Цель: Овладение образным языком искусства
посредством усвоения знаний, формирования
умений и навыков с целью постижения связи разных
видов искусств.
Задачи:
- Продуктивное развитие способности
эстетического сопереживания действительности и
искусства;
- Осуществление художественного познания мира
учащихся через собственную созидательную
деятельность;
- Развитие интегрированных качеств восприятия;
- Формирование основ художественных знаний как
необходимой предпосылки для реализации
собственного творческого опыта.
Тип урока: изучение новой темы.
Вид урока: традиционный, с элементами игры.
Информационно- методическое обеспечение: Репродукции
картин.
Вид и формы контроля: Слуховой контроль,
наблюдения.
Прогнозируемые результаты: Способность
сопереживать, находить нужные слова для передачи
настроения. Понять, как музыка рассказывает о
жизни природы.
Оборудование:
для учителя:
а) литературные произведения: А Фет "Я пришел к
тебе с приветом:", А.С. Пушкин "Зимнее утро", И.
Бунин "Утро".
б) Э.Григ сюита "Пер Гюнт", Д.Б. Кабалевский
кантата "Утро весны и мира".
в) Изобразительный ряд: картины с изображением
утра
г) Изображение Музы (в женском образе), Мастер
Изображения, Мастер Слова (герои уроков
изобразительного искусства: в образе художника,
в образе поэта);
для учащихся: альбомы для
рисования, акварельные краски, кисточки, баночки
для воды.
Ход урока
I. Орг. момент (2 минуты)
а) Приветствие.
б) Проверка готовности к уроку.
II. Введение в тему.
Учитель:
- Сегодня Муза приглашает нас в Мир Искусства
(показ слайда №1), чтобы встретить с ней рождение
нового дня - утро. Вместе с нами отправятся в путь
Мастер Слова и Мастер Изображения. (Показ слайда
№2)
- Ребята, кто из вас встречал рассвет в природе?
Что происходило в это время вокруг вас?
(Ответы детей)
- Нам пора в путь. (Звучит отрывок темы Э.Грига.
слайд №3)
III. Беседа по теме урока.
Учитель:
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
(Музыка плавная, протяжная, в ней чувствуется
подъем.)
- В какое время суток вам бы хотелось услышать
эту музыку? Почему? (Утром. Потому, что в музыке
чувствуется как просыпается природа)
- А какое ваше утро? (Солнечное, светлое)
- Ребята, с чего начинается утро? (С появлением
луча, с появлением росы, тумана, с тишины. Утром
чувствуется свежесть.)
- А кто знает, в какой стороне света встает
солнце? (Солнце встает на востоке).
- Да, действительно, солнце встает на востоке.
- Ребята, скажите, кому нравится время суток
утро и почему? (Мне нравится утро, потому что
люблю учиться с 1 смены. А потом я целый день
свободный. Поэтому я люблю утро.
Утром просыпается природа и поют птицы. Поэтому
я люблю время суток утро.)
- А вы знаете ребята, я тоже люблю утро.
Просыпаясь утром рано, я начинаю заниматься
делами. За целый день я успеваю сделать очень
много дел и на работе, и дома.
- Писатель Константин Ушинский тоже любил время
суток утро. (Показ слайда № 4) Именно утром у него
рождалось много рассказов. Мастер Слова
предлагает вам послушать рассказ "Утренние
лучи".
Выплыло на небо красное солнышко и стало
рассылать повсюду свои золотые лучи - будить
землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка.
Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка,
поднялся высоко, высоко, и запел свою серебряную
песенку: "Ах как хорошо в свежем утреннем
воздухе! Как хорошо! Как привольно!"
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами
зайчик и весело запрыгал по росистому лугу:
побежал он добывать себе сочной травки на
завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал
крыльями и запел: ку-ка-реку! Куры слетели с
нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и
червячков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из
восковой кельи, села на окошечко, расправила
крылья и - зум-зум-зум!
Полетела собирать медок с душистых цветов.
- Такое утро увидел писатель К.Ушинский.
- Мир Искусства- волшебная страна. Сейчас вас
ждет превращение. Закройте глаза: раз, два, три!..
