Цель игры: пропаганда политической и
правовой культуры среди молодежи.
Задачи игры:
- показать смысл и значение демократических
выборов, особенности предвыборной кампании,
процедуры голосования в демократическом
обществе;
- формировать активную гражданскую позицию и
способности школьников к осознанному выбору,
личному самоопределению;
- развивать у учащихся интерес к изучению
социальных дисциплин.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
На мероприятие приглашены старшеклассники,
которые предварительно были ознакомлены с
избирательным правом, процедурой проведения
выборов.
Учитель: Сегодня мы проводим с вами игру
"Мы – будущие избиратели”, на которой каждый из
вас может представить себя избирателем,
кандидатом в депутаты или на должность
президента, членом избирательной комиссии,
представителем СМИ. Часто люди жалуются на то,
что тот или иной депутат не справляется с
возложенной на него ответственностью, не
помогает людям справиться с проблемами! А если
люди не ходили на выборы, то они его не выбирали!
Тогда предъявлять к нему какие-либо претензии
безосновательно. Быть избирателями не так
просто, это – сложная и ответственная задача.
Участвуя в политической жизни, мы можем изменить
свою жизнь или жизнь своих близких в лучшую
сторону. Так, что же такое избирательное право?
(заслушиваются ответы учащихся).
2. Выдвижение кандидата.
Игра начинается с того, что желающие из
присутствующих выдвигают себя "кандидатами” в
депутаты или на должность президента. На этом
этапе проходит обсуждение кандидатур (можно в
шутливой форме). "Кандидаты” пишут заявления о
своем выдвижении. При этом следует оговорить то,
что по закону кандидатом в депутаты Саратовской
областной Думы, Государственной Думы РФ может
быть гражданин, достигший 21 года, а в президенты
– 35 лет.
На основании этого заявления составляются
подписные листы и затем пускаются по рядам для
того, чтобы все остальные участники игры
поставили на этих подписных листах свои подписи
в поддержку того или иного "кандидата”. Каждый
"избиратель” может ставить только одну подпись
на подписном листе. Учащимся напоминаю: " В
соответствии с Федеральным законом "О выборах
Президента Российской Федерации” в поддержку
кандидатов должно быть собрано не менее одного
миллиона подписей избирателей”.
Учитель: Что является основаниями для
регистрации кандидатов? (заслушиваются мнения
учащихся).
Вывод: 1.Наличие необходимого количества
подписей избирателей, собранных в поддержку
кандидата, избирательного объединения;
2. Решение о выдвижении кандидатов политической
партией, которая представлена в Государственной
Думе Федерального Собрания Российской
Федерации, а на выборах регионального и местного
значения – также и в Саратовской областной Думе.
После составленных заявлений участники
"подписной кампании” регистрируют
"кандидатов”; последние получают удостоверения
о том, что они зарегистрированы как "кандидаты”.
"Кандидатам” сообщается, что список с указанием
их данных передается СМИ.
Ситуация: "При сборе подписей одного из
кандидатов я не смогла присутствовать, но моя
подруга, зная, что я разделяю его точку зрения по
многим вопросам, расписалась за меня,
впоследствии я подтвердила эти намерения. Будет
ли "моя” подпись признана достоверной?”
3. Предвыборная агитация.
Участники разбиваются на 3 группы: одна
представляет СМИ, другая – кандидатов в депутаты
и на должность президента, третья – избирателей.
Учитель обращает внимание, что предвыборная
агитация начинается с момента регистрации и
заканчивается в ноль часов за сутки до дня
голосования. Предвыборная агитация в день
голосования и предшествующий ему день
запрещается.
Учитель зачитывает права и обязанности
доверенных лиц, объединений, блоков и
инициативных групп избирателей, представляющих
кандидатов.
- Проводить предвыборную кампанию через СМИ;
- Проводить публичные предвыборные мероприятия
(события, встречи с избирателями, публичные
дебаты и дискуссии, демонстрации и так далее);
- Выпускать и распространять печатные,
аудиовизуальные и иные агитационные материалы и
др.
Разыгрывается ситуация. "Доверенные
лица” организовали "встречу с избирателями”,
на ней выступают "кандидаты” и те, кто их
представляют. "Избиратели” и "представители
СМИ” задают вопросы. "Кандидаты” излагают свои
позиции.
Задание: Составьте вопросник для
возможного кандидата на должность Президента РФ.
В игре полезно зафиксировать внимание на
вопросе равенства возможностей тех или иных
"кандидатов” получить доступ к экрану ТВ или
микрофону на радио, на страницы газет. В
соответствии с законом представители
государственных СМИ отводят для предвыборных
выступлений кандидатов и иных лиц равное
количество бесплатного времени. В игре
"телевизионщики” и "кандидаты” проводят
обсуждение времени в эфир, соотнесения с другими
передачами, возможности приглашения деятелей
искусств и других известных лиц.
