Цели по содержанию урока:
Образовательная:
- Сформировать у детей представление о космосе,
через музыку А.Н.Скрябина, Э.Н.Артемьева, картины
Чюрлёниса, поэзию русских поэтов.
- Выявить особенности музыки Э.Н.Артемьева и
живописи М.Чюрлёниса.
- Познакомить с понятием "сонорика”, "мозаика”,
"синтезатор”.
Развивающая:
- Развивать умение соотносить содержание
произведения изобразительного искусства и
музыкального произведения.
- Способствовать развитию умения сравнивать и
обобщать.
- Способствовать развитию воображения учащихся.
- Продолжить формирование слушательского и
исполнительского опыта.
Воспитательная:
- Средствами искусства воспитывать у ребят
эстетический вкус, уважительное отношение к
великой музыке, композиторам, к русскому
искусству.
Методы: объяснительно – иллюстративный,
частично-поисковый, репродуктивный
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная.
Наглядные средства обучения:
мультимедийная презентация, видеомагнитофон,
телевизор, музыкальный центр
ТСО: компьютер, мультимедийная аппаратура,
видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр,
фонограммы: "Мозаика” Э.Артемьев, "Трава у
дома” В.Мигуля, видеофрагмент "Прометей”
А.Скрябин, презентация "Быть может вся природа –
мозаика цветов”
Ход урока
Слайд 2. Учитель читает Эпиграф к уроку "Мы
видим, мы слышим
Как светят нам солнца,
Как дышат нам блики
Нездешних миров…”
(К.Бальмонт)
У – Человека издавна влекли к себе высокое
небо, далёкие звёзды, загадочные дали космоса,
вселенной. Уже в древности русский народ мечтал о
полётах, и потому в сказках возникали образы
героев, которые могли летать.
У – Назовите их.
Слайд №3 (ответы детей)
У – Это Баба-Яга, которая летала на помеле и в
ступе, Иван-Царевич, парящий на ковре-самолёте,
Иванушка-дурачёк – на коньке-Горбунке.
Слайд №4
Начиная с ХIХ века о полётах на другие планеты,
пришельцах из космоса, космических войнах
рассказывали писатели-фантасты: Жюль Верн,
Генрих Уэльс, Александр Беляев, братья
Стругацкие и другие.
А в ХХ веке был запущен первый космический
корабль с человеком на борту.
У– Назовите, когда произошло это событие?
Д – 12 апреля 1961 г.
У – Назовите имя первого космонавта?
Д – Ю.А.Гагарин
Слайд№5
У – Воображение композиторов, писателей,
художников не могло остаться равнодушным к
чарующим красотам звёздного неба.
С музыкой одного из таких композиторов мы уже
познакомились. Его называли русским фантастом и
мечтателем вселенс?их масштабов.
У – Посмотрите видеофрагмент и назовите
его композитора.
(дети смотрят видеофрагмент "Прометей”
А.Н.Скрябина)
Слайд №6
Д – Это русский композитор А.Н.Скрябин
Слайд №7
У – С каким произведением познакомились?
Д – Симфоническая поэма "Прометей”
Слайд №8
У – В чём необычность этого произведения?
Д – Композитор соединил музыку с цветом, так
появилась "цветомузыка”. Музыка обладает
яркими красками, динамичностью, острым ритмом,
вызывает в воображении космические картины,
образ бесстрашного Прометея.
У – Музыка А.Н.Скрябина увлекает и
захватывает слушателей героически-волевыми
красками, огромным накалом чувств. Слушая его
произведения, невольно напрашиваются такие
определения, как "ослепительный”,
"лучезарный”, "пламенный”. С появлением
электромузыкальных инструментов, синтезаторов,
значительно расширились возможности создания
музыки, в которой композиторы запечатлевали
образы других, внеземных цивилизаций.
Сегодня наша встреча с современным русским
композитором Эдуардом Николаевичем Артемьевым.
Слайд №9
У – В своём творчестве он обращается к
разным сторонам жизни. Есть у него произведения,
в которых он создаёт образ Вселенной, используя
при этом новые краски, тембры и ритмы музыки.
Широко известны его композиции к фильмам
режиссёров А.Тарковского ("Солярис”,
"Сталкер”), Н.Михалкова ("Утомлённые солнцем”,
"Сибирский цирюльник”) и др.
Одно из произведений Э.Артемьев назвал
"Мозаика”
Слайд№10
У – Что в вашем понимании "мозаика”?
Д – Это яркие цветные стёкла, собранные в
какой-то рисунок или узор.
У – Слово "мозаика” – с латинского означает
"посвящённое Музам”.
В изобразительном искусстве мозаика – это
изображение или орнамент из простейших цветовых
элементов – кусочков разноцветных натуральных
камней, стекла (смальты).
"Мозаика” Э.Артемьева написана для
инструмента синтезатора.
Слайд №11
У – Знакомы ли вы с этим инструментом?
Д – Это электрический инструмент, который
похож на фортепиано.
У – Это современный музыкальный
инструмент, акустические возможности которого
настолько уникальны, что позволяют передать
красочность и гармонию Вселенной.
В 1960 г. был изобретён первый музыкальный
электронный аппарат АНС, названный в честь
русского композитора конца ХIХ – начала ХХ века.