Сколько солнечных лучиков собралось в нашем
классе! Вот лучик - Вика, там лучик - Алеша, а
чуть дальше лучик - Витя. Каждый лучик светит на
свою картину. Что же видит каждый из вас? Начните
рассказ так: "Я лечу по небу, касаюсь : и :".
(Дети, изображая лучики, рассказывают что, что они
видят на той картине, которая им больше
понравилась, например: Я лечу по небу, касаюсь
верхушек деревьев, и они становятся золотыми.
Или: Я лечу по небу, вокруг туман. От моего
прикосновения он становится розовым.)
- Молодцы, лучики, хорошо потрудились, всех
разбудили.
IV. Физ. минутка.
- А сейчас все встали. Поднимите пожалуйста руки
вверх и потянитесь к солнышку. Постарайтесь
достать солнечные лучики. ( Физ. минутка
проводится 2-3 раза).
Молодцы. У вас получилось очень хорошо.
Садитесь на свои места. Молодцы.
-Мастер Слова приглашает вас поиграть. Сейчас
вы прослушаете три литературных произведения.
Отгадайте, какое стихотворение и к какой картине
подобрал Мастер Слова.
(Стихотворения дети выучили заранее.)
1 ученик:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой:
(Это стихотворение подходит к картине, где
изображено как солнце проснулось и лучи
проскальзывают сквозь ветки деревьев.)
Учитель: Сейчас мы проверим.
(На слайде щелчком мыши выходит картина. Затем
щелчком мыши - слова стихотворения. Показ слайда
№5)
- Хорошо, молодцы ребята. Играем дальше.
2 ученик:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит:
(Стихотворение подходит к картине, где
изображено зимнее утро. Благодаря солнечным
лучам снег блестит на деревьях, на крышах домов.)
Учитель: Проверяем. (На слайде щелчком мыши
выходит картина. Затем щелчком -слова
стихотворения. Показ слайда № 6)
3 ученик:
Светит в горы небо голубое,
Молодое утро сходит с гор.
Далеко внизу - кайма прибоя,
А за ней - сияющий простор:
(Ответы детей. К этому стихотворению подходит
картина, где изображено море и кайма прибоя.
Показ слайда № 7)
Учитель: Давайте проверим. (На слайде щелчком
мыши выходит картина, затем слова стихотворения.)
- Ребята, прислушайтесь, :. Еще одно доброе утро
рождается! (Звучит кантата "Утро весны и мира.")
- Какой же характер у этого утра. (Утро веселое,
радостное:)
- Скажите, а что хочется в такое что делать? (В
такое утро хочется радоваться, играть.)
(Далее идет разучивание слов 1 куплета.
Выученные слова ребята исполняют в характере
стоя .)
- Ребята, скажем "большое спасибо" Музе,
Мастеру Слова и Мастеру Изображения. (Показ
слайда №8, где изображены Муза, Мастер Слова и
Мастер Изображения).
Нам пора возвращаться в класс, а наши друзья
останутся в Мире Искусств, ведь у них еще много
работы: подметить прекрасное в обычных вещах и
передать это через свои произведения.
- Раз, два, три, лети! (Звучит мелодия Д.
Кабалевского)
V. Обобщение.
Вот мы и вернулись в классе. В каком мире мы
побывали? (В Мире Искусств.)
- Для чего нас туда пригласила Муза? (Встретить
рождение нового дня - утро. )
- Какие произведения искусства нам помогли
увидеть красоту утра? (картины художников,
мелодии композиторов, стихотворения поэтов.)
- Почему в Мире Искусств мы не встретили двух
одинаковых изображений утра? (Сегодняшнее утро
не похоже на вчерашнее, а завтрашнее утро не
будет похожим ни на сегодняшнее утро, ни на
послезавтрашнее.)
- От чего это зависит? (От погоды, времени года,
места, нашего настроения.)
- Давайте вместе с вами сделаем подарки для
Музы: нарисуем утро, к тому музыкальному
произведению, которое вам больше понравилось,
передав с помощью красок его настроение.
(В классе будут по очереди звучать мелодии Э.
Грига, Д.Б. Кабалевского.)
- Наберите краску на кисть, закройте глаза,
вслушайтесь в музыку. Рисуйте пятнами и цветными
линиями.
VI. Итог урока.
(Выставка работ учащихся, свободный обмен
мнениями.)
|