Цель урока: расширение знаний русской музыкальной
культуры. Знакомство с весенними традициями русского народного
календарного года, с жанром русского фольклора песнями-веснянками.
Задачи:
- воспитание любви к родной земле, к истории своего народа;
- пробуждение интереса к русскому фольклору;
- совершенствование уровня исполнения народных песен;
- закрепление навыков игры на народных инструментах;
- развитие творческих способностей, фантазии и воображения.
Ход урока
Уч. Сегодня мы познакомимся с весенним праздником «Закликание весны».
Звучит пьеса «Январь» П.И.Чайковского (1 мин).
Уч. Долго длится зимняя пора в России.… Уже
пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям
слушать завывание вьюг да метелей, все мечтают о том, как прогонят,
лютую стужу. Со светлой надеждой люди ждут прихода весны. Наконец она
приходит, но робки и неуверенны ее первые шаги: то и дело зима дает о
себе знать, не желает расстаться с былым могуществом. И вот, чтобы
приблизить радостную пору весеннего обновления, люди с давних времен
совершали обряд – закликание Весны (звали Весну). Песни, которыми
закликали Весну, назывались закличками.
Благослови, мати, Весну закликати,
Весну закликати, Зиму провожати.
Пусть Зима уходит впрок,
Весну пустит на порог.
Выходит Весна и Зима.
Уч:
С Весною Зима повстречалася,
О здоровьице справлялася.
Весна: Ой, здорова будь Зима снежная!
Зима:
Бью челом тебе, Весна теплая.
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя величают все,
Меня, Зимушку проклинают все?
Весна:
Потому что ты больно лютая
И холодная, и голодная.
Я же теплая и приветливая.
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Была ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе из гостей уходить?
Уч: В старину говорили, песни – веснянки зиму
замыкают. Ребята, попрощаемся с Зимой и исполним песню « Весняночка».
Уч: Много было русским народом сочиненно песен,
игр, считалок, прибауток, а так же и пословиц. Я приготовила пословицы,
соберите их (мозаика, работа в паре).
Не по дням, а по часам менялась природа. Дыхание весны узнавали по
приметам.
4 марта приходил Тимофей-весновей. «Тимофей теплом веет, как не
хмурься, а весной веет».
Гром в марте – к плодородию, частые туманы – к дождливому лету.
А знаете ли Вы, что 13 марта в народе называют Василий-капельник, в
теплый полдень со всех сторон сосульки плачут. Тает снег, капает с
крыш. В народе на Руси считалось, что талая вода из мартовского снега
целебна и помогает от всех болезней.
Чтение пословиц.
«Март снегом сеет и солнцем греет».
«Нет в марте воды, нет в апреле травы».
«Птица рада весне, а младенец матери».
«Февраль силен метелями, а март – капелью».
Уч: 14 марта – праздник Евдокии – весновки,
совпадает с Новым Годом по календарю Древней Руси. Приметы: день ясный
на Евдокию – быть урожаю на грибы, огурцы, ягоды. На Евдокию снег –
быть общему урожаю. В этот день впервые пели песни-заклички, играли,
веселились.
Гори солнце ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Игра «Горелки»
Дети встают в хоровод и исполняют песню
Гори, гори ясно,
Чтобы не угасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги-дон, диги-дон,
Выбегай из круга вон!
Уч: О приближении весны возвещают птицы, которые
возвращаются из дальних стран к себе на Родину. И одним из первых, кто
своими переливчатыми трелями заставляет пробудится природу, от зимнего
сна – жаворонок. Послушайте, как передал в музыке песню жаворонка
П.И.Чайковский.
Звучит пьеса «Песня жаворонка».
Это вокальное или инструментальное произведение? (Инструментальное)
Какой инструмент прозвучал? (Фортепиано)
Какое настроение передает музыка? (грустное, задумчивое, радостное,
счастливое).
Менялось ли настроение? (Да)
Определите форму построения произведения (трех частная).
22 марта – главный день весны, день весеннего солнцестояния, а еще
его называют день весеннего равноденствия! День равен ночи. По народному
календарю прилетают 40 разновидностей птиц. В этот день в старину в
каждом доме пекли из теста «жаворонков», а если не было теста, делали
из глины. Мы будем делать из бумаги (дома дети делают заготовки, детали
птички).
- нанести клей на «туловище» птички;
- вставить хвост;
- склеить;
- нанести клей на «крылья», приклеить;
- приклеить клюв, глазки.
Разучивание песни – заклички.
Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную,
Принесите нам!
Дети берут в руки «птичек» и исполняют песню.
|