Цели:
-
актуализировать знания об особенностях характера романтического героя;
-
рассмотреть способы раскрытия характера героя повести А.С.Пушкина «Выстрел»;
-
уяснить роль рассказчиков в произведении;
-
развивать представления о смысле жизни, истинных и ложных ценностях
Оборудование:
иллюстрации к повести
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
9
декабря 1830 г.
Пушкин сообщает П.А.Плетневу секретное известие: «Написал прозою 5 повестей, от
которых Боратынский ржет и бьется – и которые напечатаем… Под моим именем
нельзя будет, ибо Булгарин заругает…»
-
О каких повестях идет речь?
-
Под чьим же именем они были напечатаны?
(Ивана Петровича Белкина)
-
Конечно же, не Булгарина, известного в то время писателя, испугался Пушкин.
Вспомним, зачем ему понадобился рассказчик?
(Убедить читателя в полной достоверности
рассказанного)
-
Перечитаем фрагмент предисловия «От издателя». Попытаемся воссоздать образ
Ивана Петровича Белкина.
(Простодушный, добрый, недотепа,
неопытный и
мягкосердный, по словам его друга, кроткий и
честный)
-
Является ли Иван Петрович автором рассказанных им историй?
(Нет,
в рукописи г. Белкина над каждой
повестью рукой автора надписано: слышано от такой-то особы. Например, «Выстрел»
рассказан подполковником И.Л.П.)
-
Итак, погрузимся в армейские будни, посмотрим, каков он, главный герой повести,
каковы его жизненные цели и ценности.
3. Творческое задание по группам
1 вариант получает задание составить
план текста, проследить за развитием сюжета;
2
вариант анализирует, кто и как
рассказывает историю о Сильвио. План повести может выглядеть таким образом:
I. Зачин. Характеристика Сильвио со слов армейского офицера.
II. Основная часть.
1. Завязка.
Развитие
действия. Ссора между Сильвио и офицером.
Кульминация.
История Сильвио, рассказанная им армейскому офицеру.
Развязка.
Расставание Сильвио и армейского офицера.
III. Встреча армейского офицера с графом Б.
IV. История, рассказанная графом.
V. Заключение. Судьба Сильвио.
Анализируя план, приходим к выводу, что
в повести присутствуют рассказы в рассказе, то есть история Сильвио рассказана
разными людьми.
Посчитав, сколько рассказчиков доносят
до нас историю Сильвио, отмечаем, что их несколько: это и армейский офицер, и
сам Сильвио,
и
граф Б.
-
С какой целью автор вводит в повествование нескольких рассказчиков?
(Показать Сильвио глазами разных героев,
раскрыть его характер с разных сторон, попытаться дать его поступкам объективную оценку. Автор
избавляет героя от прямой авторской оценки и дает возможность читателю самому
сформировать мнение о Сильвио. )
-
Вспомните, в течение какого времени разворачивается повествование? Почему автор
так затягивает повествование во времени?
(Усиливает впечатление, изображает всю глубину
чувства мести, кипящего внутри Сильвио)
4. Характеристика Сильвио как
романтического героя
-
Обозначим главные черты характера героя.
(Натура исключительная, не похожая на
других;
ореол таинственности в начале повести;
одиночество, отделенность от толпы, презрение
к ее мнению)
-
В чем цель его жизни?
(Месть. Он посвящает этому всю свою
жизнь.
«С тех пор не прошло ни одного дня, чтоб я не
думал о мщении».)
-
Кому он мстит и за что?
(Им движет зависть к более удачливому
человеку,
который никакой обиды ему не причинил)
-
Не растерял ли он драгоценный дар судьбы – жизнь попусту?
-
Итак, Сильвио, вся жизнь которого окутана тайной, – непререкаемый авторитет среди молодых
офицеров. (См. цитаты: «…я всех сильнее
был привязан к человеку, коего жизнь была загадкою и который казался мне героем
таинственной какой-то повести»; «Мы полагали, что на совести его лежала
какая-нибудь несчастная жертва его ужасного искусства»)
-
Изменилось ли мнение о нем у армейского офицера спустя годы?
(Да, уйдя с воинской службы, он поумнел,
и Сильвио им почти забыт, он вспоминает о нем лишь случайно.)
-
Любопытная деталь. Найдите разговор с графом Б. и первое упоминание в нем о
Сильвио. Что мы узнаем о нем от графа?
(«Бывало, увидит муху и кричит: «Кузька,
пистолет!» Кузька и несет ему заряженный пистолет. Он хлоп, и вдавит муху в
стену!»
Кумир молодых офицеров – искусный мухобой! )
-
Это уже ирония: несоответствие реальных
поступков героя тому, что о нем думают
окружающие.
-
В чем смысл финала? Почему Сильвио
погибает?
(Ему кажется, что он великодушен, когда
оставляет графа в живых, но автор таким
финалом показывает, что человеку, который всю свою жизнь подчинил мечтам
о мщении, нет места среди простых людей. Он отправляется в Испанию и гибнет.
Финал закономерен)
5. Подведение итогов.
Письменный ответ на вопрос, поставленный
в теме урока, и обсуждение написанного.
6. Домашнее задание
Чтение
повестей «Метель», «Гробовщик».
|