Тип урока:
Урок усвоения новых знаний (лекционное занятие - школьная лекция - с
элементами индивидуальной работы учащихся). I. Цель урока ·
Познакомить с молекулярными основами возникновения изменений в
генетическом материале и их связи с принципами хранения, передачи и
реализации наследственной информации, строением и ролью нуклеиновых
кислот.
· Продемонстрировать успехи современной науки в решении вопросов,
связанных с расшифровкой наследственной информации и пути использования
этих знаний в решении прикладных задач (формирование естественнонаучной
картины мира).
· Формировать навыки решения биологических задач, имеющих математическую
или логическую основу (расчетные задачи).
II. Основная воспитательная задача · Формирование
естественнонаучной картины мира на основе современных данных и теорий
молекулярной биологии, углубление основных понятий курсов биологии,
экологии, химии на основе представлений о роли изменений в
биоорганических молекулах.
III. Комплексные задачи урока А. Образовательные задачи. ·
Актуализировать знания о молекулярных основах хранения, передачи и
реализации наследственной информации, строении и роли нуклеиновых кислот
в этих процессах.
· Сформировать представления о формах, уровнях и механизмах мутационной
изменчивости, рассмотреть современное состояние среды обитания человека с
точки зрения мутагенной загрязненности.
Б. Воспитательные задачи урока. · Развитие познавательного интереса
при привлечении информации (и способов ее усвоения и применения) из
разных областей естественных наук.
В. Развивающие задачи. · Развивать навыки работы с разными видами
информации и способами ее предъявления.
· Продолжить работу над применением навыков решения математических и
логических задач в молекулярной биологии (расчеты длины и молекулярной
массы биополимеров, задачи на использование принципа комплементарности).
· Актуализировать навыки навигации по компьютерному курсу «Открытая
биология» Автор Д.И. Мамонтов и возможностям его использования в учебном
процессе.
IV. Учебное оборудование Модель ДНК; модель-аппликация «Синтез
белка». Компьютер с мультимедийным проектором (большим монитором). V.
Структура урока Краткий план занятия: Занятие
рассчитано на один академический час в кабинете биологии с одним
компьютером (оптимальный вариант - с мультимедийным проектором). 1.
Организационный момент - 2 минуты.
2. Актуализация знаний о нуклеиновых кислотах как биополимерах,
принципах взаимодействия биомолекул. Повторение теоретического
материала, работа с интерактивными моделями компьютерного курса
«Открытая биология» Комплементарность нуклеотидов, Строение хромосомы,
Репликация ДНК, Транскрипция, Синтез белка - 8 минут.
3. Изучение нового материала - понятие мутаций, мутагенные факторы,
классификация мутаций (школьная лекция, ведущий предмет - биология,
изучение теоретического материала в сочетании с индивидуальной и
фронтальной работой учащихся) - 12 минут.
4. Решение расчетных задач (распечатанные задачи) - 10 минут;
5. Закрепление знаний по изученной теме (работа с учебным материалом,
комментирование рисунков и моделей Комплементарность нуклеотидов,
Транскрипция 4-7 минут.
6. Домашнее задание - 2-3 минуты.
Подробный конспект занятия. 1. Организационный момент -
пояснение цели урока, его места в изучаемой теме, особенностей
проведения.
2. Актуализация знаний о нуклеиновых кислотах как биополимерах,
принципах взаимодействия биомолекул. В ходе актуализации знаний в форме
беседы важно вспомнить особенности состава нуклеиновых кислот как
биополимеров (мономеры, виды нуклеиновых кислот, их роль в хранении,
передаче и реализации наследственной информации), работа с интерактивной
моделью. Целесообразно осуществить комментированный разбор
интерактивных моделей компьютерного курса «Открытая биология» Комплементарность
нуклеотидов, Строение хромосомы, Репликация ДНК, Транскрипция,
Синтез белка.
3. Изучение нового материала - понятие мутаций, мутагенные
факторы, классификация мутаций (школьная лекция, ведущий предмет -
биология) Ключевые понятия этапа урока: мутации, мутагенные факторы;
классификация мутаций. При работе с первым термином (мутации)
возможно применение таких приемов работы с определениями: А)
Переформулировка определения по заданному алгоритму: На доске записано
базовое определение, например: «Мутация - внезапно возникающее
естественное или вызываемое искусственно стойкое изменение
наследственных структур, ответственных за хранение наследственной
информации и передачу ее от клетки к клетке и от предка к потомку»
(Современный словарь иностранных слов. - СПб.: «Дуэт», 1994. - 752 с. -
С. 399). Предлагается в определении выделить ответы на вопросы алгоритма
Цицерона и дописать ответы на те вопросы, которые не «разрешены»
определением (в таком виде):
|
Что? _____________________________
Где? _____________________________
Когда?
_____________________________
Как? _____________________________
Чем?
_____________________________
Почему? _____________________________
Зачем?