Учитель: Выборы – довольно дорогостоящее
дело. Чтобы они проходили эффективно, их
необходимо финансировать. В Российской
Федерации расходы избирательных комиссий по
подготовке и проведению выборов осуществляются
за счет федерального бюджета. Все средства
поступают в Центральную избирательную комиссию,
а оттуда – в избирательные комиссии субъектов РФ
и далее в другие избирательные комиссии.
Задание: Почему государство оплачивает
основные расходы по выборам в органы власти и не
дает дело их финансирования в руки частных лиц?
(обсуждение учащихся)
Учитель: Деньги из бюджета получают не только
избирательные комиссии, но и кандидаты в
депутаты и на должность Президента РФ. Эти деньги
составляют основу их избирательных фондов. Кроме
этих средств, избирательные фонды могут включать
личные средства кандидатов, а также добровольное
пожертвование физических и юридических лиц. По
окончании избирательной кампании кандидаты
представляют финансовые отчеты в вышестоящие
избирательные комиссии в строго определенные
сроки по форме, установленной избирательной
комиссией.
4. Голосование и подсчет голосов.
На этом заключительном этапе избирательной
кампании особое значение приобретает четкое и
точное следование процедуре, предусмотренной в
законах о выборах. Можно тщательным образом
реализовать все предшествующие этапы
избирательного процесса, но стоит допустить сбой
на этом, завершающем, – и результаты выборов
потеряют законную силу, не приобретут того
знания, которое они должны иметь в политической
жизни страны.
Учитель: Голосование на выборах в России
проводятся в один из выходных дней. Как вы
думаете почему?
– К этому дню вы уже внимательно ознакомились
со списком кандидатов, с предвыборными
платформами кандидатов, посетили предвыборные
собрания, посетили избирательный участок,
заранее ознакомились с образцами избирательных
бюллетеней и так далее. Сейчас я процитирую вам
выдержку из Федерального закона "О выборах
Президента РФ”: "В помещении для голосования
должен быть зал, в котором размещаются кабины,
специально оборудованные места или комнаты для
тайного голосования. Кабины, специально
оборудованные места или комнаты для тайного
голосования оснащаются столиками и письменными
принадлежностями”.
На доске рисуется схема зала.
– Почему закон предусматривает специальные
помещения для тайного голосования?
– Внимательно изучите схему зала для
голосования. Поскольку у вас уже есть достаточно
полное представление об избирательном праве и
избирательном процессе, попытайтесь
самостоятельно ответить на следующие вопросы:
- Зачем в зале предусмотрены две двери: вход и
выход?
- Почему нет общего стола для выдачи бюллетеней, а
предусмотрен ряд таких столов, на каждом из
которых – часть списков избирателей?
- Почему после заполнения бюллетеней в кабине
голосования избиратель выходит к избирательным
ящикам не в ту сторону, где располагаются члены
избирательной комиссии, а в противоположную?
- Чем обусловливается выбор места для
наблюдателей?
– День выборов на избирательном участке
начинается с того, что в восемь утра
представитель участковой избирательной
комиссии объявляет избирательный участок
открытым и предъявляет членам избирательной
комиссии, присутствующим избирателям и
наблюдателям пустые избирательные ящики,
которые вслед за этим опечатываются. Затем с
соблюдением четких правил в ящики опускаются
бюллетени тех, кто проголосовал досрочно. После
этого начинается голосование. Допустим, вы вошли
в зал для голосования. Вы сможете сделать это в
день выборов с восьми до двадцати часов по
местному времени. Дальше вы идете к тому столу
для членов комиссии, стоят таблички с буквами,
среди которых – начальная буква вашей фамилии (
или улица, на которой вы живете). Там вам выдадут
избирательные бюллетени. При выборах Президента
РФ избиратель получает один бюллетень, в котором
в алфавитном порядке приведены фамилии, имена,
отчества всех зарегистрированных кандидатов и
их данные: год рождения, место работы, занимаемая
должность и место жительства. В ходе выборов
депутатов Государственной Думы избиратель
получает два бюллетеня разной формы:
избирательный бюллетень по одномандатному
избирательному округу и избирательный бюллетень
по федеральному избирательному округу. При этом
вы должны подать свой паспорт членам
избирательной комиссии и поставить подпись за
полученные бюллетени. В конце перечня кандидатов
помещается строка: "Против всех кандидатов”. Вы
ставите крестик или другой знак против фамилии
одного из кандидатов или в графе "Против всех
кандидатов” (в зависимости от ваших личных
предпочтений).
Далее участники игры разбиваются на следующие
группы: "члены участковой избирательной
комиссии”, "наблюдатели”, "избиратели”.
"Члены комиссии” выбирают "председателя”.
Начинаются выборы. В ходе игры создаются
нестандартные ситуации: например, один из
"избирателей” выходит из кабины и подходит не к
ящику, а к "членам комиссии” и говорит, что он
испортил бюллетень и хотел бы повторно
проголосовать. Каковы действия игроков? Или:
кто-то из "избирателей” делает пометки в
бюллетенях, не войдя в кабину. Можно представить
себе и некоторые грубые нарушения избирательных
прав граждан (попытка запугивания
"избирателей”, продолжение предвыборной
агитации в день голосования и др.)
