Цель мероприятия - вызвать
познавательный интерес к географии,
желание учащихся расширять свой кругозор.
Задачи:
Познавательные - закрепить и углубить
знания, полученные на уроках географии о
природных процессах и явлениях,
происходящих на территории нашей страны, о
рекордах России;
Развивающие – развивать логическое
мышление, быстроту мышления, принимать
правильные решения, работая в команде.
Воспитательные - воспитывать умение
работать в группе, чувство взаимопомощи и
взаимовыручки, умение слушать товарища,
привитие уважительного отношения к мнению
своих товарищей, самооценки и оценки работы
одноклассников. Воспитывать чувство
ответственного отношения к выполняемой
работе.
Средства обучения – физическая карта
полушарий, физическая карта России,
персональный компьютер, мультимедийный
проектор, презентация, жетоны-баллы,
воздушные шары, фломастеры, маркеры.
Ход мероприятия: в игре-викторине
принимают участие учащиеся 8-9-ых классов. От
каждого класса представлена команда,
состоящая из 6-7 человек. Команда выбирает
капитана. В жюри приглашены учащиеся
старших классов.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее
количество баллов-жетонов.
1 конкурс "В стране Сообразилии” (География
+ Смекалка)
Ведущий (учитель) задает каждой команде
вопросы-загадки о природе, природных
явлениях и географических объектах.
Правильный ответ оценивается 1 баллом.
В географии чертеж
На ковер большой похож.
И на нем моя страна
Из конца в конец видна. (карта)
На ноге стоит одной,
Крутит –вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.(глобус)
Карты в нем одна к одной
Сшиты в типографии.
Он теперь всегда с тобой –
Гид по географии. (атлас)
Ну а в этой части света
Проживает полпланеты,
И, конечно, здесь, без спора,
Самые большие горы.
Только здесь, поверьте мне,
Люди ездят на слоне. (Азия)
У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Женское, девичье. (река Лена)
Не приметен ничем, не широк –
По просторам Валдайского края
Еле слышно течет ручеек,
К морю Каспию убегая. (река Волга)
Известно всем: есть мыс Лопатка
На полуострове… (Камчатка)
В дымке синеватой
Горы да леса,
Что за край богатый,
Просто чудеса!
Зелень изумрудная,
Глубина озер,
А земля-то рудная,
А кругом простор!
Трав прибой пахучий
У подножья скал.
Ты такой могучий,
Наш седой … (Урал)
Я - город-герой,
Стою над Невой. (Санкт-Петербург).
Музыка в первом приятно играет,
Соки и пиво народ попивает.
Титул монгольский дает нам второе,
В сказках встречаем его мы порою. Целое
видят в пустынях верблюды,
Это песка нанесенного груды. (бар +хан =
бархан)
Слог первый – в Англии нальют,
Его пьют гномы, люди пьют. Второй
– в строительстве найдете:
Дом без него не возведете.
А в целом – гордая гора,
Что на Кавказе, детвора. (эль+брус=Эльбрус)
Две первые буквы найдете в "бору”,
Четыре последних составят игру.
По целому трудно бывает пройти,
Вам лучше его обойти. (бо + лото = болото)
Первый мой слог – повозка большая,
Сила моральная – слог мой второй.
В целом, важнейшую роль играя,
Хоть и невидим, всегда я с тобой. (воз + дух
= воздух)
Я состою из трех частей:
В предлогах две найдутся части,
А третьей потчевал гостей
Герой одной известной басни.
В какие не приду места,
Несу я гибель урожаю.
Но поднимаются леса,
Растет лесная полоса,
Мне путь к посевам преграждая! (за + с + уха
= засуха).
2 конкурс "Восхождение к вершине знаний” (слайд
9)
Ведущий (учитель) задает географические
вопросы. За каждый правильный ответ команды
получают 1 балл.
- Назовите третью планету Солнечной
системы. (Земля)
- Назовите точки на Земле, для определения
положения которых достаточно указать
только их широту. (Северный и Южный полюса)
- Где в летнюю погоду днем теплее — в лесу
или в поле? (в поле)
- Можно ли где-нибудь на территории России
когда-нибудь видеть солнце на севере? (за
полярным кругом в полдень летом)
- Как называется совокупность
мероприятий по повышению плодородия
земель или общему оздоровлению местности?
(мелиорация)
- Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера)
- Когда был открыт Магелланов пролив? (первое
кругосветное путешествие, 1519—1521 гг.)