У– Назовите его имя?
(А.Н.Скрябин)
– Послушайте пьесу "Мозаика” Э.Артемьева.
– Какой образ нарисует музыка?
Слайд №12 (слушание музыки)
Слайд№13
У – Ответьте на вопросы:
1. Какой образ создаёт композитор в пьесе
"Мозаика”?
Д – Это образ пространства, космического
пейзажа, образ Вселенной
2. Какие зрительные представления возникли у
вас?
Д – Странная таинственная среда
непознаваемого мира, удивительные звуки
внеземных цивилизаций.
3. Какие звуковые эффекты использует
композитор?
Д – Гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в
пространстве, блики, пение-звуки, шёпот, эффекты
затухания, отражение, эха…
4. Какую техническую задачу решает композитор?
Д – Естественный голос и тембр преобразован
через синтезатор
5. Почему пьеса названа "Мозаика”?
Д – В произведении композитор раскрыл себя
как архитектор и поэт звука, он показал разные
грани звука, его изменения, как цвета, так и
объёма.
У – Задание: при повторном слушании
постарайтесь определить форму произведения,
особенности каждой её части.
Дети слушают повторно пьесу "Мозаика”
А.Артемьева.
У – На сколько частей можно разделить
произведение?
Д – Вступление, первая и вторая часть
У – Что характерно для каждой части?
Д – Вступление – это многообразие тембров,
калейдоскоп звуков.
I часть – это необычные шумы и звуковые эффекты.
Слайд№14
У – В музыке есть такое понятие как
"сонорика” (от лат. sonorus – звонкий, звучный,
шумный) – вид современной техники музыкальной
композиции. Её специфика заключается в
выдвижении на первый план окраски звучания.
Таким образом, сонорными являются шумы,
звукокрасочные интонации без определённой
высоты.
У – Чем особенна II часть?
Д – Звучание на одном звуке, тембровый
контраст.
У – С чем можно сравнить это произведение?
Д – С мозаикой, витражами.
У – Прочтите стихотворение К.Бальмонта
Слайд№15
(Дети читают): " Быть может, вся природа –
мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?”
У – Как вы понимаете его смысл?
Д – Это размышление над тем, что значит для
нас вся природа, т.е. это многообразие всего, что
окружает нас.
– Дан ли единый ответ, что такое природа?
Д – Конечно нет, это лишь размышление над тем,
что такое природа., как она многообразна.
У – Такую мозаику цветов, образов, красоты
можно увидеть в творчестве литовского художника,
композитора и поэта Микалоюса Константиноса
Чюрлёниса (1875-1911)
Слайд №16
У – Мечта о единении искусств, нашла у
Чюрлёниса, едва ли не лучшее по сей день
воплощение. Во всей мировой живописи
произведения этого мастера занимают особое
место. Лучшие его произведения волнуют именно
своей "музыкальной живописью”.
У – Посмотрите на некоторые из них.
Слайд №17
У – Что необычного в этих картинах?
Д – Яркие краски, необычные пейзажи,
диковинные образы, формы.
У – Земные ли это пейзажи?
Д – Нет, это внеземные цивилизации,
космические панорамы, в которых мир начинает
цвести, сверкать, жить и развиваться.
У – Созвучна ли эта живопись с музыкой
Э.Артемьева "Мозаика”?
Д – Да, та же неземная красота, необычность
образов, оригинальность…
У – Можно ли эти картины назвать мозаикой
космоса?
Д – Да, так как в картинах передано
многообразие цвета и образов внеземных
цивилизаций.
У – Завершим мы наш урок замечательной
песней В.Мигули на слова поэта А.Поперечного
"Трава у дома”, которая была очень популярна в
80-е годы ХХ века, в исполнении группы "Земляне”.
Слайд №18
(Звучит песня)
Слайд№19
(Исполнение песни детьми)
Слайд№20
У – В заключение урока небольшая викторина
по теме урока
1. Назовите сказочного героя побывавшего на
Луне?
Д – (Незнайка)
2. Для какого инструмента написана пьеса
"Мозаика”
Д – (синтезатор)
3. В честь какого композитора был назван первый
советский синтезатор?
Д – (А.Н.Скрябина)
4. Назовите автора пьесы "Мозаика”?
Д – Э.Н.Артемьев
5. Картины какого художника называли
"музыкальной живописью”
Д – (М.К.Чюрлёниса)
6. Назовите исполнителя песни "Трава у дома”
Д – ("Земляне”)
7. Какая тема объединила все произведения
искусства, с которыми познакомились на уроке?
Д – (космос, фантазия, мечта)
У – Можно ли все произведения назвать
"Мозаикой”?
Д – Да, т.к музыка и живопись передали
фантазию авторов о многообразии окружающего
мира, неизведанных космических далях, мечту о
дальних мирах.
У – И закончу я наш урок опять стихами
К.Бальмонта.
Слайд№21
" Быть может, вся природа – мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?”
У – Домашнее задание: 1. В творческой
тетради на развороте "Умей творить из самых
малых крох…” записать свои размышления о
музыкальном образе, возникающем в воображении
под впечатлением от картин М.Чюрлёниса.2.
написать небольшой рассказ, который раскроет
содержанием и особенности музыкального языка
произведения "Мозаика” Э. Артемьева. |