Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:42:20
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Музыка - мозаика цветов
02.06.2011, 11:47:35

Цели по содержанию урока:

Образовательная:

  • Сформировать у детей представление о космосе, через музыку А.Н.Скрябина, Э.Н.Артемьева, картины Чюрлёниса, поэзию русских поэтов.
  • Выявить особенности музыки Э.Н.Артемьева и живописи М.Чюрлёниса.
  • Познакомить с понятием "сонорика”, "мозаика”, "синтезатор”.

Развивающая:

  • Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
  • Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.
  • Способствовать развитию воображения учащихся.
  • Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.

Воспитательная:

  • Средствами искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр

ТСО: компьютер, мультимедийная аппаратура, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, фонограммы: "Мозаика” Э.Артемьев, "Трава у дома” В.Мигуля, видеофрагмент "Прометей” А.Скрябин, презентация "Быть может вся природа – мозаика цветов”

Ход урока

Слайд 2. Учитель читает Эпиграф к уроку "Мы видим, мы слышим

Как светят нам солнца,
Как дышат нам блики
Нездешних миров…”

(К.Бальмонт)

У – Человека издавна влекли к себе высокое небо, далёкие звёзды, загадочные дали космоса, вселенной. Уже в древности русский народ мечтал о полётах, и потому в сказках возникали образы героев, которые могли летать.

У – Назовите их.

Слайд №3 (ответы детей)

У – Это Баба-Яга, которая летала на помеле и в ступе, Иван-Царевич, парящий на ковре-самолёте, Иванушка-дурачёк – на коньке-Горбунке.

Слайд №4

Начиная с ХIХ века о полётах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты: Жюль Верн, Генрих Уэльс, Александр Беляев, братья Стругацкие и другие.

А в ХХ веке был запущен первый космический корабль с человеком на борту.

У– Назовите, когда произошло это событие?

Д – 12 апреля 1961 г.

У – Назовите имя первого космонавта?

Д – Ю.А.Гагарин

Слайд№5

У – Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба.

С музыкой одного из таких композиторов мы уже познакомились. Его называли русским фантастом и мечтателем вселенс?их масштабов.

У – Посмотрите видеофрагмент и назовите его композитора.

(дети смотрят видеофрагмент "Прометей” А.Н.Скрябина)

Слайд №6

Д – Это русский композитор А.Н.Скрябин

Слайд №7

У – С каким произведением познакомились?

Д – Симфоническая поэма "Прометей”

Слайд №8

У – В чём необычность этого произведения?

Д – Композитор соединил музыку с цветом, так появилась "цветомузыка”. Музыка обладает яркими красками, динамичностью, острым ритмом, вызывает в воображении космические картины, образ бесстрашного Прометея.

У – Музыка А.Н.Скрябина увлекает и захватывает слушателей героически-волевыми красками, огромным накалом чувств. Слушая его произведения, невольно напрашиваются такие определения, как "ослепительный”, "лучезарный”, "пламенный”. С появлением электромузыкальных инструментов, синтезаторов, значительно расширились возможности создания музыки, в которой композиторы запечатлевали образы других, внеземных цивилизаций.

Сегодня наша встреча с современным русским композитором Эдуардом Николаевичем Артемьевым.

Слайд №9

У – В своём творчестве он обращается к разным сторонам жизни. Есть у него произведения, в которых он создаёт образ Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки. Широко известны его композиции к фильмам режиссёров А.Тарковского ("Солярис”, "Сталкер”), Н.Михалкова ("Утомлённые солнцем”, "Сибирский цирюльник”) и др.

Одно из произведений Э.Артемьев назвал "Мозаика”

Слайд№10

У – Что в вашем понимании "мозаика”?

Д – Это яркие цветные стёкла, собранные в какой-то рисунок или узор.

У – Слово "мозаика” – с латинского означает "посвящённое Музам”.

В изобразительном искусстве мозаика – это изображение или орнамент из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты).

"Мозаика” Э.Артемьева написана для инструмента синтезатора.

Слайд №11

У – Знакомы ли вы с этим инструментом?

Д – Это электрический инструмент, который похож на фортепиано.

У – Это современный музыкальный инструмент, акустические возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.

В 1960 г. был изобретён первый музыкальный электронный аппарат АНС, названный в честь русского композитора конца ХIХ – начала ХХ века.

У– Назовите его имя?

(А.Н.Скрябин)

– Послушайте пьесу "Мозаика” Э.Артемьева.

– Какой образ нарисует музыка?

Слайд №12 (слушание музыки)

Слайд№13

У – Ответьте на вопросы:

1. Какой образ создаёт композитор в пьесе "Мозаика”?

Д – Это образ пространства, космического пейзажа, образ Вселенной

2. Какие зрительные представления возникли у вас?