- Как называется разрушение почвенных
горизонтов и почвообразующих пород
поверхностными водами? (эрозия почвы)
- Как называется прибор для измерения
атмосферного давления? (барометр)
- Распространение какого вида транспорта
привело к введению поясного времени? (железнодорожного)
- Как называется верхний плодородный слой
земли? (почва)
- В каком месте всегда дуют южные ветры? (на
Северном полюсе)
- Где холоднее — на Северном или на Южном
полюсе? (на Южном)
- Крупнейший приток реки Обь. (Иртыш)
- Как называется воздушная оболочка Земли?
(атмосфера)
- Назовите самую большую реку, не имеющую
стока в Мировой океан. (Волга)
- Назовите крупнейший по своим запасам
угольный бассейн России? (Тунгусский)
- Русский землепроходец, впервые
достигший Тихого океана. (Иван Москвитин)
- Самая высокая гора Урала (г.Народная)
- Назовите четыре моря, имеющие цветные
названия. (Черное, Белое, Красное, Желтое)
- Назовите самое большое и глубокое море у
берегов России. (Берингово)
- Назовите самое мелководное море на
Земле. (Азовское)
- Назовите самое холодное и ледовитое
море у берегов России. (Восточно-Сибирское)
- Назовите самый большой полуостров
России. (Таймыр)
- Назовите самый большой остров России. (Сахалин)
- Назовите самую длинную горную систему
России. (Урал)
- Назовите самую высокую вершину России. (Эльбрус)
- Назовите самое глубокое озеро в мире. (Байкал)
- Назовите самую длинную реку, текущую
только по территории России. (Лена)
- Самый высокий действующий вулкан России?
(влк. Ключевская Сопка)
- Столицей какой республики в составе
Российской Федерации является город
Кызыл? (Тыва)
- Море, в которое несет свои воды река Лена?
(море Лаптевых)
- Высшая точка Сибири (г. Белуха на Алтае)
- Место, где в России стоят самые холодные
зимы. (Якутия)
- Столица республики Марий Эл? (г. Йошкар-Ола)
- Самый крупный по добыче железорудный
бассейн России. (КМА)
- Самая длинная река, впадающая в озеро
Байкал (р.Селенга)
- Численность населения России
составляет … (143 млн. чел)
- Столица республики Саха? (Г.Якутск)
- Через этот остров России проходит 180-й
меридиан (Остров Врангеля).
3 конкурс "Географический аукцион” (слайд
10-26)
Правила конкурса сходны с правилами
телевизионной программы "Своя игра”.
Право первого хода разыгрывается по жребию,
затем команда называет вопрос, на который
хочет ответить. В дальнейшем отвечает
команда, капитан которой первым поднимает
руку. При правильном ответе на вопрос на
счет команды поступает соответствующее
цене вопроса количество баллов; при
неправильном – команда штрафуется на
соответствующее количество баллов. (Жеребьевка
проводится с помощью воздушных шаров,
приглашаются капитаны, у кого первым лопнет
шар, тот имеет право выбирать вопрос первым.)
Имена путешественников на карте
России |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Географическое положение России |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Природа и регионы России |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Тема: Имена путешественников на карте
России
10 баллов. Русский полярный
мореплаватель, участник Великой Северной
экспедиции, достигший самой северной точки
Азии, материка Евразии и России, названной в
его честь.(Семен Челюскин)
20 баллов. Русский офицер, капитан-командор
русского флота, датчанин по национальности
(1681-1741 гг.). Возглавил Первую и Вторую (она же
Великая Северная) Камчатские экспедиции, во
время которых обошел берега Камчатки,
Чукотского полуострова, достиг побережья
Северной Америки, открыл некоторые из
Алеутских островов. В его честь названо
море, самое глубокое у берегов России, и
пролив (Витус Беринг).
30 баллов. Этот отважный человек более 30
лет своей жизни посвятил походам и
плаваниям. Он занимался исследованиями
побережья Северного Ледовитого океана,
первым обогнул восточную оконечность Азии
и открыл пролив, который отделяет Азию от
Америки. В 1978 г. Была увековенчана его
память: его имя присвоили крайней северо-восточной
оконечности Азии. Кто он? (Семен Дежнев)
40 баллов. Все мы с вами знаем и помним
имя Христофора Колумба? А вот кого из
русских путешественников называли в свое
время "российским Колумбом”? (Григорий
Иванович Шелихов.
Именно он организовал целый ряд русских
поселков на северо-западе Америке).
