Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 14:45:30
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Над миром мы пройдем без шума и следа… (М.Ю. Лермонтов и его поколение)
14.11.2011, 11:11:24

Цели: продолжить изучение лирики М.Ю. Лермонтова, познакомить с новой темой в творчестве поэта: Лермонтов и его поколение; показать своеобразие эпохи и её влияние на творчество поэта, раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, продолжить обучение анализу стихотворения.

Форма. Семинарское занятие.

 

ХОД УРОКА


                                                                                    Печально я гляжу на наше поколенье

                                                                                                     М.Ю. Лермонтов "Дума

 

                                                                                   Там жизнь скучна, когда боренья нет.

                                                                                    Мне нужно действовать, я каждый день

                                                                                   Бессмертным сделать бы желал, как тень

                                                                                   Великого героя, и понять

                                                                                   Я не могу, что значит отдыхать

                                                                                                М.Ю. Лермонтов "1831-го июня 11 дня”

I. Чтение учителем сонета В.Я. Брюсова "К портрету Лермонтова”

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил:

Но ты мечтал об ангельски прекрасном,

Ты демонски мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чем томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали

В твоих как будто кованых стихах! 

Я думаю, что вы без труда назовёте имя поэта, кому Валерий Брюсов посвятил эти строки.

Давайте попробуем понять М.Ю Лермонтова, обратившись к его стихам.

II. "И скучно и грустно…” (1840)

1. Чтение стихотворения.

2. Анализ

— Каким представляется вам лирический герой стихотворения – холодным скептиком или человеком с горячим сердцем?

— Как, при помощи каких художественных средств раскрывается внутренний мир поэта? Проследите за развитием лирического переживания.

 

Это внутренний монолог, исповедь, горькие раздумья над жизнью человека, которому жизнь не принесла радости. Герой не надеется на исполнение желаний, да у него уже и нет их ("Что пользы напрасно и вечно желать?”), не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, разуверившись в них ("Любить? Но кого же?.. На время не стоит труда, а вечно любить невозможно…”). Он недоволен не только жизнью, представляющейся ему "глупой шуткой”, но и самим собой ("В себя ли заглянешь – там прошлого нет и следа, и радость, и муки, и всё там ничтожно”).

— Подобные настроения звучат в стихотворениях "Утёс”, "Тучки”, "Сосна”, "Выхожу один я на дорогу” и др. Чем это можно объяснить?

Лермонтов в данном случае не одинок. Многие творческие люди в это время остро чувствуют неудовлетворённость жизнью, те же настроения часто выливаются в их скорбные и горькие признания:

В.Г. Белинский: "У нас нет ни политической, ни учёной, ни литературной жизни. Скука, апатия, томления в бесплодных порывах – вот наша жизнь.”

Н. Огарев (в письме к своей жене): "странно и страшно жить на свете…” "И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, – такая пустая и глупая шутка!”

А.И. Герцен (запись в дневнике): "Как невыносимо грустно и тягостно жить подчас! Книга выпадает из рук, перо также…”

— Чем можно объяснить такое состояние людей?

Сообщение учащегося.

Историческая справка – 30-е годы в истории России.

— Каким предстает поколение 30-х г. в творчестве Лермонтова?

Называется тема урока: "Над миром мы пройдем без шума и следа”

III. "Дума” (1838)

1. Чтение учеником.

2. Анализ.

— Ваше мнение о стихотворении?

— Каково было его слушать?

— Почему стихотворение названо "Думой”? Как содержанию стихотворения, строю мыслей и чувств поэта соответствует его звучание?

— Как характеризует Лермонтов в "Думе” жизненный путь и идеалы своих современников? За что осуждает, в чём упрекает их поэт?

— Насколько справедливы эти упреки? Можно ли их отнести ко всему поколению?

— Как в выборе художественных средств раскрывается позиция Лермонтова, его отношение к своим современникам?

Знаменательно название стихотворения. Слово "Дума” ассоциируется с "Думами” Рылеева”. Однако это скорее связь по контрасту – в таком определении таится горькая ирония. "Думы” Рылеева были посвящены выдающимся людям, их героическим делам. В "ДумеЛермонтова – рассказ о жалкой участи их потомков.

