотров: 4262 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0