Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:30:46
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Начало правления Петра I
09.06.2012, 11:05:38

«Доколе будет существовать Россия,
с именем Петра будет неразлучно имя Лефорта…»

Тип урока: урок-портрет, посвящённый сподвижнику Петра I — Францу Лефорту.

Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой и окружением Петра I; выявить роль петровского фаворита — Франца Лефорта в формировании личности Петра I; путём анализа письменных источников определить вклад Франца Лефорта в развитие исторических событий России Петровского времени; сформировать навыки составления образной характеристики и оценки деятельности исторического персонажа; содействовать воспитанию уважения к истории России.

Оборудование урока: компьютер и проектор; CD «Энциклопедия истории России 862 — 1917 гг.» (раздел «Пётр I»); учебник А.А.Даниловой и Л.Г.Косулиной История государства и народов России XIX век. 7-й класс (М., 2002).

Вступительное слово учителя. Петровская эпоха, по словам историка В.О.Ключевского, «столь памятная в нашей истории», подарила России целую плеяду талантливых людей. Мы называем их «птенцы гнезда Петрова». Исследователь в своих записках о сподвижниках первого русского императора отмечал, что «…компания сотрудников, которых подобрал себе преобразователь, — довольно пёстрое общество, в состав которого входили и русские, и иноземцы, люди знатные и худородные, даже безродные, очень умные и даровитые и самые обыкновенные, но преданные и исполнительные. Многие из них, даже большинство и притом самые видные и заслуженные дельцы, были многолетние и ближайшие сотрудники Петра […] С ними он начинал своё дело, они шли за ним…» И среди них мы встречаем швейцарца Франца Лефорта, чей 350-летний юбилей со дня рождения отмечался в 2006 г.

Что вам известно о Франце Лефорте?

Ученики могут вспомнить название московского района — Лефортово, о проведении первых балов в доме Ф.Лефорта и т.д.

Учитель. Франц Яковлевич Лефорт — «московский иностранец», как называли его современники, своими деяниями прославился не на родине — в Швейцарии, а далеко за её пределами, в России. Он первым, и в прямом, и в переносном смысле, «открыл окно в Европу» для русского царя Петра. Он первым среди окружавших его иностранцев поверил в великое будущее молодого русского правителя, став ему верным соратником во всех начинаниях. Но кто же был этот загадочный Лефорт: плут, хорошо пристроившийся при русском дворе, или наставник, сумевший повести за собой молодого Петра? Обратимся к краткой биографической справке.

Подготовленный ученик. Франц Якоб Лиффорти (или Лефорт) (1655/56—1699) был уроженцем Швейцарии, предки же его происходили из Италии. Прадед Жан-Антуан Лиффорти в середине XVI в. переселился в Женеву, и уже здесь его сыновья переделали свою фамилию на французский лад и стали именоваться Лефортами. В Швейцарии они стали купцами и начали вести обширную торговлю. Франц родился в 1655 г. и был младшим из семи сыновей Якоба Лефорта.

До 14 лет он учился в родном городе, а затем, по примеру братьев, должен был заняться коммерческой деятельностью. Для обучения торговле отец направил сына в Марсель к одному из знакомых купцов, но юношу привлекла военная карьера. Франц ушёл от хозяина и несколько месяцев прослужил кадетом в марсельском гарнизоне. Это стало известно отцу. Недовольный поведением сына, он приехал в Марсель и забрал его, заставив вновь заниматься коммерцией.

Но Франц остался верен своей мечте. Зимой 1674 г. в Женеву прибыл сын курляндского герцога, с которым Лефорт подружился. Он и предложил юноше уехать с ним и поступить на военную службу в Голландию. Вскоре Франц показал себя с самой лучшей стороны. По случаю победы и взятию одной из крепостей он получил короткий отпуск и отправился в Амстердам. Там его застало известие о смерти отца, которое он очень тяжело переживал. Ничто более не связывало его с Женевой, и Лефорт решил окончательно посвятить себя военной карьере.