Д – Странная таинственная среда непознаваемого мира, удивительные звуки внеземных цивилизаций.

3. Какие звуковые эффекты использует композитор?

Д – Гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в пространстве, блики, пение-звуки, шёпот, эффекты затухания, отражение, эха…

4. Какую техническую задачу решает композитор?

Д – Естественный голос и тембр преобразован через синтезатор

5. Почему пьеса названа "Мозаика”?

Д – В произведении композитор раскрыл себя как архитектор и поэт звука, он показал разные грани звука, его изменения, как цвета, так и объёма.

У – Задание: при повторном слушании постарайтесь определить форму произведения, особенности каждой её части.

Дети слушают повторно пьесу "Мозаика” А.Артемьева.

У – На сколько частей можно разделить произведение?

Д – Вступление, первая и вторая часть

У – Что характерно для каждой части?

Д – Вступление – это многообразие тембров, калейдоскоп звуков.

I часть – это необычные шумы и звуковые эффекты.

Слайд№14

У – В музыке есть такое понятие как "сонорика” (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – вид современной техники музыкальной композиции. Её специфика заключается в выдвижении на первый план окраски звучания. Таким образом, сонорными являются шумы, звукокрасочные интонации без определённой высоты.

У – Чем особенна II часть?

Д – Звучание на одном звуке, тембровый контраст.

У – С чем можно сравнить это произведение?

Д – С мозаикой, витражами.

У – Прочтите стихотворение К.Бальмонта

Слайд№15

(Дети читают): " Быть может, вся природа – мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа – лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?”

У – Как вы понимаете его смысл?

Д – Это размышление над тем, что значит для нас вся природа, т.е. это многообразие всего, что окружает нас.

– Дан ли единый ответ, что такое природа?

Д – Конечно нет, это лишь размышление над тем, что такое природа., как она многообразна.

У – Такую мозаику цветов, образов, красоты можно увидеть в творчестве литовского художника, композитора и поэта Микалоюса Константиноса Чюрлёниса (1875-1911)

Слайд №16

У – Мечта о единении искусств, нашла у Чюрлёниса, едва ли не лучшее по сей день воплощение. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей "музыкальной живописью”.

У – Посмотрите на некоторые из них.

Слайд №17

У – Что необычного в этих картинах?

Д – Яркие краски, необычные пейзажи, диковинные образы, формы.

У – Земные ли это пейзажи?

Д – Нет, это внеземные цивилизации, космические панорамы, в которых мир начинает цвести, сверкать, жить и развиваться.

У – Созвучна ли эта живопись с музыкой Э.Артемьева "Мозаика”?

Д – Да, та же неземная красота, необычность образов, оригинальность…

У – Можно ли эти картины назвать мозаикой космоса?

Д – Да, так как в картинах передано многообразие цвета и образов внеземных цивилизаций.

У – Завершим мы наш урок замечательной песней В.Мигули на слова поэта А.Поперечного "Трава у дома”, которая была очень популярна в 80-е годы ХХ века, в исполнении группы "Земляне”.

Слайд №18

(Звучит песня)

Слайд№19

(Исполнение песни детьми)

Слайд№20

У – В заключение урока небольшая викторина по теме урока

1. Назовите сказочного героя побывавшего на Луне?

Д – (Незнайка)

2. Для какого инструмента написана пьеса "Мозаика”

Д – (синтезатор)

3. В честь какого композитора был назван первый советский синтезатор?

Д – (А.Н.Скрябина)

4. Назовите автора пьесы "Мозаика”?

Д – Э.Н.Артемьев

5. Картины какого художника называли "музыкальной живописью”

Д – (М.К.Чюрлёниса)

6. Назовите исполнителя песни "Трава у дома”

Д – ("Земляне”)

7. Какая тема объединила все произведения искусства, с которыми познакомились на уроке?

Д – (космос, фантазия, мечта)

У – Можно ли все произведения назвать "Мозаикой”?

Д – Да, т.к музыка и живопись передали фантазию авторов о многообразии окружающего мира, неизведанных космических далях, мечту о дальних мирах.

У – И закончу я наш урок опять стихами К.Бальмонта.

Слайд№21

" Быть может, вся природа – мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?”

У – Домашнее задание: 1. В творческой тетради на развороте "Умей творить из самых малых крох…” записать свои размышления о музыкальном образе, возникающем в воображении под впечатлением от картин М.Чюрлёниса.2. написать небольшой рассказ, который раскроет содержанием и особенности музыкального языка произведения "Мозаика” Э. Артемьева.

Категория: МУЗЫКА | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, конспект урока, урок музыки, музыкальный инструмент, композитор, педсовет, поурочное планирование, методика проведения урока, ноты
Просмотров: 4342 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 35
Гостей: 35
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0