Цель: Познакомить учащихся с
творчеством
латышского композитора Р. Паулса;
Задачи:
Выявить основные приёмы для исполнения
эстрадной
музыки и попытаться применить их в практике исполнения.
Развивающая
1. развитие чувства ритма;
2. развитие вокально-хоровых навыков;
3. развитие слушательской культуры.
Воспитательная
1. Воспитание познавательного интереса к
творчеству
латышского композитора;
2. Воспитание интернационализма.
Оборудование:
1. Фортепиано;
2. Компьютер;
3. Телевизор;
4. Микрофоны
Наглядность
1. Рисунки детей к песням «Колыбельная» и
«Кашалотик»
композитора Р. Паулса;
2. Сборники песен Р. Паулса;
3. Компьютерная презентация.
Ход урока
I. Вход в класс
Звучит мелодия песни Р. Паулса «Маэстро» в исполнении
Аллы Пугачёвой. Учитель:
Здравствуйте, ребята!
(можно
использовать музыкальное приветствие).
Наш урок я хотела бы посвятить творчеству удивительного
человека.
Это исполнитель, композитор, которому совсем недавно
исполнилось
70 лет. Своё семидесятилетие он отметил большим концертом,
на котором
звучала музыка разных стилей. Это произведения классиков
17 – 18
веков, джазовые композиции и, конечно, песни. Учитель:
Вы догадались, о ком
идёт речь? Учитель:
А песню, под которую
мы вошли
в класс когда-нибудь слышали?
Итак, это латышский композитор Раймонд Паулс. Слайд
1
Портрет Р. Паулса, Учитель:
Наибольшую известность
Раймонду
Паулсу принесли песни. Есть сборники для детей, где самые
известные
песни «Золотая свадьба» и «Кашалотик» (показываю сборники
песен
Р. Паулса)
Есть песни, которые давно стали известны и любимы всеми. –
Назовите,
какие песни Р. Паулса вы знаете?
- Вы почувствовали, кто исполняет песню «Маэстро»,
прозвучавшую
в начале урока? Слайд
2
1). Портреты Аллы Пугачёвой., И. Резника и Р. Паулса.
Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле и многие другие артисты с
удовольствием
исполняют песни Р. Паулса на концертах, в кинофильмах,
мюзиклах.
Слайд
3
1) Портрет В. Леонтьева;
2) Портрет Л. Вайкуле.
Мелодии песен Р. Паулса ясны, напевны, очень быстро
запоминаются.
Давайте проведём эксперимент.
II. Работа над песней Р. Паулса «Колыбельная»
Послушайте куплет «Колыбельной», а затем попробуем
спеть.
1) Исполнение 1 куплета учителем;
2) Исполнение 1куплета детьми.
3) 1к. текста песни (исполнение)
4) Разучивание 2 к.
5) 2к. песни (исполнение)
6) Исполнение песни целиком.
Итак, вы убедились, что действительно, песни Р. Паулса
легко запоминаются. Учитель:
Как вы думаете, к
какому жанру
относится разученная нами песня? Дети:
Лирический жанр. Это жанр
народной
колыбельной. Учитель:
Почему? Дети:
Мелодия неторопливая,
напевная,
нет резких изменений темпа и динамики, а стихи очень
добрые и ласковые. Учитель:
Посмотрите, сколько
замечательных
рисунков нарисовали ребята, послушав эту песню. (Показываю творческие работы детей других классов.)
III. Рассказ о творческом пути композитора Учитель:
Раймонд Паулс стал
замечательным
композитором не сразу и не вдруг. Вы прекрасно понимаете,
что этому
предшествовала большая работа. Паулс прежде всего
пианист-исполнитель.
Родители отдали Раймонда учиться в музыкальную школу,
после которой
он учился в Латвийской государственной консерватории. Он с
удовольствием
играл классику, но как и многие его сверстники увлёкся
джазом. Слайд
4
Джаз (определение).
Всё началось с музыки из к/ф «Серенада солнечной долины».
Р. Паулс
стал подбирать мелодии, которые он слышал с экрана и уже
не смог
оторваться. (Слушание музыки из к/ф «Серенада солнечной долины»)
Учитель:
Рояль – верный спутник
маэстро
и в творчестве и в исполнительстве. Слайд
5
Р. Паулс за роялем.
Молодому композитору интересно всё – он участвует в
концертах классической
и джазовой музыки, сочиняет инструментальные и джазовые
произведения
и песни. При активном участии Р. Паулса появляется
вокально-инструментальный
ансамбль «Модо». Это своеобразная экспериментальная
лаборатория,
где происходили испытания новых песен.
(Звучит музыка в исполнении ВИА «Модо».) Учитель:
Назовите состав ВИА. Дети:
Участники этой группы –
певец, ударник,
клавишник, басист, гитарист. Учитель:
Паулс часто расширял
состав
до небольшого оркестра. Слайд
6
Организацией оркестра Р. Паулс не ограничивается. Он пишет
музыку
к спектаклям, мюзиклам, фильмам. Многие мелодии становятся
хитами.
Маэстро создаёт 2 певческих коллектива.
Слайд
7
Один – хор мальчиков специальной детской музыкальной школы
им. Э.
Дарзиня.
Все исполнители этого коллектива имеют музыкальную
подготовку.
Другой коллектив – детский вокальный ансамбль «Кукушечка». Слайд
8
1) Солисты ансамбля;
2) Р. Паулс и его ансамбль.
Этот ансамбль побывал на гастролях во многих странах и
везде их
принимали как дорогих гостей. Это настоящие артисты,
которые свободно
чувствуют себя на сцене. Учитель:
Как вы думаете, можно
стоять
по стойке «смирно», если звучит шуточная песня? Дети:
Нет – песня потеряет свой
задор
и юмор. Учитель:
Постараемся мы тоже
представить
себя артистами из ансамбля «Кукушечка» и исполнить одну из
песен
Р. Паулса «Кашалотик».
А рисунки, нарисованные детьми к этой песне нам помогут. (Показываю выставку рисунков детей.)
IV. Работа над исполнением песни «Кашалотик»
1. Первый ряд детей прохлопывают сильную долю со
словами;
2. 2 - 3 ряды произносят слова с прохлопыванием синкопы;
3. Одновременное исполнение слов с прохлопыванием каждым
рядом своего
задания.
4. Исполнение под музыку. Слайд
9
(текст песни).
5. Пение песни стоя, выполняя движения, которые показывает
учитель.
V. А сейчас мы поучаствуем в конкурсе «Народный
артист»
- Кто хочет исполнить один куплет песни с микрофоном у
доски,
почувствовать себя настоящим артистом. (3 человека). (Определяем с ребятами, кто победитель конкурса,
вручаем ему
приз.)
VI. Итог урока
Учитель: Итак, ребята, когда
вы сами
побывали артистами попробуйте объяснить, какими навыками
должен
обладать исполнитель эстрадной музыки? Дети:
1). чисто петь; 2). быть
музыкально
грамотным; 3). свободно чувствовать себя на сцене; 4).
хорошо двигаться;
5). главное – любить музыку и выступать на сцене с
удовольствием.
Заканчиваем наш урок песней Р. Паулса. (Дети под музыку «Кашалотик» выходят из класса.)
|