Вопросы для обсуждения.
- Студент академии права г.Саратова, обучающийся
на очном отделении, имеет временную прописку в
общежитии данной академии, а постоянное место
его проживания п.Степное. На каком из участков он
будет голосовать? (голосует по месту нахождения
общежития; гл 2 ст. 16 п. 5)
- Все вы знаете, что участковая комиссия обычно
работает до глубокой ночи. Наблюдатель от одной
из партии предложил свою помощь в подсчете
голосов на участке, но комиссия ему в этом
отказала. Правомерны ли действия участковой
комиссии, поясните ответ? (Правомерны. Так как
наблюдатель не имеет право принимать участие в
подсчете голосов; гл. 4 ст. 30 п.7)
- Если на момент голосования вы уезжаете в другой
город и точно знаете, что в день голосования вас
не будет какой документ вы должны получить в
участковой или территориальной комиссии.
(открепительное удостоверение)
- Во сколько открывается участок в день
голосования, и до какого времени вы имеете право
голосовать на своем участке (с 8.00 до 20.00; гл. 10 ст. 75
п.1)
- На избирательных участках, образованных в
воинских частях, на судах, находящихся в день
голосования в плавании, в труднодоступных или
отдаленных местностях, на полярных станциях
участковая комиссия может объявить голосование
законченным раньше времени в каком случае? (если
все проголосовали; гл. 10 ст. 75 п.3)
- В какой день недели назначается голосование на
выборах? (воскресенье)
- Когда прекращается агитационный период? (в день
голосования и предшествующий ему день или в 0
часов по местному времени за сутки до дня
голосования; гл. 8 ст. 56 п.1)
- Сколько наблюдателей от одной партии может
находиться одновременно на избирательном
участке?
- За сколько дней до дня голосования начинается
предвыборная агитация на каналах организаций
телерадиовещания и в периодических печатных
изданиях? (28; гл. 8 ст. 56 п.1)
После завершения голосования учитель
объясняет ученикам правила подсчета голосов.
Учитель: Члены комиссии дожидаются двадцати
часов, чтобы приступить к подсчету голосов.
Процедура подсчета голосов включает ряд
существенных требований, которые строго
соблюдаются членами избирательной комиссии, в
частности проверку целостности печатей и пломб
на ящиках, отсев недействительных бюллетеней и
т.д. Действительные бюллетени членами
избирательной комиссии, группируются по каждому
кандидату или объединению (блоку), затем
подсчитываются их количество. После этого в
присутствии наблюдателей и других
аккредитованных лиц составляются протокол по
итогам голосования.
Задание: Исходя из содержания краткой
сравнительной таблицы и опираясь на собственный
опыт, определите, кому сложнее достичь своей
цели: кандидату в депутаты Госдумы или кандидату
на должность Президента РФ? Почему?
Детали положений о
выборах
кандидатов |
Кандидаты в депутаты
Госдумы |
Кандидаты на должность
Президента РФ |
Возраст кандидатов |
С 21 года |
С35 лет |
Оседлость кандидата (срок постоянного
проживания в России) |
Не оговорено в законе |
10 лет |
Сбор подписей в процессе выдвижения
кандидата (их количество) |
1% от общего числа избирателей по округу |
1 млн. |
Финансирование выборов: средства
избирательных объединений |
Не более 1500 минимальных зарплат |
Не более 50000 минимальных зарплат |
Пожертвования физических лиц |
Не более 20 минимальных зарплат |
Не более50 минимальных зарплат |
Признание выборов состоявшимися ( при
количестве принявших участие в голосовании) |
Не менее 25% от списочного состава
избирателей |
Не менее 50% от списочного состава
избирателей |
Получает мандат кандидат набравший |
Большинство голосов избирателей,
принявших участие в голосовании |
Более 50% голосов избирателей, принявших
участие в голосовании |
Учащиеся в группах анализируют таблицу и
отвечают на вопросы.
Учитель: Как видим, основные принципы выборов
Президента РФ и депутатов Госдумы, условий их
организаций, контроля за их осуществлением,
освещение в прессе имеют много общего, а иногда и
аналогичны. Но есть еще одно существенное
уточнение. Если в избирательный бюллетень было
включено более 2-х кандидатов на должность
Президента РФ и ни один из них не был избран (то
есть не получил более 50% голосов), Центральная
избирательная комиссия назначает повторное
голосование по 2-м кандидатам, получившим
наибольшее число голосов избирателей. Оно
проводится не позднее чем через 15 дней со дня
установления результатов общих выборов, В
исключительных случаях могут быть и повторные
выборы. Они проводятся не позднее чем через 4
месяц со дня первоначальных выборов.
5. Подведение итогов.
Учитель: С момента совершеннолетия право
выбирать станет вашим конституционным правом, а
вместе с тем и гражданским долгом. Помните о том,
что "плохие государственные деятели избираются
хорошими гражданами… не участвующими в
голосовании” (Д.Натан). |