Цели урока:
— описать процесс превращения Германии в
тоталитарное государство;
— показать бесчеловечный характер идеологии
и политики нацистского режима, основанных на
расизме и антисемитизме;
— раскрыть содержание понятий национальная
и расовая дискриминация, геноцид; описать
конкретные проявления геноцида; показать, что
массовое уничтожение евреев и цыган было
существенным звеном в цепи нацистских планов
установления нового порядка;
— добиться понимания школьниками преступного
характера нацистского режима, понимания того,
что война с Германией в середине ХХ столетия была
принципиальным противостоянием.
Средства обучения:
— карта Европы перед началом Второй мировой
войны.
— карта территорий, оккупированных
нацистской Германией в ходе Второй мировой
войны;
— пакет-комплект документальных материалов
«История Холокоста» (далее — пакет-комплект).
Ход урока
В начале урока проводится краткий опрос
учащихся, имеющий целью выяснить, насколько они
помнят историю Ваймарской республики и
обстоятельства прихода нацистов к власти. В ходе
беседы с классом также перечисляются
характерные черты тоталитарного режима, которые
изучались на материале отечественной истории
1930-х гг.
Особое внимание при опросе рекомендуется
обратить на то, в какой степени ученики владеют
терминами и понятиями, относящимися к теме,
насколько четко, например, выделяют такие
признаки тоталитарного государства, как
однопартийная система, слияние партийного и
государственного аппарата, ликвидация
разделения властей, тотальный идеологический
контроль и террор. Очень важно также понимание
учащимися терминов ксенофобия, антисемитизм,
национальные и расовые предрассудки, расизм.
Учителю стоит объяснить роль расизма и
антисемитизма в возникновении НСДАП и в ее
борьбе за власть.
Закончив опрос и скорректировав ответы
школьников, учитель объявляет тему и переходит к
изложению нового материала.
Рассказ учителя
Назначение Гитлера рейхсканцлером в
1933 г. означало фактический конец Веймарской
республики. Новое, невиданное ранее тоталитарное
государство, к строительству которого
приступила НСДАП, получит впоследствии и новое
название — Третий рейх (первой империей
считалась средневековая Священная Римская
империя германской нации, начало которой было
положено в 962 г. и которая просуществовала до
1806 г., а второй — Германская империя
1871—1918 гг.).
Довольно сложная структура тоталитарного
государства не могла возникнуть в одночасье, но в
Германии процесс ее строительства занял весьма
короткое время — к 1936 г. она вполне сложилась.
В ее создании нацисты преуспели И потому, что в
отличие от большевиков и итальянских фашистов не
импровизировали. Опыт двух родственных режимов
прекрасно послужил НСДАП. Избежав ошибок и
шатаний, свойственных тоталитарным экспромтам в
России и Италии, нацисты сразу разработали план
действий и имели в виду четкую цель.
Гитлер,
придя к власти законным путем, получил в
управление страну всё еще демократическую —
несмотря на массовое недоверие граждан к
демократическим институтам. Перестройка
политической, социальной и экономической систем,
ликвидация оппонентов, огосударствление всех
сфер общественной жизни, абсолютизация
единоличной власти и создание условий для
внешней агрессии — таковы были стоящие перед
Гитлером задачи.
Гитлер стал рейхсканцлером не в результате
выборов. По законам Веймарской республики его
правительство либо должно было стать
коалиционным — либо требовалось назначить новые
выборы. Коалиция с другими партиями Гитлера,
конечно, не устраивала, а значит, следовало
распустить рейхстаг и организовать новые выборы.
Они и были назначены на 5 марта 1933 г.
Но до этого срока НСДАП предприняла целый ряд
шагов для того, чтобы выборы стали пустой
формальностью. Нацистам удалось избавиться от
конкурентов и оппонентов. Их список открывала
Коммунистическая партия Германии.
27 февраля 1933 г. совершенно неожиданно начался
пожар в здании рейхстага. Как выяснилось позже,
поджог был организован штурмовиками СА, но
обвинили в нем немецких и болгарских
коммунистов. «Это перст Божий. Теперь ничто не
помешает нам уничтожить коммунистов железным
кулаком», — заявил Гитлер, узнав о пожаре.
Несмотря на то, что на процессе над коммунистами
(21 сентября — 23 декабря 1933 г. в Лейпциге)
обнаружилась очевидная беспочвенность
обвинений, с коммунистами было покончено: партия
была запрещена, большая часть лидеров —
репрессирована.
В антикоммунистических гонениях активнейшее
участие приняли широкие массы населения,
склонившиеся на сторону сильнейшей из «партий
нового типа». Неделя с 28 февраля по 5 марта —
это «неделя пробудившегося народа»; пробуждение
состояло в экстатических митингах и погромах,
антикоммунистических и антиеврейских.