_____________________________
|
| |
Б) Анализ построенного по заданному алгоритму определения: На доске
записано базовое определение, в виде, например, такой таблицы:
|
Мутации
Что? стойкие дискретные (прерывчатые) изменения
Где? в
наследственном аппарате (отдельных генах, участках хромосом или в
наборе хромосом в целом),
Когда? внезапно возникающие
под действием химических, физических или биологических факторов
(мутагенов)
Как? и вызывающие изменения признаков и
свойств организма через изменения в свойствах кодируемых генами
продуктов (прежде всего - белков).
Зачем? Наследуясь в
ряду поколений (от клеток к клеткам, от предков к потомкам), М. являются
основой наследственной изменчивости как фактора эволюции,
Почему? поставляющего
материал для естественного (и искусственного) отбора и повышающего
полиморфизм (генетическое разнообразие) природных популяций.
|
| |
(заранее заготовленной и выведенной на экран с компьютера, распечатанной
на бланке урока для каждого ученика или написанной на задних «крыльях»
доски), его разбирают и комментируют в ходе беседы, давая попутно
пояснения всем встречающимся понятиям. В) Формулировка определения
«глазами» разных специалистов: На доске записано базовое определение,
например, приведенное выше. Предлагается сразу или в ходе урока
сформулировать определение мутации с точки зрения биолога, химика,
эколога, с позиции рядового обывателя (или определенных групп -
религиозных, политических, социальных - с учетом контингента класса и
его готовности к игровым, ролевым моментам на «серьезном» уроке). При
работе с термином мутагена (мутагенный фактор) достаточно на
этом этапе урока ограничиться констатацией основных групп мутагенов
(физические, химические, биологические), и указать на роль биологических
мутагенов (вирусов) в формировании онкологических заболеваний
(механизмы действия химических и физических мутагенов будут рассмотрены
дальше). Изучение классификации мутаций осуществляется при
помощи серии схем, выводимых на экран или распечатанных на бланке урока.
|
Мутации По природе изменений
Генные (выпадение, замена или вставка нуклеотидов ДНК) Хромосомные
(изменение структуры хромосом) Геномные (изменение числа
хромосом):
Кратное изменение: 2n
- 4n, 6n, 8n полиплоидия Потеря
или добавление отдельных хромосом 2n ± 1 (2,
3…) сомии
По месту возникновения
Соматические (в клетках тела, не влияют на гаметы)
Генеративные
(в гаметах, передаются потомкам)
|
| |
Таблица может заполняться учениками в ходе лекции, наполняясь
приведенными примерами.
4. Решение расчетных задач (распечатанные задачи) Для начала
работы можно предложить, например, такое задание: Борис Бурда,
известный игрок одесской команды клубов «Брейн-ринг» и «Что? Где?
Когда?», придумал забавную игру, названную им «Траверси». Берется
фрагмент известного литературного произведения, и все имена героев в нем
заменяются на имена других литературных или исторических персонажей. Идя
по пути выдающегося интеллектуала, можно придумать, например, такой
фрагмент: «И услышали голос Гена, ходящего в ядре во время прохлады дня,
и скрылся Фермент и РНК его от лица Гена между органоидами. И воззвал
Ген к Ферменту; и сказал Ген Ферменту: Где ты?... не ел ли ты субстрата,
которого Я запретил тебе есть?» Фермент сказал: «РНК моя, которую ты
мне дал, она дала мне сродство с субстратом, и я ел». И сказал Ген РНК:
«Что ты это сделала?» РНК ответила: «Мутаген обольстил меня...»
1. Указать источник приведенной «траверси»
2. Указать, чему соответствуют в оригинале: Ген -___, Фермент - ____,
РНК- ____, Субстрат -____, Мутаген -____.
3. О каком типе РНК говорится во фрагменте?
4. Какой тип мутаций (по природе изменений) упоминается?
5. Придумайте свой вариант «траверси» (домашнее задание). Для
лучшего знакомства с генными (точковыми) мутациями актуализируются
свойства генетического кода.
6. Какое свойство генетического кода иллюстрирует фраза: ВОТЛЕСДУББУКИВЫБЫЛПАЛДЫМШЕЛТРИДНЯ
(для облегчения чтения фразы выдели скобками отдельные кодоны).
7. Очень ли изменится смысл фразы, если произойдет замена 11-й буквы У
на А?
8. Как изменится смысл фразы, если произойдет выпадение 4-й буквы?
(снова отметь триплеты скобками): ВОТЛЕСДУББУКИВЫБЫЛПАПДЫМШЕЛТРИДНЯ
9. Сделай вывод о последствиях выпадения, нуклеотидных пар ДНК, замены
или вставки. Далее решаются сами задачи (индивидуально - на бланке
или по условию на доске и таблице генетического кода или фронтально).
5. Закрепление знаний по изученной теме. Комментирование
рисунков и моделей Комплементарность нуклеотидов, Транскрипция,
Разрушение озонового слоя из компьютерного курса «Открытая биология»,
выполнение тестовых заданий - фронтально или с выводом на экране).
6. Домашнее задание
|