Официальная, правительственная позиция, выраженная Бенкендорфом: "Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается её будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение".

Лермонтов как бы выступает в полемику с этой официальной теорией. Что же говорит он об исторических судьбах людей своего поколения?

— Жанр "Думы”? Белинский о стихотворении. Потеряла ли "Дума” свое значение в наши дни?

Жанр произведения

Вот высказывания критиков и литературоведов на этот счёт.

С.П. Шевырев назвал стихотворение "ужасной эпитафией всему молодому поколению”.

У.Р. Фохт назвал "Думу” социальной элегией, характерно лермонтовской жанровой формой, далекой от элегий сентиментально-романтической литературы, например элегий Жуковского.

В.Г. Белинский: "Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдет в нём разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется не него своим воплем, своим стоном? Если под "сатирою” должно разуметь не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, – то "Дума” Лермонтова есть сатира, и сатира есть законный род поэзии.”

— Какая точка зрения ближе вашему пониманию?

— У Лермонтова много стихотворений-двойников. Напряженность его поисков, энергия души и неподвижность действительности, какая окружала поэта, приводили Лермонтова к возвратам мотивов, тем, даже композиции стихотворений. Но возвращение не было поворотом, напротив, часто становилось пересмотром позиции.

Сравним стихотворения "Монолог” (1829) и "Дума” (1838)

1. Почему раннее стихотворение Лермонтова названо "Монолог”, а позднее "Дума”?

2. В чём видит Лермонтов трагедию поколения и кого винит в том и другом стихотворении?

3. В каком из стихотворений сильнее звучит сочувствие поколению, в каком обвинение ему?

4. Чем отличаются и какую оценку содержат сравнения:

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветем недолго, быстро увядаем

                                                 ("Монолог”)

Как тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

                                                  ("Дума”)

В "Монологе” Лермонтов ещё сочувствует поколению, винит обстоятельства, ещё надеется на понимание. "Дума” – размышление наедине с самим собой, а не обращение. Собеседников у поэта нет, он смотрит на своё поколение отчуждённо, хотя местоимение "мы” непрестанно повторяется в тексте. Однако начало и конец стихотворения отделяют поэта от поколения, и суд в "Думе” беспощаден. Равнодушие, с которым поколение отнеслось к жизни, даже к своей судьбе, оказывается обоюдоострым мечом. Равнодушное поколение заслуживает лишь презрения потомков.

IV. "1 января 1840 года”

1. Чтение стихотворения.

2. Предыстория.

 

Стихотворения написано под впечатлением новогоднего маскарада в Благородном собрании. Иван Сергеевич Тургенев, бывший там и видевший Лермонтова, в "Литературных и житейских воспоминаниях” писал: "В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смутного лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ… Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко: он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки: одна маска сменялась другою; он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.”

Ваше мнение о стихотворении.

Каково было его слушать?

Как построил и написал его поэт?

Как меняются интонации и образы стихотворения?

Что в нем особенно поразило, осталось в памяти?

Какая часть стихотворения (а оно ведь так контрастно) вам ближе?

Оправдан ли "железный стих” Лермонтова? Где вы услышали его в стихотворении?

Как создаёт поэт стихи, чтобы они стали "железными”?

Ответы учащихся.

V. Как противостоять этому всеразрушающему скептическому отрицанию? Где найти силы, чтобы не только существовать, но и жить, бороться, верить?

Чем хуже, безнадёжнее, безысходнее земная жизнь, тем настойчивее лирический герой поэта устремляется к жизни вечной, к небу, к Богу:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Вспомним и его "Молитву

"В минуту жизни трудную” (чтение ученика)

Стал ли Лермонтов теперь понятнее нам?

VI. Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Стал ли М.Ю. Лермонтов вам ближе и понятнее?

VII. Домашнее задание: выучить одно из стихотворений Лермонтова наизусть.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно
Просмотров: 2329 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0