Таблица 1. Нацистские законы
времен становления тоталитарного государства
Задание для самостоятельной
работы
Проанализируйте документ 1 и таблицу 1, ответив
на следующие вопросы:
— какие задачи ставила перед собой нацистская
партия после прихода к власти;
— были ли эти задачи решены в результате
законодательной деятельности нацистов в 1934—1935
гг.;
— можно ли, используя материал таблицы,
доказать, что в Германии к 1936 г. было создано
тоталитарное государство?
ДОКУМЕНТ 1
Гитлер о принципах организации
государственной власти (март 1933 г.)
Полное коренное изменение современного
внутриполитического положения. Никакой
терпимости по отношению к взглядам,
препятствующим достижению наших целей. Кто не
исправится, должен быть сломлен. Беспощадное
искоренение марксизма. Смерть за измену стране и
народу. Строжайшее авторитарное государственное
руководство. Ликвидация раковой опухоли
демократии.
В ходе работы учащиеся должны раскрыть
внутриполитические цели нацистов и методы их
достижения. Опираясь на ранее изученный материал
(прежде всего сведения из советской истории
сталинского периода), школьники доказывают, что в
Германии складывалось государство
тоталитарного типа (его признаки —
однопартийная система, слияние партийных и
государственных органов, ликвидация
демократических свобод и т.д.).
Продолжение рассказа учителя
Тоталитаризм нуждается не только в сильной
репрессивной системе, но и в поддержке населения.
Для того, чтобы эта поддержка, весьма активная
вначале (во время кризиса, приведшего нацистов к
власти), не пропала при нормализации обстановки в
стране, население должно быть теснейшим образом
привязано к государству.
С этой целью создается система «приводных
ремней» (выражение советское, но очень точное),
которые население политизируют, поддерживая его
в состоянии однородной истеричной массы, в
которой, по выражению Гитлера, «нет места мысли».
«Приводными ремнями», соединяющими в одно
неразрывное целое государство и население, могут
служить профсоюзы, школа, армия, молодежные и
женские объединения, местные органы власти и т.д.
Главная цель их — придать политический смысл
любой деятельности человека.
Частная жизнь в тоталитарном обществе была
просто невозможна. Каждый немец сначала попадал
в детскую политическую организацию Юнгфольк,
затем, с четырнадцати лет, — в Гитлерюгенд, затем
— в СА; кое-кто вступал в НСДАП, избранные
зачислялись в СС.
Политическим воспитанием занимались на стройках
народного хозяйства, в Германском трудовом
фронте, заменившем 1 мая 1934 г. ликвидированные
профсоюзы, в армии. Школа, институт, заводской
цех, кинотеатры и театры, стадионы — все
социальные институты делали невозможным
существование человека вне политики и вне
государства.
Задания школьникам
1. Проанализировать:
а) высказывание Гитлера (документ 2);
б) расписание уроков в немецкой нацистской
школе для девочек (см. таблицу 2);
в) сочинение школьницы Эрны Листинг,
опубликованное в антисемитской газете «Дер
Штюрмер» (см.: Полторак Д. История Холокоста;
документ опубликован в газете «История» в №
41/2002).
2. Старшеклассники отвечают на вопросы:
— какие цели ставились перед школой в
нацистской Германии;
— каковы были способы достижения этих целей;
— удалось ли достигнуть этих целей?
ДОКУМЕНТ 2
Гитлер о воспитании
Моя педагогика тверда. Слабость должна быть
изничтожена. В моих замках подрастет молодежь,
которая ужаснет мир. Мне нужна молодежь, жаждущая
насилия, власти, никого не боящаяся, страшная.
Свободный прекрасный хищный зверь должен
сверкать в ее глазах. Мне не нужен интеллект.
Знания погубили бы мою молодежь.
Таблица 2. Расписание уроков в
нацистской школе для девочек
Продолжение рассказа учителя
«Приводным ремнем» нацистского
государства становилась и экономика.
Тоталитаризм не терпит свободного
предпринимательства, и поэтому в экономике
должны были произойти серьезнейшие изменения.
Говоря о хозяйственной деятельности
тоталитарного государства, следует иметь в виду,
что ее цель, как это ни парадоксально, не является
чисто экономической: тоталитарное государство
использует хозяйственные механизмы для решения
политических задач. Народное хозяйство ставится
на службу государству.
В нацистской Германии на экономику был
распространен принцип фюрерства.
Финансовая элита (та ее часть, которая поддержала
нацистский переворот) и государство сращивались;
промышленники занимали важные места в
правительстве и нацистской партии.
Предприниматель становился не просто хозяином и
руководителем производства, но и его фюрером.
Рабочие, таким образом, обязывались абсолютно
подчиняться владельцу фабрики и заводу,
наделенному теперь государственными
полномочиями. Плохая работа, прогул или, не дай
Бог, забастовка отныне рассматривались как
политическая акция, а не трудовой проступок.
Важной чертой экономики Германии было то, что она
перестала ориентироваться на потребителя.
Лозунгом ее стали слова Германа Геринга: «Пушки
вместо масла!»
Этот
принцип был положен в основу хозяйственного
планирования, ориентированного прежде всего на
восстановление военной промышленности в обход
Версальского договора и на подготовку к новым
вооруженным столкновениям. Стремительное
развитие военной промышленности требовало от
Германии мобилизации всех сил; отсюда — лишение
крестьянства права на хозяйственную инициативу
(с 1937 г. крестьяне были обязаны сдавать зерно
государству); отсюда — трудовая повинность (с 1935
г. каждый юноша должен был перед призывом в армию
год проработать на военных объектах).
Конечно, такая политизация всего и вся нуждается
в идее. Таковой стала борьба с врагами,
мешающими Германии строить великое государство.
Первый враг оказался на самом верху нацистской
иерархии. Борясь с ним, Гитлер одновременно
указывал массе на врага и избавлялся от людей,
могущих быть опасными для его власти.
В
ночь на 30 июня 1934 г. во время запланированной и
подготовленной акции отрядами СС была полностью
уничтожена верхушка СА во главе с Эрнстом Ремом
— одним из давних сподвижников и конкурентов
фюрера, а также некоторые старые соперники
Гитлера в партии, с которыми он до времени
вынужден был мириться. Это событие, ночь длинных
ножей, было, конечно, очень похоже на борьбу с
уклонами и оппозициями в сталинском СССР.
Убиваемые нацисты гибли с криками «Да
здравствует фюрер!» — и так же, как в СССР, их
обвиняли в измене партии и государству, шпионаже
и т.д.
Но это был враг временный, справиться с которым
оказалось достаточно легко. Тоталитарный режим
нуждался в «настоящем» враге: коварном, злобном,
плетущим заговоры, во враге, борьба с которым
могла бы стать постоянным делом, способствующим
промыванию мозгов и политической мобилизации
масс.
Учитель предлагает классу вопрос о том, кто мог
бы сыграть роль такого врага. При этом школьникам
предлагается вспомнить об особенностях
нацистской идеологии. Получив ответ: «Евреи», —
учитель продолжает рассказ.
Да, конечно, это были описанные в «Майн Кампф»
«извечные враги высшей арийской расы». И
действительно, практически сразу после прихода
нацистов к власти евреи были объявлены «врагами
Рейха», а через некоторое время этот тезис
получил свое политическое и юридическое
подтверждение.
Работа с документом
Учащимся раздается документ «Нюрнбергские
законы» («Закон о защите немецкой крови и
немецкой чести от 15 сентября 1935 г.») из
упомянутого пакета-комплекта материалов и
предлагается проанализировать текст, ответив на
следующие вопросы:
— какие ограничения налагали Нюрнбергские
законы на профессиональную деятельность евреев;
— как ограничивались права евреев в быту, в
повседневной жизни, как этими ограничениями
унижалось человеческое достоинство;
— как ограничивались семейные права евреев,
что происходило со смешанными браками?
Разобрав ответы, основанные на конкретных
примерах из документов, учитель продолжает
рассказ.
Продолжение рассказа учителя
Итак, мы можем сделать вывод о том, что в
нацистской Германии проводилась
целенаправленная политика ущемления прав людей
по национальному и расовому признаку. Для
обозначения такой политики существует
специальное понятие — национальная и расовая
дискриминация.
Эта дискриминация вырастает из ксенофобии,
подготавливается формированием стереотипов и
предрассудков; далее следует создание
расистской идеологии и партии, политика которой
основана на этой идеологии.
Пиком
политики расовой дискриминации в предвоенной
Германии стала ночь с 9 на 10 ноября 1938 г., когда
нацистами был учинен всегерманский еврейский
погром. Объектом особой ненависти гитлеровцев и
распаленной ими толпы стали крупные
универсальные магазины, принадлежавшие евреям.
Из-за огромного количества разбитых витрин этот
погром получил название хрустальная ночь.
Но до начала большой войны нацисты еще соблюдали
некую видимость «правового» подхода к «борьбе за
чистоту расы и крови»: многие евреи смогли
эмигрировать, а в самой Германии, несмотря на
дискриминацию, непосредственной угрозы их жизни
не было: заправилы режима еще заботились о
мировом общественном мнении.
Главный ужас ждал человечество с началом Второй
мировой войны. Теоретиками нацистской партии
была разработана новая псевдонаука: так
называемая биополитика, в соответствии с
которой надлежало строить — на расовой основе —
жизнь завоеванной Европы.
Программа переустройства Европы получила
название новый порядок. Суть этого нового
порядка была проста — завоеванная территория
объявлялась «жизненным пространством» высшей
арийской расы и эта «раса господ», ее вожди,
должны были решать: кому и как в этом
пространстве дозволяется жить, а кто в нем жить
не должен. Естественно, «извечным врагам» —
евреям — в праве на жизнь было отказано.
Весной 1941 г. принимается решение о полном
уничтожении еврейского народа. Через год
рождается и официальный термин: «окончательное
решение еврейского вопроса».
К проведению этого решения в жизнь нацистское
руководство подошло с истинно немецкой
аккуратностью и педантичностью. Евреи подлежали
изоляции в специальных поселениях — гетто,
откуда они постепенно передавались в руки
специальных айнзац-групп СС, которые занимались
массовыми расстрелами. Когда выяснилось, что
уничтожение «низшей расы» с помощью расстрелов
идет слишком медленно, план был пересмотрен и
главным местом убийств стали специально
построенные гигантские лагеря смерти: Освенцим,
Майданек, Дахау и другие. Доставленные в
концлагеря узники убивались отравляющим газом в
специальных газовых камерах, а их тела сжигались
в круглосуточно работавших гигантских
крематориях.
В течение 1941—1945 гг. в ходе «окончательного
решения еврейского вопроса» были уничтожены
шесть миллионов евреев — две трети живших в
Европе. После войны для обозначения этой
беспримерной трагедии было использовано
древнегреческое слово Холокост, в
буквальном переводе означающее «огненное
жертвоприношение».
Весной 1942 г. группой специалистов, работавших
в Берлинском университете, по заданию Гиммлера
был разработан план «Ост» — план использования
немцами оккупированных территорий СССР.
Работа с документом
Учащимся раздается документ 3 и
предлагается ответить на вопросы и выполнить
задания:
— какая участь ожидала славянские народы
согласно плану «Ост»;
— как Вы думаете, можно ли считать Холокост
своего рода «генеральной репетицией» нацистской
политики массового истребления народов;
— на Нюрнбергском процессе (суде над
крупнейшими нацистскими преступниками) было
сформулировано понятие «преступления против
человечества»; попробуйте, опираясь на документ
и известные вам факты о Холокосте, объяснить, что
означает это понятие.
ДОКУМЕНТ 3
Из директивы А.Гитлера министру по
делам
восточных территорий А.Розенбергу
о введении в действие Генерального плана «Ост»
(23 июля 1942 г.)
Славяне должны работать на нас, а в случае,
если они нам больше не нужны, пусть умирают.
Прививки и охрана здоровья для них излишни.
Славянская плодовитость нежелательна ...
образование опасно. Достаточно, если они будут
уметь считать до ста...
Каждый образованный человек — это наш будущий
враг. Следует отбросить все сентиментальные
возражения. Нужно управлять этим народом с
железной решимостью…
Говоря пo-военному, мы должны убивать от трех до
четырех миллионов русских в год.
Получив ответы, содержащие приблизительное
объяснение понятия преступления против
человечества — как массового истребления
людей, учитель продолжает изложение материала.
Рассказ учителя
Наверное, самым ужасным, оставшимся навсегда в
памяти человечества преступлением нацистов
стало именно истребление народов —
сознательное, продуманное, планомерное
уничтожение людей по национальному признаку. Для
обозначения этого страшного явления юристам
пришлось ввести специальное понятие — геноцид.
Геноцид представляет собой высшую и
закономерную ступень развития идеи
национального и расового превосходства.
Действительно, если рассматривать
представителей других народов как
«недочеловеков» (а именно такое слово — Untermensсhen
— употребляли нацистские идеологи по отношению
к евреям, славянам, цыганам), то их уничтожение
является вполне закономерным и морально
оправданным: надо же освободить «жизненное
пространство» для высшей расы...
Закономерной выглядит и вся внутренняя логика
развития национализма, расизма и фашизма: из
ксенофобии возникают предрассудки и стереотипы,
закрепляющие чувство ненависти к другому народу;
затем формируется расистская идеология,
подводящая под эту ненависть теоретическую базу;
возникает партия, которая проповедует эту
идеологию приходит к власти, опираясь на
ослепленные ненавистью массы и начинает
проводить политику расовой дискриминации,
окончательно закрепляя в сознании людей образ
недочеловека. Финалом оказывается кошмар
геноцида.
Нацистам удалось (к счастью, лишь отчасти)
осуществить только одно из задуманных ими
преступлений — массовое истребление евреев и
цыган, но, как мы теперь понимаем, огненное
жертвоприношение ждало не только их.
Приступая к изучению Второй мировой войны,
необходимо помнить, что эта война была не только
борьбой между государствами, это была борьба
всего человечества против абсолютно
бесчеловечного и преступного режима, борьба за
спасение в человеке человеческого начала.
|