В 1675 г. с группой таких же искателей счастья 19-летний Лефорт оказался на корабле, идущем в Архангельск, он рассчитывал предложить свою шпагу русскому государю. Через шесть недель утомительного плаванья по бурному морю Франц вступил на русскую землю. Но здесь его ожидало разочарование — на месте выяснилось, что иностранцев на русскую службу не берут. Положение молодого Лефорта было отчаянным, больше всего его угнетало отсутствие денег, знакомых и каких-либо перспектив. Зимой из столицы пришёл ответ, в котором было приказано всем иностранцам прибыть в Москву. Влезая в огромные долги, Лефорт вновь отправляется в дорогу.

26 февраля 1676 г. Лефорт наконец-то добрался до столицы. Но там произошли большие перемены: царь Алексей Михайлович умер и на престоле оказался его сын — Фёдор. В Посольском приказе иностранцам было объявлено, что они могут возвращаться домой и что их услуги России не требуются. Однако ехать Лефорту было некуда, да и не на что.

И Франц отправляется в единственное место, где он мог найти себе приют в Москве, — Немецкую слободу. Следующие два года для него были очень тяжёлыми, сказывалось отсутствие работы и денег.

Через некоторое время он всё же поступил на службу, сначала к датскому, а затем английскому послу на условиях своего возвращения в Европу. Но надежды Франца не оправдались. В связи с началом войны с Турцией московское правительство закрыло границы. Лефорт попытал счастье ещё раз и после наведения справок в 1678 г. был зачислен в русскую армию в чине капитана. Немало этому способствовала его женитьба на дочери полковника и сближение с Патриком Гордоном, иностранцем, проживавшим в той же Немецкой слободе.

Следующие два с половиной года Лефорт участвует в походах, служит в Киеве, выполняет различные поручения. Его военная карьера шла медленно, но, вернувшись из отпуска в 1682 г., он снова застаёт в России большие перемены, после смерти царя Фёдора в стране правит его сестра — Софья. Ближайшим другом царицы был Василий Васильевич Голицын, знавший Лефорта и благоволивший к нему.

Карьера Франца быстро пошла в гору: в 1683 г. он получает чин майора, участвует в Крымских походах, в 1687 г. его производят в полковники.

Но уже через два года карьера рухнула — правительство Софьи пало, Голицын был отправлен в ссылку, где впоследствии и скончался. В России начиналась эпоха Петра I.

Вопросы

1. Какие черты характера были свойственны Францу Лефорту? Какие из них вызывают у вас симпатию/антипатию?

2. Как вы считаете, что повлияло на формирование взглядов, убеждений этого исторического лица?

Учитель. Мы познакомились с нашим героем заочно, пришло время взглянуть на его портрет. (На экран проецируется портрет Франца Лефорта.) Опишите внешность нашего персонажа.

Выслушиваются ответы учеников.

Учитель. До наших дней дошёл портрет Лефорта с гравюры художника Шенка, написанный либо в конце жизни Франца Яковлевича в 1698 г., либо сразу после его смерти. Лефорт гордо восседает в кресле в московском одеянии и европейском парике. Высокий ростом, хорошо сложенный, с красивым холёным лицом, он, безусловно, выделялся своим видом среди приближённых Петра. Судя по портрету, мы можем говорить об изысканных манерах, которые были присущи этому человеку.

Одним из главных событий, определивших дальнейшую судьбу Франца Лефорта, стало знакомство с Петром I. Большинство историков склоняются к версии, что это произошло осенью 1689  г. Первое посещение царём дома Лефорта в Немецкой слободе относится к 3 сентября 1690 г.

С тех пор Пётр часто заезжал к другу на обед, а иногда оставался у него ночевать. Что могло привлечь молодого царя в этом военном служаке, что нового и интересного привнёс Франц Лефорт в жизнь царя, почему Пётр при каждом удобном случае ехал к нему в Немецкую слободу? У царя было ценное качество — он умел находить людей, которые полностью понимали его замыслы и могли их реализовывать. Таким был и Франц Лефорт. Обратимся к документальному свидетельству современников, знавших и Лефорта и Петра.

Работа с раздаточным материалом (Приложение 1).

Вопросы и задания

1. На основе документальных источников выясните, как относились к Францу Лефорту его современники.

2. Можно ли сказать, что эти оценки объективны? Подтвердите свой ответ фактами.

3. Какое влияние, по мнению современников, оказывал Лефорт на Петра? Как складывались их отношения?

На следующем этапе урока ученикам предстоит определить роль Франца Лефорта в истории, оценить его деятельность. Учитель организует групповую работу учащихся: класс делится на 4 группы, каждая из которых получает указания к тексту учебника, раздаточный материал и вопросы к ним. (Приложение 2)

Вопросы для групп

1. Назовите события, в которых принимал участие Франц Лефорт.

2. Оцените его деятельность:

• в чьих интересах он действовал?
• помогал ли он укреплению российского государства, развитию страны?
• как его деятельность повлияла на последующий ход исторических событий?

3. Выскажите своё отношение к действиям Франца Лефорта: какие поступки вызывают у вас восхищение, какие неодобрение? Какими средствами он достигал цели?

По завершении работы в группах учитель организует проверку выполненной работы.

Учитель. Подведём итоги нашего урока. Мы можем выделить две точки зрения на личность Франца Лефорта. С одной стороны, Лефорт предстаёт перед нами как человек, познакомивший Петра с европейской культурой, личностью, способной повести юного царя по пути прогресса. Другая точка зрения: Лефорт — проходимец, разрушивший русскую самобытность и культуру, потакавший самым низменным, отрицательным чертам характера царя. Спор об этом человеке не закончен и в наши дни, но очевидно одно — имя Франца Яковлевича Лефорта вписано в историю нашей страны рядом с именем первого императора России Петра Великого.

Домашнее задание

Объясните новые слова, появившиеся в русском языке при Петре I (адмирал, генерал, капитан, ассамблея, армия, флот).

Найдите дополнительную литературу, содержащую сведения о Франце Лефорте, прочитайте её и расширьте полученные на уроке знания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Современники о Франце Лефорте

1. «Он обладал обширным и очень образованным умом, проницательностью, присутствием духа, невероятной ловкостью в выборе лиц, ему нужных, и необыкновенным знанием могущества и слабости главнейших частей российского государства... В основе его характера лежали твёрдость, непоколебимое мужество и честность. По своему же образу жизни он был человеком распутным...» (Из высказываний современника)

2. «Помянутый Лефорт был человек забавный и роскошный или назвать дебошан французский. Днём и ночью он предавался удовольствиям, обедам, балам, банкетам, игре в карты, дебошам с женщинами и постоянным попойкам, от которых он, кстати, и к пятидесяти годам скончался». (Князь Б.И.Куракин)

3. «Всё, что он имеет, он раздаёт своим друзьям». «Генерал обычно ничего не делает как в отношении государственных дел, так и по отношению к своим личным делам, пока сам царь не распорядится лично». «…был человеком, обладавшим особой способностью распоряжаться делами этого монарха так, что до сих пор никто не может делать этого так, как делал он». (Из писем племянника — Петра Лефорта)

4. «Его царское величество очень его <Лефорта> любит и ценит его выше, чем какого-либо другого иноземца. Его чрезвычайно любит также вся знать и иностранцы. При дворе только и говорят о его величестве и о Лефорте. Они неразлучны. Его величество часто посещает его и два или три раза у него обедает». (Из письма родственника Лефорта — Сенебье)

5. «Лефорт великолепно одевается и, вероятно, выписал своё платье из Франции. Однако странным кажутся множество колец, которые он носит на пальцах, а также повязка из изумрудов, которую он носит на волосах. Он очень вежлив и с гордой осанкой, поддерживает с двумя товарищами значение своего сана. Мне очень нравится его постель, украшенная персидской парчой. С товарищами он говорит по-московски, с другими по-французски». (Свидетельство чиновника во время приёма Великого посольства)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вклад Франца Лефорта в развитие России
(дополнение к учебнику)

Группа № 1

Учебник.

С января 1695 г. начались приготовления Петра I к походу на Азов. Пётр назначил Лефорта командующим одного из трёх отрядов численностью 10—12 тыс. человек, что было самым крупным воинским формированием в армии. Его главной задачей было приступить к осаде крепости с левого фланга, где располагался самый ответственный и опасный участок. Взять штурмом крепость не удалось, и Лефорт отдаёт приказ о строительстве оборонительных сооружений вокруг лагеря русских для длительной осады, но и это не приносит ожидаемого результата. В октябре Пётр принимает решение о выводе русских войск из-под Азова в село Коломенское. Во время одного из переходов Лефорт упал с лошади, ударился правым боком о камень и, лишённый возможности самостоятельно передвигаться, был вывезен в Москву.

4 декабря того же года в доме Лефорта Пётр собрал военный совет, где обсуждали вопрос о подготовке нового похода, и в частности о постройке и оснащении флота для блокады Азова с моря. На этом же совещании царь даровал Францу звание адмирала будущего флота. Историк М.М.Богословский так комментировал это решение царя: «Очевидно, не какие-либо познания Лефорта в морском деле и не способности его к мореплаванию или кораблестроению оказали влияние на решение царя, а только дружба и симпатии к нему и преданность, которой тот платил за эту дружбу. Разумеется, адмиральское звание для Лефорта было только почётным, украшающим титулом. Действительное направление всего дела сооружения флота Пётр оставил за собой». В марте 1696 г., так и не оправившись от падения, Лефорт выехал из Москвы в Азов, к его прибытию русский флот уже взял турецкую крепость.

В декабре в Кремлёвском дворце состоялось награждение победителей. Лефорту были преподнесены богато отделанные ружья и пистолеты, золотой кубок и кафтан с соболями, а также Пётр пожаловал ему деревню Богоявленскую Епифанского уезда в 140 дворов и деревню Красное Рязанского уезда. Адмирал получил почётный титул наместника Новгородского великого княжества и новый дом в Немецкой слободе.

Группа № 2

Учебник.

Идея путешествия в Западную Европу возникла у Петра не без участия Франца Лефорта. Ещё во время Азовского похода Лефорт убеждал царя в целесообразности этой поездки, ставя главной целью предприятия создание представления заграницей о России как европейской державе. Организуя дипломатическую миссию, Пётр также надеялся найти союзников против Турции, закупить военное снаряжение и пригласить на русскую службу иностранных специалистов. Царь находился в поездке полтора года, большую часть времени проведя в Голландии и Англии.

В Голландии Пётр обучался плотницкому делу и стал профессиональным корабелом. В Англии посещал музеи и библиотеки, монетные дворы и заводы, побывал в Оксфордском университете и Гринвичской обсерватории.

Итоги Великого посольства были чрезвычайно важны для укрепления дипломатических отношений России. Что касается первого посла — Франца Лефорта, то его роль как советника царя была необыкновенно велика. Знание европейских традиций и обычаев, владение искусством дипломатии оказало неоценимую помощь русскому посольству, без такого соратника Петр в те годы вряд ли рискнул бы на столь ответственное и нетрадиционное путешествие в Европу.

Группа № 3

Учебник.

Немецкая слобода ко времени возникновения дружбы Лефорта и Петра приобрела своеобразный внешний облик и походила, по словам современников, на «немецкий город, большой и людный». Иноземцы были весьма зажиточными людьми, жили на свой лад, соблюдая европейские обычаи, обустраивали свою жизнь, вспоминая далёкую родину, запечатлевая традиции в архитектуре и правилах быта. Поэтому и район этот был похож на западноевропейский город с такими же, как и в европейских странах, прямыми улицами, домами, крытыми черепицей, палисадниками с цветами. Дома голландской и немецкой архитектуры, сады с фонтанами и беседками, цветниками и оранжереями, где цвели розы, тюльпаны, не могли не удивлять молодого государя. Заморскими «диковинками» были наполнены и дома её жителей: затейливыми механическими часами, музыкальными шкатулками, книгами, гравюрами, альбомами с видами европейских городов, математическими и другими инструментами. Сами москвичи обходили слободу стороной, называя её жителей «кукуйцами», от протекавшего неподалеку ручья Кукуя.

В Немецкой слободе Пётр мог значительно расширить круг знающих и верных ему людей, получить информацию о европейских новинках и полностью, не боясь боярского надзора, погрузиться в новую для него светскую жизнь. Царь любил бывать у Лефорта в его небольшом доме на берегу реки Яузы. По приказу хозяина дом отделали на французский лад с особым изяществом и роскошью. Пётр заезжал к другу запросто, порой без предупреждения, всегда с шумной и многочисленной компанией. Где же ещё мог молодой Пётр поделиться с друзьями своими планами? В стенах Кремля его всё угнетало, наводило на грустные воспоминания о стрелецких бунтах и о гибели родных людей. Дом Лефорта был подходящим местом во всех отношениях. С 1691 г. Пётр повелевает выдать Францу 200 рублей на обустройство дома в Немецкой слободе. А зимой 1692 г. по распоряжению Петра к его жилищу начинают пристраивать новую залу для приёма гостей. Царь настолько привык к празднествам у Франца, что сделал его дом представительским, здесь со временем стали принимать и иностранных послов. Дом Лефорта стал напоминать дворец сиятельного вельможи. В 1692 г. Лефорт выпрашивает у царя деньги и землю на левом берегу реки Яузы, как раз напротив своего дома для закладки военной слободы в 500 домов и военного плаца; впоследствии эта местность превратилась в московский район Лефортово.

Группа № 4

Учебник.

В 1697 г. на правом берегу реки Яузы архитектором Дмитрием Аксамитовым был построен дворец для Франца Лефорта, ставший местом проведения светских собраний — ассамблей. 19 февраля 1699 г. здесь состоялась прощальная аудиенция бранденбургского посла, именно этот приём можно назвать первой петровской ассамблей.

Что мог предложить Лефорт на подобных собраниях? Обратимся к роману А.Н.Толстого «Пётр Первый». «Скрипка, альты, гобои и литавры играли на хорах старые немецкие песни, русские плясовые, церемониальные менуэты, весёлые англезы. Табачный дым клубился в лучах, бивших сквозь круглые окошки двухсветной залы… Пир всё тянулся, будто день никогда не кончится…» На подобных вечерах стали присутствовать жены и дочери русского дворянства, что, безусловно, меняло представление о роли женщины в обществе. В собраниях звучала иностранная музыка и исполнялись западноевропейские танцы. Обязательным элементом было табакокурение, к которому пристрастился и сам Пётр. Со временем была организована игра в шахматы, но строго запрещены карты.

Франц Лефорт не дожил до знаменитого указа царя об учреждении ассамблей, хотя невольно принял участие в его разработке. Царь, издавая указ, конечно же, опирался на порядки, заведённые в доме Лефорта.

Но не только этим ограничился вклад Лефорта в европеизацию России. Следуя моде, Пётр ввёл в обиход новую одежду, которая отличалась от привычной русской. 1 апреля 1690 г. в гардеробе Петра появилось «немецкое платье», состоящее из камзола, чулок и башмаков, к нему прилагалась шпага на шитой золотом перевязи и парик. Часть материалов для этого платья была куплена у Лефорта. Событие это вызвало переполох у приверженцев старорусских порядков, поэтому и носить своё европейское платье Пётр решался пока только среди иноземцев, в Немецкой слободе. В том же Лефортовском дворце Пётр собственноручно укорачивал платья и брил бороды.

Все эти новшества Пётр впоследствии закрепит указом 1701 г. «О ношении всякого чина людям Немецкого платья и обуви…» уже после смерти своего любимца.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Олівець
Просмотров: 2094 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0