Вид занятия: Восприятие искусства. Форма, пропорции, конструкция (пропорции тела человека).
Цель: Познакомить школьников с тем, как происходит
анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения фигуры человека,
объемной формы.
Задачи:
- Расширение представления учащихся об истории развития изобразительного искусства (поиск законов гармонии и красоты);
- Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон», «набросок»;
- Формировать умение выполнять в разных ракурсах наброски человека с натуры, по памяти и представлению;
- Сформировать представление о мультипликации, о художниках мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильма;
- Развивать творческую и познавательную активность учащихся;
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству;
- Развивать образное представление, фантазию;
- Эмоционально разрядить, завуалировать сложную для обучения тему.
Оборудование для учителя: тематические иллюстрации,
фотографии, открытки, методическое таблицы с изображением пропорций
фигуры человека, его скелета, пропорций людей с разным типом
телосложения, мультипликация человека.
Литературный ряд: загадки для детей.
Оборудование для учащихся: карандаши простые, цветные, акварель, гелевые ручки, гуашь, маркеры, бумага для рисования.
Ход урока
1) Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Сообщение целей урока.
2) Изучение нового материала.
А) Беседа о мультипликации. Демонстрация пособия «мультипликация человека».
Урок начинается с чтения загадок о сказочных героях мультипликации и литературы.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит.)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон )
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красивую ей подарила
Девочка имя забыла свое
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)
Она красива и мила,
А имя её от слова «зола». (Золушка.)
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш… (Малыш.)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Тримедведя.)
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? (Буратино.)
Наверное, многие из вас, сами того не подозревая, занимались
мультипликацией, когда рисовали на полях альбома или тетрадки смешного
человечка в различных последовательных моментах движения — по человечку
на каждой странице. А потом, быстро перелистывая страницы, можно было
увидеть оживающего человечка.
Мультипликация (от лат. «умножение») — это вид
искусства, в основе которого лежит оживленный кинематографическим
способом рисунок или скульптурное изображение (кукла).
Мультфильм состоит из целого ряда кадриков-фотографий
последовательных моментов, фаз движения (к примеру, человека, птицы).
При показе пленки со скоростью 24 кадра в секунду неподвижные кадры-фазы
оживают и создают впечатление непрерывного живого движения.
Над каждым мультфильмом трудится целый коллектив художников
(художники-мультипликаторы, художники-постановщики драматурги,
режиссеры, музыканты, композиторы и др.). Когда персонаж должен, к
примеру, произнести определенный звук, художник рисует герою то
положение губ, которое этому звуку соответствует в действительности. А
ведь в мультфильме на экране обычно двигается не один, а сразу несколько
героев, и каждый двигается по-разному.
Представьте ребята, какой это трудоемкий процесс — изготовление мультфильмов!
Б) Беседа о пропорциях, конструктивно-анатомического строении фигуры человека, объемной формы.
Сегодня на уроке каждый из вас превратиться в художника-мультипликатора.
Итак, дорогие мультипликаторы, от киностудии «Союзмультфильм» к нам
поступил заказ. Обязательным условием, которого является мультипликация
человека. Он может жить и учиться по соседству, а может существовать в
мире сказок, рассказов — быть литературным героем.
Рисование фигуры человека облегчает знание пропорций тела, его анатомии. В различные времена у разных народов создавались так называемые каноны.
На магнитную доску крепится плакат-памятка и примеры канонического
искусства Древнего Египта, Древней Греции, таблицы с изображением
пропорций фигуры человека, его скелета, пропорций людей с разным типом
телосложения.
ПРОПОРЦИЯМИ называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между разными объектами.
КАНОН (от греческого — правило, предписание) — свод
правил и законов, которыми должен руководствоваться художник при
построении рисунка.
НАБРОСОК — изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом или техникой.
Школьникам сообщаются и демонстрируются элементарные сведения о
строении и пропорциях фигуры взрослого человека и ребенка. И дело не
только в том, что фигура человека является одним из наиболее сложных и
совершенных объектов природы, но и в том, что люди, имея одинаковое
общее строение, значительно отличаются друг от друга возрастными
пропорциональными особенностями, индивидуальными качествами, что
обусловлено физическими данными их развития.
Поиск пропорции в изображении фигуры человека являемся сложной
задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных
эпох и культур.
В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры
был разработан специальный канон — то есть такая система пропорции
человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по
частям определить целое.
Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.
Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые
наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа
или росписи. Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по
размеру. Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы и
научиться вписывать в них изображение, пользуясь сеткой-таблицей.
Вопросы учащимся:
Что в изображении фигуры человека (Др. Египет) вам кажется неестественным? (Положение рук, ног; нет объема; неестественные позы).
В дальнейшем проблему пропорции решали ваятели и живописцы Древней
Греции. Они тщательно изучали пропорции человека и внешней формы тела в
движении. В разработанном ими каноне пропорций единицей измерения
служила голова.
Каким изображали человека Древние Греки? (Прекрасным, показывали красоту физическое совершенство человека).
Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера
эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Боттичелли, Микеланджело.
Духовная и физическая красота человека — главная тема творчества
художников и скульпторов эпохи Возрождения.
Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции
маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У
взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его
роста, а у ребенка четырех-пяти лет — 1/4 или 1/5 часть.
У подростков величина головы примерно шесть раз укладывается в длине тела.
Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая
фигуру пополам, проходит через начало бедер, то есть длина ног человека
равняется половине его роста. Концы пальцев опущенной руки взрослого
человека, когда он стоит, приходятся обычно чуть ниже середины бедра.
Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны
между собой.
У каждого человека свои характерные пропорции.
Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры.
Полезно передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас.
На доске учитель рисует схему-каркас человеческого тела.
С помощью таких человечков легко передать любое движение. Сначала
рисуем как бы проволочной скелет, а затем превращаем его в человека,
наращиваем объем.
Для показа изображения фигуры человека учащимся демонстрируются
наброски с фигуры человека Репина, Серова, Рембрандта, Леонардо да Винчи
и др. известных мастеров, где фигура человека показана полностью,
достаточно хорошо просматривается и ее можно проанализировать.
Проводится анализ картин (Ф. Решетников «Опять двойка», Л. Н.
Кириллова «Счастье» и других). Во время беседы учитель обращает внимание
на выразительность сюжета, ясно читаемое содержание изображаемой сцепы,
на художественные достоинства картины. Разбираются подробно характерные
позы, движения, разница пропорций фигур у детей и взрослых.
3) Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся.
По плану:
1 этап деятельности — композиционное решение.
- Учащимся предлагается изобразить любую композицию на тему: «Мультипликационные герои».
- Обдумывание замысла, создание эскиза компоновки, лист делится на части-кадры.
- Определение главных и второстепенных элементов композиции.
- Легкая разметка — компоновка рисунка в выбранном формате кадра.
2 этап деятельности — цветовое решение, которое должно быть в характере героя, в контрастных или близких цветах, теплых или холодных.
Работа учителя:
- следить за последовательностью ведения работы;
- воспитывать аккуратность при выполнении рисунка;
- индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.
4) Подведение итогов урока, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности.
Экспресс-просмотр рисунков, анализ удачных работ. Анализ проводится в соответствии с требованиями к работе:
- анатомически верный рисунок;
- соблюдаются пропорции;
- удачная передача движения;
- проработаны мелкие детали;
- общая выразительность, завершенность, аккуратность;
- удачный выбор техники.
|