Музыкальный образ или работа над выразительными средствами на уроке хорового пения
14.11.2010, 14:18:36
Цель урока: показать учащимся с помощью выразительных средств
музыки, что хоровое произведение несет свой музыкальный образ.
Задачи урока:
·Развивать
вокально-хоровые навыки.
·Развивать
творческое воображение.
·Добиваться
выразительного исполнения.
·Воспитание
чувства прекрасного.
План урока
I.Оргмомент.
Введение в тему.
II.Певческая установка. Распевание с элементами
импровизации, двухголосия.
III.Работа над словацкой народной песней
«Волынщик».
IV.Повторение песни «Календарные листки» музыка И. Якушенко,
слова В. Степанова.
V.Работа над песней «Творите добрые дела» музыкаВ.
Беляева, слова Л. Мерновой.
VI.Итог урока. Выставление оценок.
ХОДУРОКА.
Музыка
воодушевляет весь мир, снабжает душу
крыльями, способствует полету
воображений.
Платон
1.Оргмомент.
Введение в тему.
Музыкальное приветсвие. (Обратить
внимание учащихся на тему урока и эпиграф.) Эти мудрые слова Платона можно
отнести и к хоровому пению. Сегодня мы постараемся превратить наш урок в праздник,
в радостное и желанное сотворчество при погружении в удивительный мир музыки. И
какую бызадачу мы сегодняне ставили, должны помнить, что певческий
механизм – это единый комплекс – орган слуха, голосовой орган и орган
дыхания,между которыми тесная взаимосвязь, и её нельзя нарушать.
С первых звуков давайте постараемся забыть обо всем, что было перед этим
– неприятности, плохое настроение, заботы и шалости. И, может быть, после урока
все проблемы будут решаемы. Включаем свое внимание, сознание, воображение.
Ребята, а покажите мне мимикой с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Вы бываете разные. (Показываю рисунки разной мимики с ритмом.) Дляснятия напряжения использовала на уроке
мимический этюд (см. приложение).
РАСПЕВАНИЕ
Немного подумаем (закрытый рот на дву звуках с
поступенным движение вверх и вниз).
Кто-то сомневается (МИ-КУ-МИ на трех звуках).
На одном звуке с чередованием гласных (А-О-У-А-Э-И-О-У).-
Далеко,
Таинственно,
Легато, стаккато.
Испугано.
Хохотальная гимнастика. (Поступенное движение на пяти
звуках с различной динамикой).
ХА- весело,
Хо- удивленно,
Хи- хитро,
Хэ- устало
Двухголосные распевки.
Главная особенность творческой работы над упражнениями – многовариантность.
Это выражаенся и в настроении, и в разнообразной динамике, характере,
ритмических и мелодических изменениях. Самое элементарное упражнение
целесообразно окрашивать в определенный эмоциональный тон и исполнять его как
маленький музыкально – художественный этюд.
2.Образ ШУТКИ.
Работа над словацкойнародной песней «Волынщик» в обработке Л. Бардоша. Подготовительные
упражнения: пение сольджио в каноне унисоном, с чередованиемвыделения каждой партии,с задержкой звука на унисоне, ступенями, с
различными динамическими оттенками.
Это произведение с остинатным сопровождением и элементом канона.
Конечно, пение без сопровождения требует от хора высокой исполнительской
культуры, большого технического мастерства. Эти навыки приобрести не просто, но
именно пение acappellaмузыкально развивает
учащихся, совершенствуются их мелодический и гармонический слух, чистота
интонации, чувство лада и другие вокально–хоровые навыки. Повторение одного
мотива в этой песне ведет к ослаблению
контроля поющих, и как следствие, к потере интонационной стабильности. Можно
использовать для своеобразной поддержки и выразительности деревянные палочки.
Хоровое пение тогда слушается хорошо, когда много красок, оттенков и
когда каждое слово поется со смыслом. Для истиного нахождения образа,
настроенияважную роль играет верно
найденный темп. Чтобы создать музыкальный образ, надо призвать на помощь воображение, фантазию.
3.Образ. В заключение ЛЮБВИ.
А какое самое вечное и доброе чувство? Конечно, это любовь!Исполним песню о школьной любви «Календарные
листки». Пунктирный ритм помогает передать настроение, паузы тренируют слух и
внимание.
1 куплет – спокойно, но четко. Вначале речитатив.
2 куплет – не забудьте об оттенках. Можно встать на сцену.Не только голоса, но и глаза, лица- поют!
4.ОбразДОБРОТЫ. Работа над песней В.
Беляева «Творите добрые дела» слова Л. Мерновой.
По желанию детей читаем стихи песни. Настоящее художественное
произведение подрузумевает не только точную
передачу стихов и мелодии, не только воплощение состояния, выражаемого музыкой,
но и ваши эмоции, ребята. Давайте вспомним каждый куплет.
1 куплет – пиано, не громко, но убедительно.
2 куплет – mp. Вы знаете, что говорите и таких вас уже больше.
3 куплет – f, кульминация.
Добро побеждает потому, что защищает законы природы, а природа добру
помогает!Слышали такое выражение: звук
льется? Скрипка поет? Певучий пейзаж? Звук польется тогда, когда будет петь
душа. Эта песня вам нравится?! Я должна
это услышать. И если вы будите петь о родном и близком, тогда будет и настроение, и
запоет душа. Прочитайте еще раз эпиграф нашего урока.Постарайтесь исполнить её так, чтобы каждый задумался о своих поступках и делах, и
совершил еще одно доброе дело. Звучитпесня
- пожелание друг другу и всем присутствующим.
5.Итог урока. Выставление оценок. Ребята,
а сейчас выберитекаждыйту мимику, которая соответствует вашему
настроению после урока. Подумали. Нашли. Исполнили. (Импровизация)
В конце урока мне хотелось вам прочитать стихи Заболоцкого: