Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 07:01:59
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Нацистский режим и нацистское государство
10.03.2011, 10:09:31

Цели урока:
— описать процесс превращения Германии в тоталитарное государство;
— показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме;
— раскрыть содержание понятий национальная и расовая дискриминация, геноцид; описать конкретные проявления геноцида; показать, что массовое уничтожение евреев и цыган было существенным звеном в цепи нацистских планов установления нового порядка;
— добиться понимания школьниками преступного характера нацистского режима, понимания того, что война с Германией в середине ХХ столетия была принципиальным противостоянием.

Средства обучения:
— карта Европы перед началом Второй мировой войны.
— карта территорий, оккупированных нацистской Германией в ходе Второй мировой войны;
— пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста» (далее — пакет-комплект).

Ход урока

В начале урока проводится краткий опрос учащихся, имеющий целью выяснить, насколько они помнят историю Ваймарской республики и обстоятельства прихода нацистов к власти. В ходе беседы с классом также перечисляются характерные черты тоталитарного режима, которые изучались на материале отечественной истории 1930-х гг.
Особое внимание при опросе рекомендуется обратить на то, в какой степени ученики владеют терминами и понятиями, относящимися к теме, насколько четко, например, выделяют такие признаки тоталитарного государства, как однопартийная система, слияние партийного и государственного аппарата, ликвидация разделения властей, тотальный идеологический контроль и террор. Очень важно также понимание учащимися терминов ксенофобия, антисемитизм, национальные и расовые предрассудки, расизм. Учителю стоит объяснить роль расизма и антисемитизма в возникновении НСДАП и в ее борьбе за власть.
Закончив опрос и скорректировав ответы школьников, учитель объявляет тему и переходит к изложению нового материала.

Рассказ учителя

Назначение Гитлера рейхсканцлером в 1933 г. означало фактический конец Веймарской республики. Новое, невиданное ранее тоталитарное государство, к строительству которого приступила НСДАП, получит впоследствии и новое название — Третий рейх (первой империей считалась средневековая Священная Римская империя германской нации, начало которой было положено в 962 г. и которая просуществовала до 1806 г., а второй — Германская империя 1871—1918 гг.).
Довольно сложная структура тоталитарного государства не могла возникнуть в одночасье, но в Германии процесс ее строительства занял весьма короткое время — к 1936 г. она вполне сложилась. В ее создании нацисты преуспели И потому, что в отличие от большевиков и итальянских фашистов не импровизировали. Опыт двух родственных режимов прекрасно послужил НСДАП. Избежав ошибок и шатаний, свойственных тоталитарным экспромтам в России и Италии, нацисты сразу разработали план действий и имели в виду четкую цель.
Гитлер, придя к власти законным путем, получил в управление страну всё еще демократическую — несмотря на массовое недоверие граждан к демократическим институтам. Перестройка политической, социальной и экономической систем, ликвидация оппонентов, огосударствление всех сфер общественной жизни, абсолютизация единоличной власти и создание условий для внешней агрессии — таковы были стоящие перед Гитлером задачи.
Гитлер стал рейхсканцлером не в результате выборов. По законам Веймарской республики его правительство либо должно было стать коалиционным — либо требовалось назначить новые выборы. Коалиция с другими партиями Гитлера, конечно, не устраивала, а значит, следовало распустить рейхстаг и организовать новые выборы. Они и были назначены на 5 марта 1933 г.
Но до этого срока НСДАП предприняла целый ряд шагов для того, чтобы выборы стали пустой формальностью. Нацистам удалось избавиться от конкурентов и оппонентов. Их список открывала Коммунистическая партия Германии.
27 февраля 1933 г. совершенно неожиданно начался пожар в здании рейхстага. Как выяснилось позже, поджог был организован штурмовиками СА, но обвинили в нем немецких и болгарских коммунистов. «Это перст Божий. Теперь ничто не помешает нам уничтожить коммунистов железным кулаком», — заявил Гитлер, узнав о пожаре.
Несмотря на то, что на процессе над коммунистами (21 сентября — 23 декабря 1933 г. в Лейпциге) обнаружилась очевидная беспочвенность обвинений, с коммунистами было покончено: партия была запрещена, большая часть лидеров — репрессирована.
В антикоммунистических гонениях активнейшее участие приняли широкие массы населения, склонившиеся на сторону сильнейшей из «партий нового типа». Неделя с 28 февраля по 5 марта — это «неделя пробудившегося народа»; пробуждение состояло в экстатических митингах и погромах, антикоммунистических и антиеврейских.

Таблица 1. Нацистские законы времен становления тоталитарного государства

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте документ 1 и таблицу 1, ответив на следующие вопросы:
— какие задачи ставила перед собой нацистская партия после прихода к власти;
— были ли эти задачи решены в результате законодательной деятельности нацистов в 1934—1935 гг.;
— можно ли, используя материал таблицы, доказать, что в Германии к 1936 г. было создано тоталитарное государство?

ДОКУМЕНТ 1

Гитлер о принципах организации
государственной власти (март 1933 г.)

Полное коренное изменение современного внутриполитического положения. Никакой терпимости по отношению к взглядам, препятствующим достижению наших целей. Кто не исправится, должен быть сломлен. Беспощадное искоренение марксизма. Смерть за измену стране и народу. Строжайшее авторитарное государственное руководство. Ликвидация раковой опухоли демократии.

В ходе работы учащиеся должны раскрыть внутриполитические цели нацистов и методы их достижения. Опираясь на ранее изученный материал (прежде всего сведения из советской истории сталинского периода), школьники доказывают, что в Германии складывалось государство тоталитарного типа (его признаки — однопартийная система, слияние партийных и государственных органов, ликвидация демократических свобод и т.д.).

Продолжение рассказа учителя

Тоталитаризм нуждается не только в сильной репрессивной системе, но и в поддержке населения. Для того, чтобы эта поддержка, весьма активная вначале (во время кризиса, приведшего нацистов к власти), не пропала при нормализации обстановки в стране, население должно быть теснейшим образом привязано к государству.
С этой целью создается система «приводных ремней» (выражение советское, но очень точное), которые население политизируют, поддерживая его в состоянии однородной истеричной массы, в которой, по выражению Гитлера, «нет места мысли».
«Приводными ремнями», соединяющими в одно неразрывное целое государство и население, могут служить профсоюзы, школа, армия, молодежные и женские объединения, местные органы власти и т.д. Главная цель их — придать политический смысл любой деятельности человека.
Частная жизнь в тоталитарном обществе была просто невозможна. Каждый немец сначала попадал в детскую политическую организацию Юнгфольк, затем, с четырнадцати лет, — в Гитлерюгенд, затем — в СА; кое-кто вступал в НСДАП, избранные зачислялись в СС.
Политическим воспитанием занимались на стройках народного хозяйства, в Германском трудовом фронте, заменившем 1 мая 1934 г. ликвидированные профсоюзы, в армии. Школа, институт, заводской цех, кинотеатры и театры, стадионы — все социальные институты делали невозможным существование человека вне политики и вне государства.

Задания школьникам

1. Проанализировать:
а) высказывание Гитлера (документ 2);
б) расписание уроков в немецкой нацистской школе для девочек (см. таблицу 2);
в) сочинение школьницы Эрны Листинг, опубликованное в антисемитской газете «Дер Штюрмер» (см.: Полторак Д. История Холокоста; документ опубликован в газете «История» в № 41/2002).
2. Старшеклассники отвечают на вопросы:
— какие цели ставились перед школой в нацистской Германии;
— каковы были способы достижения этих целей;
— удалось ли достигнуть этих целей?

ДОКУМЕНТ 2

Гитлер о воспитании

Моя педагогика тверда. Слабость должна быть изничтожена. В моих замках подрастет молодежь, которая ужаснет мир. Мне нужна молодежь, жаждущая насилия, власти, никого не боящаяся, страшная. Свободный прекрасный хищный зверь должен сверкать в ее глазах. Мне не нужен интеллект. Знания погубили бы мою молодежь.

Таблица 2. Расписание уроков в нацистской школе для девочек

Продолжение рассказа учителя

«Приводным ремнем» нацистского государства становилась и экономика. Тоталитаризм не терпит свободного предпринимательства, и поэтому в экономике должны были произойти серьезнейшие изменения.
Говоря о хозяйственной деятельности тоталитарного государства, следует иметь в виду, что ее цель, как это ни парадоксально, не является чисто экономической: тоталитарное государство использует хозяйственные механизмы для решения политических задач. Народное хозяйство ставится на службу государству.
В нацистской Германии на экономику был распространен принцип фюрерства. Финансовая элита (та ее часть, которая поддержала нацистский переворот) и государство сращивались; промышленники занимали важные места в правительстве и нацистской партии. Предприниматель становился не просто хозяином и руководителем производства, но и его фюрером.
Рабочие, таким образом, обязывались абсолютно подчиняться владельцу фабрики и заводу, наделенному теперь государственными полномочиями. Плохая работа, прогул или, не дай Бог, забастовка отныне рассматривались как политическая акция, а не трудовой проступок.
Важной чертой экономики Германии было то, что она перестала ориентироваться на потребителя. Лозунгом ее стали слова Германа Геринга: «Пушки вместо масла!»
Этот принцип был положен в основу хозяйственного планирования, ориентированного прежде всего на восстановление военной промышленности в обход Версальского договора и на подготовку к новым вооруженным столкновениям. Стремительное развитие военной промышленности требовало от Германии мобилизации всех сил; отсюда — лишение крестьянства права на хозяйственную инициативу (с 1937 г. крестьяне были обязаны сдавать зерно государству); отсюда — трудовая повинность (с 1935 г. каждый юноша должен был перед призывом в армию год проработать на военных объектах).
Конечно, такая политизация всего и вся нуждается в идее. Таковой стала борьба с врагами, мешающими Германии строить великое государство. Первый враг оказался на самом верху нацистской иерархии. Борясь с ним, Гитлер одновременно указывал массе на врага и избавлялся от людей, могущих быть опасными для его власти.
В ночь на 30 июня 1934 г. во время запланированной и подготовленной акции отрядами СС была полностью уничтожена верхушка СА во главе с Эрнстом Ремом — одним из давних сподвижников и конкурентов фюрера, а также некоторые старые соперники Гитлера в партии, с которыми он до времени вынужден был мириться. Это событие, ночь длинных ножей, было, конечно, очень похоже на борьбу с уклонами и оппозициями в сталинском СССР. Убиваемые нацисты гибли с криками «Да здравствует фюрер!» — и так же, как в СССР, их обвиняли в измене партии и государству, шпионаже и т.д.
Но это был враг временный, справиться с которым оказалось достаточно легко. Тоталитарный режим нуждался в «настоящем» враге: коварном, злобном, плетущим заговоры, во враге, борьба с которым могла бы стать постоянным делом, способствующим промыванию мозгов и политической мобилизации масс.
Учитель предлагает классу вопрос о том, кто мог бы сыграть роль такого врага. При этом школьникам предлагается вспомнить об особенностях нацистской идеологии. Получив ответ: «Евреи», — учитель продолжает рассказ.
Да, конечно, это были описанные в «Майн Кампф» «извечные враги высшей арийской расы». И действительно, практически сразу после прихода нацистов к власти евреи были объявлены «врагами Рейха», а через некоторое время этот тезис получил свое политическое и юридическое подтверждение.

Работа с документом

Учащимся раздается документ «Нюрнбергские законы» («Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 г.») из упомянутого пакета-комплекта материалов и предлагается проанализировать текст, ответив на следующие вопросы:
— какие ограничения налагали Нюрнбергские законы на профессиональную деятельность евреев;
— как ограничивались права евреев в быту, в повседневной жизни, как этими ограничениями унижалось человеческое достоинство;
— как ограничивались семейные права евреев, что происходило со смешанными браками?
Разобрав ответы, основанные на конкретных примерах из документов, учитель продолжает рассказ.

Продолжение рассказа учителя

Итак, мы можем сделать вывод о том, что в нацистской Германии проводилась целенаправленная политика ущемления прав людей по национальному и расовому признаку. Для обозначения такой политики существует специальное понятие — национальная и расовая дискриминация.
Эта дискриминация вырастает из ксенофобии, подготавливается формированием стереотипов и предрассудков; далее следует создание расистской идеологии и партии, политика которой основана на этой идеологии.
Пиком политики расовой дискриминации в предвоенной Германии стала ночь с 9 на 10 ноября 1938 г., когда нацистами был учинен всегерманский еврейский погром. Объектом особой ненависти гитлеровцев и распаленной ими толпы стали крупные универсальные магазины, принадлежавшие евреям. Из-за огромного количества разбитых витрин этот погром получил название хрустальная ночь.
Но до начала большой войны нацисты еще соблюдали некую видимость «правового» подхода к «борьбе за чистоту расы и крови»: многие евреи смогли эмигрировать, а в самой Германии, несмотря на дискриминацию, непосредственной угрозы их жизни не было: заправилы режима еще заботились о мировом общественном мнении.
Главный ужас ждал человечество с началом Второй мировой войны. Теоретиками нацистской партии была разработана новая псевдонаука: так называемая биополитика, в соответствии с которой надлежало строить — на расовой основе — жизнь завоеванной Европы.
Программа переустройства Европы получила название новый порядок. Суть этого нового порядка была проста — завоеванная территория объявлялась «жизненным пространством» высшей арийской расы и эта «раса господ», ее вожди, должны были решать: кому и как в этом пространстве дозволяется жить, а кто в нем жить не должен. Естественно, «извечным врагам» — евреям — в праве на жизнь было отказано.
Весной 1941 г. принимается решение о полном уничтожении еврейского народа. Через год рождается и официальный термин: «окончательное решение еврейского вопроса».
К проведению этого решения в жизнь нацистское руководство подошло с истинно немецкой аккуратностью и педантичностью. Евреи подлежали изоляции в специальных поселениях — гетто, откуда они постепенно передавались в руки специальных айнзац-групп СС, которые занимались массовыми расстрелами. Когда выяснилось, что уничтожение «низшей расы» с помощью расстрелов идет слишком медленно, план был пересмотрен и главным местом убийств стали специально построенные гигантские лагеря смерти: Освенцим, Майданек, Дахау и другие. Доставленные в концлагеря узники убивались отравляющим газом в специальных газовых камерах, а их тела сжигались в круглосуточно работавших гигантских крематориях.
В течение 1941—1945 гг. в ходе «окончательного решения еврейского вопроса» были уничтожены шесть миллионов евреев — две трети живших в Европе. После войны для обозначения этой беспримерной трагедии было использовано древнегреческое слово Холокост, в буквальном переводе означающее «огненное жертвоприношение».
Весной 1942 г. группой специалистов, работавших в Берлинском университете, по заданию Гиммлера был разработан план «Ост» — план использования немцами оккупированных территорий СССР.

Работа с документом

Учащимся раздается документ 3 и предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:
— какая участь ожидала славянские народы согласно плану «Ост»;
— как Вы думаете, можно ли считать Холокост своего рода «генеральной репетицией» нацистской политики массового истребления народов;
— на Нюрнбергском процессе (суде над крупнейшими нацистскими преступниками) было сформулировано понятие «преступления против человечества»; попробуйте, опираясь на документ и известные вам факты о Холокосте, объяснить, что означает это понятие.

ДОКУМЕНТ 3

Из директивы А.Гитлера министру по делам
восточных территорий  А.Розенбергу
о введении в действие Генерального плана «Ост»
(23 июля 1942 г.)

Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна ... образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста...
Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…
Говоря пo-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год.

Получив ответы, содержащие приблизительное объяснение понятия преступления против человечества — как массового истребления людей, учитель продолжает изложение материала.

Рассказ учителя

Наверное, самым ужасным, оставшимся навсегда в памяти человечества преступлением нацистов стало именно истребление народов — сознательное, продуманное, планомерное уничтожение людей по национальному признаку. Для обозначения этого страшного явления юристам пришлось ввести специальное понятие — геноцид.

Геноцид представляет собой высшую и закономерную ступень развития идеи национального и расового превосходства. Действительно, если рассматривать представителей других народов как «недочеловеков» (а именно такое слово — Untermensсhen — употребляли нацистские идеологи по отношению к евреям, славянам, цыганам), то их уничтожение является вполне закономерным и морально оправданным: надо же освободить «жизненное пространство» для высшей расы...
Закономерной выглядит и вся внутренняя логика развития национализма, расизма и фашизма: из ксенофобии возникают предрассудки и стереотипы, закрепляющие чувство ненависти к другому народу; затем формируется расистская идеология, подводящая под эту ненависть теоретическую базу; возникает партия, которая проповедует эту идеологию приходит к власти, опираясь на ослепленные ненавистью массы и начинает проводить политику расовой дискриминации, окончательно закрепляя в сознании людей образ недочеловека. Финалом оказывается кошмар геноцида.
Нацистам удалось (к счастью, лишь отчасти) осуществить только одно из задуманных ими преступлений — массовое истребление евреев и цыган, но, как мы теперь понимаем, огненное жертвоприношение ждало не только их.
Приступая к изучению Второй мировой войны, необходимо помнить, что эта война была не только борьбой между государствами, это была борьба всего человечества против абсолютно бесчеловечного и преступного режима, борьба за спасение в человеке человеческого начала.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Вилли | Теги: урок истории, поурочные планы, открытый урок, История, школьный урок, методическая копилка, конспект урока, в помощь учителю
Просмотров: 2358 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0