50 баллов. Эта одна из трех экспедиций,
которые ушли в Арктику в 1912 г. После зимовки
во льдах в сентябре 1913 года судно "Святой
Фока” достигло Земли Франца-Иосифа.
Дальнейший маршрут предстояло выполнить
троим. "Пришло время, и мы начнем первую
попытку русских достичь Северного полюса.
Трудами русских в историю Севера вписаны
важнейшие страницы, россия может гордиться
ими. Теперь на нас лежит ответственность
оказаться достойными приемниками наших
исследователей Севера”.
Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?
О какой экспедиции идет речь? (Г.Я.Седов)
Тема: Географическое положение России
10 баллов.Самая
северная точка России находится:
а) в архипелаге Северная Земля;
б) в архипелаге Шпицберген;
в) в архипелаге Земля Франца Иосифа. (ответ:
В)
20 баллов. Россия расположена:
а) в северном и западном полушариях;
б) в северном и восточном полушариях;
в) в северном, восточном и западном
полушариях;
г) только в северном полушарии.
(ответ:в северном,
восточном и западном полушариях)
30 баллов. Назовите самую большую по
протяженности сухопутную границу России, а
с каким государством наша Родина имеет
самую маленькую границу. (С Казахстаном –
7200 км, с КНДР – 17 км)
40 баллов. В 1984 году в соответствии с
нормами между народного права была
установлена экономическая зона шириной:
а) в 200 миль;
б) в 20 миль;
в) 2000 миль.
(ответ: в 200 миль).
50 баллов.Жители
каких из перечисленных городов России
могут видеть Солнце на севере? Когда это
происходит?
а) Москва
б) Мурманск
в) Чита
г) Магадан
д) Верхоянск
е) Воркута
(ответ: Мурманск, Верхоянск, Воркута в 00—
часов по местному времени в полярный день).
Тема: Природа и регионы России
10 баллов.Выберите
две основные причины высокой
заболоченности равнинных тундр:
- наличие многолетней мерзлоты
- большое количество осадков
- малое количество осадков
- большая испаряемость
- малая испаряемость
(ответ: 1,5)
20 баллов. Назовите самую большую реку
Европы, где она берет свое начало, куда
впадает, ее правый и левый самый крупный
приток, по какой равнине она протекает? (река
Волга. Берет начало на Валдайской
возвышенности, впадает в Каспий, протекает
по Русской равнине, Ока (правый приток), Кама
(левый).
30 баллов.В целом в
Западной Сибири осадков выпадает меньше,
чем на Восточно-Европейской равнине. Однако
высота снежного покрова там больше. Как вы
объясните этот парадокс? (Ответ: Зима в
Западной Сибири холоднее, чем на Восточно-Европейской
равнине, где благодаря приходу более
теплого воздуха с Атлантики температура
повышается до 0° выше, что сопровождается
таянием снега).
40 баллов.
Мороз и солнце; день чудесный…
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И лес сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Определите какой тип погоды отражен в
этом стихотворении А . С. Пушкина. -
Циклональный, антициклональный, холодного
или теплого фронта? (ответ:
антициклональный)
50 баллов.На
всероссийской конференции по
неблагоприятным природным явлениям
присутствовали представители Мурманска,
Нальчика, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ,
Южно-Курильска. Каждый из них сделал по
одному из следующих докладов: "Наводнение
сгонно-нагонного характера”, "Цунами”, "Землетрясения”,
"Пыльные бури”, " Туманы как
неблагоприятный фактор навигации”, "Снежные
лавины”. Как вы думаете, какой именно
доклад был сделан каждым из участников
конференции? (ответ:Мурманск
– "Туманы как неблагоприятный фактор
навигации”, Нальчик – "Снежные лавины”,
Оренбург – "Пыльные бури”, Санкт-Петербург
– "Наводнения сгонно-нагонного характера”,
Улан-Удэ – "Землетрясения”, Южно-Курильск
– "Цунами”).
Рефлексия.(слайд 27,28)
- Вам понравилось занятие?
- Что привлекло ваше внимание?
- Что вызвало у вас трудность?
На столах каждой команды разложены листы
бумаги разных цветов, на которых ребятам
предлагается изобразить "смайлики”. Если
понравилось мероприятие, оно вызвало
интерес и желание продолжить изучение
географии на уроках, то надо нарисовать "смайлика”
на красном листочке. Если нет – то "смайлик”
черного цвета. Листки прикрепить на доске.
Учитель сразу может сделать вывод о
результативности данного мероприятия.
Подведение итогов. Награждение
победителей.
|